Феномен тревожности - Дегтянская средняя общеобразовательная школа
 
 

Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?


ГЛАВНАЯ

ШКОЛЫ

ДЕТСАДЫ

КУЛЬТУРА, СПОРТ ...

КАРТА

БИБЛИОТЕКА

СООБЩЕСТВА

КОНКУРСЫ











Блог школы - Дегтянская средняя общеобразовательная школа


ШКОЛА

МАТЕРИАЛЫ

БЛОГ

ЧАТ

СООБЩЕСТВО
Вы здесь:  Дегтянская средняя общеобразовательная школа / Блог школы / Феномен тревожности


ЗАПИСЬ #3

КОММЕНТАРИИ (2)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


01 марта 2011, 13:41, автор - администратор
Алексей Вениаминович Гадаев

Феномен тревожности

Феномен тревожности интересовал с глубокой древности. До сих пор содержание слова тревожность остается не уточнённым и приблизительным, так как оно имеет широкий диапазон значений и свидетельствует о разнообразии психологических и биологических факторов определяющих тревожность. Потому все направления теоретической психологии могут быть адекватны при описания тревожности.
Р. Хеллэм считает, что неспособность распознавать собственную "тревожность" делает человека неготовым к развитию ситуации. Мы все в наибольшей степени доверяем наиболее спокойным людям.
Знание о том,что он "тревожен", заставляет окружающих учитывать возможность непродуктивности взаимодействия. С другой стороны, тревожный заручается поддержкой. Испытывать высокую тревожность можно встречаясь с обычными требованиями жизни: обращаясь с друзьями, стоя на автобусной остановке, в школе перед экзаменом или тестированием. Когда источник опасности очевиден, переживаемая эмоция называется страхом. Однако в случае когда речь идёт о тревожности, мы часто не в силах чётко уточнить, в чём состоит опасность. Интуиция подсказывает, что тревожность переживается как неприятное внутреннее состояние, при котором мы предчувствуем некое ужасающее событие, которое не вполне удаётся спрогнозировать, исходя из наших реальных обстоятельств. Для описания этого состояния часто используется, например, термин "тревожное предвидение"(Barlow, 1996)[Р.Карсон и др. Аномальная психология.М.: Питер. 2004.с.279].
Тревожное расстройство - это болезненное ожидание какой-то неприятной ситуации, которое предупреждает: "Впереди опасность!"
Тревожное расстройство имеет в своей основе нерациональный страх или тревогу такой интенсивности,что она делает человека недееспособным.

У дошкольников и младших школьников тревожность является результатом препятствия на пути достижения потребности в чём-либо. Эта потребность является ведущим стимулом для преодоления такого препятствия в данном возрасте. Потребность в надёжности, защищенности от нарушения отношений с близкими взрослыми(защищенности от "базальной тревоги", К.Хорни). Тревожность в дошкольном возрасте является производной широкого круга социально-психологических нарушений, представляя собой более или менее генерализованные и типизированные ситуационные реакции.
А.В. Микляева, П.В. Румянцева считают, что в отличие от дошкольников, у младших школьников такими близкими, помимо родителей, могут оказаться учитель,воспитатель. Устойчивым личностным образованием тревожность становится к подростковому возрасту. В подростковом возрасте тревожность начинает опосредоваться с самосознанием, становясь личностным свойством (личностная тревожность). Существенное повышение уровня тревожности в подростковом возрасте может быть связана с хроническим нервно-психическим перенапряжением, которое не проходит после отдыха (астения - греч. astheneia - бессилие, слабость). У подростка с такими личностными особенностями легко возникают опасения,волнения, страхи (тревожно-мнительные черты). Это проявляется в недостатке уверенности в себе и также проявляется в отказе от деятельности, которая кажется слишком трудной. По этой же причине занижается оценка достигнутых результатов. Подросток в этом случае затрудняется в принятии решений из-за отрицательного прогнозирования последствий будущего развития событий. Из-за низкой уверенности в себе у подростка часто наблюдается трудности в общении при вхождении в новый коллектив.
А.М.Прихожан (1998) считает, что в дошкольном возрасте ребёнок боясь совершить ошибку пытается контролировать себя (тревожный гиперконтроль), что приводит к нарушению соответствующей деятельности. В дошкольном возрасте более тревожны мальчики,чем девочки, а к 9-11 годам соотношение становится равномерным.
А.М. Захаров (1997), Б.И.Кочубей, Б.И.Новикова (1988), Л.В. Макшанцева (1998) утверждают, что по достижению 12 лет у подростков по содержанию тревожность девочек отличается от тревожности мальчиков, так как происходит резкое повышение тревожности у девочек, они больше волнуются за взаимоотношения с другими людьми, а мальчиков волнует насилие во всех аспектах.
Нас интересует школьная тревожность в образовательной среде.
Школьная образовательная среда описывается следующими признаками (Г.А.Ковалев,1993):
* физическое пространство,характеризующееся эстетическими особенностями и определяющее возможности пространственных перемещений ребенка;
* человеческие факторы, связанные с характеристиками системы "ученик - учитель - администрация - родители";
* программа обучения.
А.В.Микляева, П.В. Румянцева на основе анализа литературы и опыта работы со школьной тревожностью выделили несколько факторов, воздействие которых способствует её формированию и закреплению. В их число входит:
* учебные перегрузки;
* неспособность учащегося справиться со школьной программой;
* неадекватные ожидания со стороны родителей;
* неблагоприятные отношения с педагогами и администрацией школы;
* регулярно повторяющиеся оценочно-экзаменационные ситуации;
* смена школьного коллектива и/или непринятие детским коллективом [1.c.26-29].
1. А.В. Микляева, П.В. Румянцева. Школьная тревожность: диагностика. профилактика, коррекция. СПб,: Речь, 2007.














ОБСУЖДЕНИЕ


пользователь отключен2011-03-01 16:51:33 - пользователь отключен
Комментарий отключен модератором
Татьяна Викторовна Булатова2011-03-01 16:53:45 - Татьяна Викторовна Булатова
Полезнее были бы упражнения на снижение уровня тревожности и по профилактике.
Поделитесь, пожалуйста!

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться









  Copyright © 2berega.spb.ru, ПроШколу.ру, 2007-2024. Все права защищены.   Контакты
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу