Все мы
помним детскую песенку «Если б не было школ, до чего человек бы дошел», в
которой гипотетический отказ от школьного образования грозил человечеству
впадением в дикость и варварство. Будучи школьником, эта песенка казалась мне
чрезмерно чванливой, ведь образование непременно связывается с пребыванием в
школе. Из личного опыта я усвоил грустные истины о системе современного
образования.
Во-первых,
школа (да и ВУЗ тоже) - это «тюрьма». В осознании школы как тюрьмы я далеко не
одинок. Недавно мои знакомые сдавали ребенка в первый класс: «Мы шли с ним
рядом, плакали, но сделать ничего не могли». Конечно, школа - это не
сосредоточение социального зла: есть успешные директора, талантливые и
отзывчивые преподаватели, дружные классы и интересные учебники. Но ведь и
тюрьмы могут управляться профессиональными менеджерами, в них могут быть незлые
надсмотрщики, среди узников попадаются Александр Солженицын, Мигель де
Сервантес, Федор Достоевский. А плетение мебели, если верить Теодору Драйзеру,
может быть увлекательным занятием, даже если вы финансист. Однако и тюрьма, и
школа остаются местами лишения свободы. Только тюрьма лишает свободы тех, кто в
чем-то провинился перед властью или обществом, а в школе лишают свободы
невиновных детей, прикрываясь рассуждениями об их благе.
Во-вторых,
официальное образование носит сугубо ритуальный характер. Неважно, умен ты или
глуп, глубоко знаешь предмет или просто умеешь пользоваться шпаргалкой, сам
написал кандидатскую или перефразировал чужие мысли, - соблюдай ритуалы и
продвинешься по лестнице официального образования. При этом собственно учение
не является результатом преподавания (как вера в Бога не является результатом
церковного ритуала): все, что выучено насильно, быстро забывается - в отличие
от действительно нужного и зачастую познаваемого вне школы. Перетекание
школьных знаний в реальную жизнь сильно ограничено. В лучшем случае из всей
школьной программы большинство людей в повседневной жизни пользуются небольшими
фрагментами из 4-5 предметов. И стоило на это тратить 11 лет жизни?
В-третьих,
ученик - это второстепенный элемент в системе образования. Изучая регионы
России, невольно приходишь к выводу, что для системы образования очень важны
здания, учителя и результаты ЕГЭ (если школа элитная, то к этой триаде
добавится лояльность родителей как основных спонсоров). Жизненные стратегии
учеников, их таланты и стремления имеют второстепенное значение. Более того,
вопреки индустриальной логике (а нынешняя школа - это типичный институт
индустриального общества) зачастую неважным является даже число учеников: на
одного учителя может приходиться от 2 до 22 учеников. Как для системы
здравоохранения неважен пациент - была бы койка, а больной найдется, так и для
системы образования неважен ученик - была бы школа, а в ней парта, а мы уж
разберемся, чем за деньги налогоплательщиков занять прикованного к ней человека
в течение 11 (а лучше 12) лет.
Современную
школу можно критиковать и с точки зрения социальной справедливости. Об этом еще
40 лет назад очень красочно написал австрийский философ Иван Иллич в книге «Освобождение
от школ». По сути, бедными считаются те, кто отстал от рекламируемого стандарта
потребления. Вначале им говорят: «Смотрите, те, кто закончил 9 классов,
зарабатывают больше, чем те, кто не имеет среднего образования». Затем
выясняется, что для успешного выхода на рынок труда надо окончить 11 классов, а
потом - все 12. Позже оказывается, что те, кто не окончил ВУЗ, не могут
соперничать с теми, кто имеет высшее образование, а это еще 4-6 лет обучения.
Далее в иерархии идут кандидатские, докторские, PhD, MBA престижных западных
школ, до которых бедные точно никогда не доберутся. При этом все эти годы
бедные семьи вынуждены тратить много времени на обучение и мало - на
зарабатывание денег. В результате они все больше тратят на «бесплатное образование»,
а их образовательный уровень всегда на шаг позади принятого в обществе
стандарта потребления «корочек». В российском обществе это усугубляется тем,
что в ряде регионов дополнительное бюджетное финансирование выделяется
«продвинутым» лицеям и гимназиям, которые посещают преимущественно дети из
обеспеченных семей. В результате государство больше тратит на бесплатное
образование богатых.
Кроме
дискриминации по социальному статусу школа дискриминирует людей и по возрасту.
Эта дискриминация приводит к трем неприятным последствиям:
-
Искусственно продлевается
детский возраст и откладывается начало трудовой деятельности. Это
усиливает инфантилизм современного общества. В 15 лет Октавиан Август уже
был префектом Рима, а Моцарт написал свою первую композицию в 6 лет.
Нынешняя школа отбирает у талантов слишком много времени на стандартную
программу и закрывает для детей и подростков целый спектр карьер;
-
Львиная доля ресурсов на
образование тратится на весьма специфическую возрастную группу;
-
Решение о том, что только школы
могут преподавать детям, создает монопольную систему, перед которой дети
оказываются беззащитны.
Что же нам
делать с современной школой? Можно оставить все как есть. Тогда если мы бедны,
мы можем лишь грустно вздохнуть и сдать ребенка на милость официальной школе.
Если мы очень богаты, мы можем попробовать создать для своих детей
альтернативную систему образования, но тогда придется заплатить дважды: один
раз официальной школе для покупки корочек, лычек и петличек, а второй раз -
частным преподавателям, репетиторам, тренерам, оплатить пребывание за рубежом
для нормального изучения иностранного языка, купить весь необходимый для
образования инвентарь и т. д. и т. п.
А можно
объединиться и попробовать освободить общество от индустриальной школы во имя
наших детей. Вот очень умеренный план постепенного освобождения от школы:
-
Сокращение требований к наличию
образовательных сертификатов при приеме на работу: проверять надо знания и
навыки, а не диплом;
-
По возможности сократить
привилегии, связанные с получением образования. Например, в настоящее
время получение среднего и высшего образования, а затем защита
кандидатской степени являются легальной возможностью избавиться от
воинской повинности, что, по сути, является дискриминацией людей, не прошедших
эти образовательные ступени. Переход на контрактную армию положит этому
конец;
-
Остановить удлинение сроков
обучения в школе (ни в коем случае не переходить на 12-летнее обучение), а
в идеале обратить этот процесс вспять, сократив среднее образование,
например, до 9 лет;
-
Сократить объем и перечень
обязательных предметов с тем, чтобы у школьников оставалось как можно
больше времени на самостоятельное обучение или на работу;
-
Перенаправить финансовые потоки
от сертифицированных учителей и утвержденных Минобразом программ к самим
гражданам (молодым, зрелым и совсем пожилым), чтобы они сами решили, чему
и у кого они хотят учиться. Для этого необходимо наделить всех граждан
образовательными ваучерами и возможностью получить образовательные
кредиты, чтобы они могли самостоятельно реализовывать свои образовательные
потребности не только в школе, но и у частных репетиторов, в кружках,
секциях, нетоталитарных церковных организациях, в российских и зарубежных
ВУЗах и даже на частных фирмах;
-
Создать общественные сети,
позволяющие всем заинтересованным людям максимально быстро и дешево
удовлетворять свои образовательные потребности. Такие сети могут
поддерживаться несколькими службами:
-
службой рекомендации
образовательных объектов, которая облегчит доступ к предметам и
процессам, используемым для обучения. Эти объекты могут находиться в
школах, университетах, ВУЗах, научных лабораториях, театрах, музеях,
библиотеках, промышленных предприятиях и объектах инфраструктуры (при
этом владельцы этих объектов могут устанавливать плату за их
использование, а «ученики» - расплачиваться образовательными ваучерами
или средствами образовательных кредитов);
-
службой обмена навыками и
подбора партнеров по совместному исследованию;
-
службой рекомендации старших
преподавателей (для информирования пользователей о профессионалах,
оказывающих образовательные услуги).
При этом
уровень развития социальных сетей вполне позволяет осуществить функционирование
этих служб в автономном от государства режиме без лишней бюрократии. Таким
образом, небольшое сокращение «официального» образования (как по времени, так и
по финансированию) позволит направить ресурсы на формирование рынка знаний, где
власть потребителей будет существенно выше, чем в современной школе.
Превращение
школы из причудливого сочетания тюрьмы и церкви, где место Бога заменили
прогресс, наука и социальное лицемерие, в образовательную сеть, охватывающую
все общество и позволяющую всем желающим свободно учить и учиться, не только
подстегнет развитие инноваций в образовании, но и заложит фундамент для
коренного пересмотра других устаревших социальных институтов.
Владимир
Назаров, заведующий лабораторией бюджетного федерализма Института экономики
переходного периода.
http
://fom
.ru
/blogs
/10049
Тэги:
новая школа