Понятие тревоги в психологии имеет различные значения.
Этим термином обозначается и "промежуточная переменная", и временное
психическое состояние, возникшее под воздействием стрессовых факторов, и
фрустрация социальных потребностей. Подчас идёт смешение понимания
термина тревоги как психического состояния и как тревоги как свойства
личности.
Отличие тревоги от других эмоциональных состояний.
Наибольшие трудности возникают при различении состояний тревоги от
страха. Если субъект испытывает страх, то он переживает потребность в
немедленных действиях (уходит от ситуации или пытается её преодолеть)
проявляя не дифференцированную активность (Epstein,1972;Spilberger,
1972)[c.77]. Страх рассматривается как реакция на определённую и
непосредственно воспринимаемую опасность, а тревога проявляется как
реакция "безобъектная",которая возникает при переживании угрозы,
несмотря на отсутствие реальных сигналов опасности в ситуациях
неизвестности и неопределённости. Состояние тревоги переживается в тех
случаях, когда объективные условия не являются угрожающими и опасность
не известна, но возможна как реакция на угрожающую ситуацию. Применение
термина "тревога" характеризуется как ощущение напряжения с прогнозом
неблагополучия в развитии событий при неосознанности источника
опасности. При повышенной склонности к переживаниям состояния тревоги,
переходящее в хроническое эмоциональное состояние, у индивида может
проявляться патология. Однако тревога и невротичность могут выступать
как одно из проявлений эмоциональной возбудимости (личностная
тревожность) и как свойство темперамента(Стреляу, 1982). В разных
обстоятельствах тревога может проявляться как черта личности, которую
Saranson изучил и ввёл понятие "тестовой" или "экзаменационной" тревоги.
Это понятие отражает склонность к возникновению ситуативной тревоги у
человека, который находится в ситуациях при проведении экспертизы,
экзамена,тестирования. Ситуативную тревогу можно рассматривать как драйв
с сильным специфическим стимулом и как проявление индивидуальной
реакции у индивида. Существует взаимосвязь между состоянием индивида и
личностными качествами. У экстравертов доминируют скорее позитивные
реакции, чем негативное подкрепление. Поэтому экстраверты стремятся к
удовлетворению своих желаний и отличаются нечувствительностью к
отрицательному подкреплению. А интроверты сильнее реагируют на
отрицательное подкрепление и слабее на положительные подкрепления. Такой
паттерн реагирования делает интровертов более подверженными тревоге по
сравнению с экстравертами (с.81). Тревожные индивиды направляют внимание
вовнутрь, тогда как не тревожные в большей степени сосредоточены на
внешних событиях и не обращают внимание на свои физиологические
ощущения. Закон Йеркса-Додсона гласит, что на деятельность влияет
уровень возбуждения. Легкая тревога оказывает положительное,
стимулирующее влияние, а сильная тревога - отрицательное влияние на
деятельность субъекта. Одно из основных составляющих тревоги является
беспокойство. Поскольку тревога связана с неопределенностью, тревожным
индивидам свойственно проявление беспокойств и формирование тревожных
ожиданий. Ожидания амбивалентны. Sarbin (1957) предлагает заменить
термин тревога на "когнитивное напряжение". Noues и Hoehn-Saric (1998)
дают следующее определение тревоги:
"Тревога - неотъемлемая часть жизни человека. Тревога выполняет функцию
биологической системы предупреждения, которая активизируется опасностью,
утраты значимого объекта, интрапсихического конфликта (конфликта между
потребностями и требованиями). Тревога - это отрицательная эмоция,
которая связана с телесным дискомфортом. В отличии от депрессии тревога -
это реакция на угрозу и направлена в будущее. С тревогой связан гнев,
уменьшение которого может вести к пропорциональному снижению тревоги.
Временное состояние депрессии возникает, когда человек теряет
уверенность в том, что способен контролировать тревогу. Тревога может
усиливать подозрительность и приводить к агрессивным действиям. Тревога
проявляется соматически (вегетативно) как потение, сердцебиение
влажность ладоней, сухость во рту, сдавливание в груди, покраснение,
ощущение повышения температуры тела, ощущение нехватки воздуха, учащение
дыхания, колики в животе, тошноту, позывы к мочеиспусканию и
дефекации". При сильной тревоге возможна бессонница, а концентрация
внимания подчас невозможна[c.87-89].
1. Астапов.В.М. Тревожность у детей. М.: Per Se.,2008.