Д
ыхательная гимнастика
Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой под контролем центральной нервной системы. Нарушением функции речевого дыхания считается: подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе; слишком большой вдох; учащенность дыхания; укороченность выдоха; неумение делать незаметный добор воздуха; неправильная осанка. Суть разработанных методик по восстановлению и развитию этой функции — в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра.
Выполнение дыхательной гимнастики помогает сохранить, укрепить здоровье ребенка. Она дает возможность зарядиться бодростью и жизнерадостностью, сохранять высокую работоспособность. Гимнастика хорошо запоминается и после тренировки выполняется легко и свободно.
Кроме того,
дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие:
— положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
— способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;
— улучшает дренажную функцию бронхов;
— восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
— исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника.
Дыхание является важнейшей функцией организма. Важное место в физической культуре занимают специальные дыхатель
ные упражнения, которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую дыхательных путей, укрепляют дыхательную мускулатуру. Еще древние
восточные мудрецы, создатели различных дыхательных систем, придавали большое значение дыхательным упражнениям. Считалось, что кроме ки
слородного питания с помощью дыхания происходит и энерге
тическая подпитка организма. Правильное дыхание регулирует состояние нервной системы человека.
Известно немало методик дыхательной гимнастики
(по К. П.
Бутейко
, А. Н.
Стрельниковой
, по системе йоги и др.)
, но механически следовать какой-либо из них не целесообразно.
От дыхания во многом зависят здоровье человека, его физи
ческая и умственная деятельность, например, частота дыхания и дыхание попеременно через левую и правую ноздри влияют на функции мозга.
Тренированность дыхательной мускулатуры определяет фи
зическую работоспособность и выносливость человека: стоит неподготовленному человеку пробежать несколько десятков метров, как он начинает учащенно дышать и ощущать одышку из-за слабого развития дыхательных мышц. У тренированных людей не бывает одышки, и их дыхание быстро успокаивается даже после длительной физической нагрузки.
Процесс дыхательных движений осуществляется диафраг
мой и межреберными мышцами. Диафрагма -
мышечно
сухожильная
перегородка, отделяющая грудную полость от
брюшной
.
Главная ее функция - создать отрицательное давле
ние в грудной полости и положительное в брюшной.
В зависи
мости от того, какие мышцы задействованы, различают четыре типа дыхания:
•
нижнее или «брюшное», «диафрагмальное»
(в дыхатель
ных движениях участвует только диафрагма, а грудная клетка остается без изменений; в основном вентилируется нижняя часть легких и немного - средняя)
;
•
среднее или «реберное»
(в дыхательных движениях участ
вуют межреберные мышцы, грудная клетка расширяется и не
сколько поднимается вверх; диафрагма также слегка поднима
ется)
;
•
верхнее или «ключичное»
(дыхание осуществляется только за счет поднятия ключиц и
плечей
при неподвижной грудной клетке и некотором втягивании диафрагмы; в основном венти
лируются верхушки легких и немного - средняя часть)
;
•
смешанное или «полное дыхание йогов»
(объединяет все вышеуказанные типы дыхания, при этом равномерно вентили
руются все части легких)
.
Значит, вдох и выдох, сменяя друг друга, обеспечивают вен
тиляцию легких, а какую их часть - зависит от типа дыхания.
Насколько легкие наполнились воздухом, определяется глу
биной вдоха и выдоха: при поверхностном дыхании использует
ся только дыхательный объем воздуха; при глубоком -
помимо
дыхательного, дополнительный и резервный. В зависимости от этого меняется частота дыхания.
Легкие являются органом не только дыхания, но и выделе
ния, регуляции температуры тела. Они также принимают уча
стие в выработке физиологически активных веществ, участ
вующих в процессе свертывания крови, обмена белков, жиров и углеводов.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, какую ог
ромную роль играет дыхательная гимнастика в закаливании и оздоровлении детей и как важно к решению этой задачи по
дойти обдуманно и ответственно.
При разработке комплексов дыхательной гимнастики мы учитывали:
•
эффективность каждого упражнения для закаливания и оз
доровления детей в условиях дошкольного учреждения;
•
доступную степень сложности упражнений для детей раз
ного возраста;
•
степень влияния упражнений на укрепление дыхательной мускулатуры, вентиляцию всех отделов легких, развитие верх
них дыхательных путей и т. д.
С целью систематического использования дыхательных уп
ражнений они должны включаться в комплексы оздоровитель
ной гимнастики и физкультурных занятий.
Для анализа результативности работы раз в квартал необхо
димо вносить комплексы дыхательной гимнастики в физкуль
турное занятие
(в помещении, вместо
общеразвивающих
упраж
нений, с уменьшенной дозировкой в исполнении)
.
На занятиях по физической культуре, после сна, на утренней гимнастике используются некоторые упражнения из Восточной дыхательной гимнастики, например:
•
Исходное
положение
сидя на полу «по-турецки», руки ла
донями друг к другу на уровне груди; делается глубокий вдох, руки медленно поднимаются вверх, выдох - руки медленно опускаются в исходное положение.
•
Исходное положение то же. Глубокий вдох - руки медлен
но вытягиваются вперед, выдох - руки медленно возвращаются в исходное положение.
•
Исходное положение основная стойка. Вдох - руки вверх, к плечам - задержка дыхания, выпад вперед с вытянутыми ру
ками - медленный выдох.
|