Современное детство как - Валентина Николаевна Афонина
 
 

Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?


ГЛАВНАЯ

ШКОЛЫ

ДЕТСАДЫ

КУЛЬТУРА, СПОРТ ...

КАРТА

БИБЛИОТЕКА

СООБЩЕСТВА

КОНКУРСЫ











Валентина Николаевна Афонина


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Валентина Николаевна Афонина / Блог / Современное детство как


ЗАПИСЬ #2

КОММЕНТАРИИ (0)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


18 октября 2018, 06:46, автор - хозяйка блога
Валентина Николаевна Афонина

Современное детство как

«Современное детство как психолого-педагогический феномен»

(Современные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей)

 

«От того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы,

что вошло в разум и сердце из окружающего мира

от этого в решающей степени зависит, каким

человеком станет сегодняшний малыш»

В.А.Сухомлинский

Аннотация: В статье рассматривается вопрос о роли и степени активности родителей в воспитании и обучении дошкольников. Выделяется проблема зависимости детей от компьютерных устройств и не понимания родителей в пагубности данных привычек. Предлагаются наиболее эффективные формы привлечения родителей в образовательную среду ДОУ, как средства  обеспечения психолого – педагогической поддержки семьи и повышения компетенции родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Система дошкольного образования, как обозначено в Законе РФ «Об образовании», является первой ступенью в системе непрерывного образования, что предъявляет повышенные требования к качеству образования в ДОУ. Процесс модернизации образования предъявил серьезные требования к дошкольным учреждениям. Ключевой вопрос модернизации –это повышение качества образования. Особенность управления качеством образования в детском саду состоит в том, чтобы не растеряв прошлый хороший опыт, начать осваивать нововведения развивающего характера.

Целью развития дошкольного учреждения в контексте управления качеством образования является создание условий, обеспечивающих оптимальное личностное развитие каждого ребенка. В соответствии с этим меняется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Педагог дошкольного учреждения – не только воспитатель детей, но и партнёр родителей по их воспитанию.

Как всем известно, семья для дошкольника – жизненно необходимая среда, во многом определяющая путь его развития. Семья стоит у истоков воспитания. Она является основным социальным институтом в формировании личности ребенка. Семья и дошкольное учреждение –два важных института социализации ребенка. Они не могут заменить друг друга. Как бы серьезно ни продумывались бы формы воспитания детей в детском саду, какой бы высокой ни была квалификация педагогов, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки активного участия родителей в воспитательно-образовательном процессе.

Включение семьи как партнера и активного субъекта в образовательную среду дошкольного образовательного учреждения качественно изменяет условия взаимодействия педагогов и родителей. В основе этого союза – единство взглядов на воспитательный процесс, вместе выработанные общие цели и воспитательные задачи, пути достижения результатов.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и развития детей.

Весьма актуальной проблемой современных детей является зависимость от компьютерных устройств. Многие взрослые специально дают своим детям гаджеты, например, чтобы не капризничал, не устраивал истерик. При этом знакомить ребенка с гаджетами родители начинают уже с первого года жизни, а то и раньше. И это не правильно! Поскольку в раннем дошкольном возрасте у ребенка возникают особые эмоциональные отношения с близкими людьми. Это время, когда роль любящего родителя незаменима и любые «электронные няни» могут только навредить ребенку.

В период дошкольного детства, а так же в соответствии с ФГОС ДО ребенок осваивает важнейший навык – ролевую игру, в процессе которой он воспроизводит поведение взрослых. В игре – сначала эмоционально, а затем интеллектуально ребенок осваивает всю систему человеческих отношений, а из отношения к другому человеку формируется смысл поступков и действий. Компьютерная же игра, в исполнении дошкольника, имеет другую психосоциальную структуру. Такая игра не требует высокого интеллектуального потенциала, творчества, умения разговаривать, договариваться и сотрудничать, проявлять личностные душевные и нравственные качества. Сенсорные эффекты, иллюзии примитивны, понятны без слов, поэтому дети способны сами наполнять свой досуг, независимо от друзей и родителей, что ведет к деградации личности. Данная зависимость – явление многоликое и чрезвычайно сложное. Пагубные привычки быстро перерастают в болезненные состояния психики, аффективный компонент поведения. Ситуация осложняется ещё и тем, что зачастую дети с подобными трудностями имеют нарушения не в одной, а в нескольких сферах, и выявление характера нарушений требует специальных исследований.

Таким образом, нам взрослым, важно не допустить, чтобы компьютерные устройства в жизни ребёнка стали источником проблем. Отучить ребенка от частого использования гаджетов, как показывает практика, очень сложно. Но сделать это необходимо.

Как изменить такое положение – победить детскую зависимость от компьютерных устройств? Как заинтересовать, привлечь родителей к активному совместному участию в воспитательно-образовательном процессе, который будет способствовать развитию ребенка и помогать ему шагать в ногу со временем.

В связи с этим, вопрос поиска и осуществления современных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных.  

Наиболее эффективными в построение конструктивных взаимоотношений с родителями считаем нетрадиционные формы, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей, такие как реализация проектов, родительские мастер- классы «Гость группы», интерактивные игры.

Остановимся кратко на каждой из них.

Одной из наиболее распространенной формой включения родителей в образовательный процесс ДОУ – является  метод проектов. Проектную деятельность можно рассматривать, как вид культурной практики ребенка, которая направлена на развитие у него универсальных культурных способов действий (умений), универсальные компетентности, помогающие ему действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности. Данные формы взаимодействия с семьёй позволяют обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. И как результат: успешное развитие воспитанников ДОУ и реализация творческого потенциала родителей и детей. Тем самым ребенок постоянно находится в зоне ближайшего развития и то, что он сегодня делает с помощью взрослого, в дальнейшем сможет сделать сам. В соответствии с тематическим планированием были организованы проекты :

- Комплексные: «Сказки Пушкина», «Кем быть?»;

- Групповые: «Как я провел это лето», «Добрые сказки»;

- Индивидуальные: «Мои увлечения»;

- Исследовательские: «Путешествие капельки».

   Обычная тема перестает быть абстрактной и приобретает созвучное опыту детей направление.  Результатом деятельности по проектам может быть: выпуск газеты, презентации, выставки художественного творчества.

Родительский мастер-класс «Гость группы»  – это такая форма совместной партнерской деятельности, когда родитель выступает в роли обучающего взрослого. Воспитатель здесь – помощник родителя-мастера, вместе с детьми он участвует в предложенных мастером заданиях, тем самым подает пример культуры общения и взаимоотношений со взрослыми. Предметом мастер-классов, как правило, становятся профессии родителей, их увлечения, семейные традиции, достижения и т.д.

Например, мастер-классы: «Веселые нотки», «В шахматном королевстве», «Откуда на Мишке штанишки», «Мой папа-спасатель». В частности, в образовательной области «Художественное творчество» был проведен родительский мастер-класс «Необычный рисунок», в ходе которого мама воспитанницы группы продемонстрировала детям нетрадиционные приемы техники рисования «Пескографию», в результате которого получился коллаж «Зимние забавы».

Организация родительских мастер-классов требует тщательной подготовки. Родитель-мастер должен быть не только профессионалом в своем деле, но также и интересным собеседником, ему действительно должно нравиться то, чем он занимается, потому что, только поистине увлеченный человек, может увлечь других. Приглашенными мастерами также выступают дедушки и бабушки, близкие родственники воспитанников. Результаты родительских мастер-классов транслируются через выпуск видеофильмов, стенгазет, выставки творческих работ, создание коллекций, фотоальбомов.

Так родители начинают глубже понимать значимость своего участия в воспитании своего ребенка и всех детей группы. Самое главное – меняется роль родителя от наблюдателя или контролера – к субъекту образования своего ребенка. Для детей – это расширение границ познавательного и социального опыта. Воспитателю же предоставляется возможность решить ряд важных психолого-педагогических задач.

Интересной формой взаимодействия с семьями воспитанников является  интерактивная игра, позволяющая родителям лучше, чем в сложном реальном мире, познать и понять структуру и причинно-следственных взаимоотношений со своим ребенком. Посредством интерактивной игры можно более эффективно показать и обучить родителей новым способам поведения со своими детьми и проверить на практике свои идеи. Так же данная форма привлекает тем, что носит игровой характер, пробуждает любопытство, готовность к риску, создаёт ситуацию испытания и дарит радость открытий. Можно выделить следующие игры: «Это мой ребенок», «100 к одному», «Счастливый случай» целью которых: выбрать тактику правильного отношения родителей к индивидуальным особенностям своего ребенка. В ходе игры родителям предлагаются: выставка рисунков, видеозапись высказываний детей о семье, о предметах и об окружающем мире. Данная форма взаимодействия позволяет родителям задуматься над тем, не потеряли ли они в повседневной суете свое главное предназначение – материнство и отцовство.

В ходе такого сотрудничества была отмечена активность родителей в желании участвовать в педагогическом процессе, выросли такие качественные показатели как: инициативность, ответственность, позитивное отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.

Слова В.А.Сухомлинского: «Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность».

Список литературы.

1.     Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника.

2.     Кисилева Л.С., Данилина Т.А, Лагода Т.С… Зуйкова М.Б.Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ.

3.     Крылова Н.М. Детский сад- Дом радости. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. –М.: ТЦ Сфера, 2013.

4.     Маейр А.А., Давыдова О.И., Воронина Н.В.555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада.

5.     Пастухова И.О. Создание единого пространства развития ребенка. Взаимодействие ДОУ и семьи.

6.     Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

 






ОБСУЖДЕНИЕ


Комментариев пока нет

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться









  Copyright © 2berega.spb.ru, ПроШколу.ру, 2007-2024. Все права защищены.   Контакты
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу