Методика преподавания. Дискуссионные сообщества в школе - Артемий Александрович Будаев
 
 

Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?


ГЛАВНАЯ

ШКОЛЫ

ДЕТСАДЫ

КУЛЬТУРА, СПОРТ ...

КАРТА

БИБЛИОТЕКА

СООБЩЕСТВА

КОНКУРСЫ











Артемий Александрович Будаев


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Артемий Александрович Будаев / Блог / Методика преподавания. Дискуссионные сообщества в школе


ЗАПИСЬ #1

КОММЕНТАРИИ (0)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


12 февраля 2018, 20:23, автор - хозяин блога
Артемий Александрович Будаев

Методика преподавания. Дискуссионные сообщества в школе

Особенности организации дискуссионных сообществ в школе

 

         Хочется немножко рассказать вам о нашем дискуссионном сообществе. Практика проведения т.н. инновационных, современных, нетрадиционных уроков не так уж, извините за некоторую тавтологичность, конечно в современной российской школе и нова. В своё время они вполне логично и, на мой взгляд, достаточно органично вписались в учебный процесс. Заменить традиционный урок (в который, впрочем, обязательно должны быть внесены элементы современных технологий развития познавательных, коммуникативных способностей учащихся) нетрадиционные уроки не могут, но свою практическую необходимость в школьной системе они доказали. Понятно, что это способ «оживления» нашей школьной жизни, попытка привлечения учащихся к активной работе через новые, необычные для них формы деятельности, основанные на соучастии в учебном процессе учителя и ученика.

         Мне бы не хотелось (да и формат нашей встречи не позволяет) долго рассыпаться панегириками в адрес этой формы занятий (из всех названий мне больше всего нравится слово «интерактивное»: от английского слова «интерактив» - взаимодействие), поскольку «что хорошо, то хорошо». В специальной исследовательской литературе подробно рассмотрены «плюсы» таких уроков, а я, как человек, сам имеющий некоторое отношение к научно-исследовательской деятельности, имею (водится за мной такой грех) своего рода априорное чувство доверия к науке и её специальным процедурам. Но в тоже время  как человек, привыкший «доверять, но проверять», я периодически пытаюсь проверить достижения «теоретиков-грамотеев» на практике.

         По большому счёту, к интерактиву в своей деятельности я пришёл именно через опыт практической работы, обнаружив, что у нас у всех – и у учителей, и у учеников, и, не побоюсь этого страшного слова, у администрации, есть потребность и желание в том, чтобы хотя бы иногда вот так, забыв о «чинах  и званиях», в таких «встречах без галстуков». Лично для меня такие встречи с ребятами – это не только возможность как-то разнообразить рутину педагогического процесса, украсить её несколькими мазками разноцветной краски, что, безусловно, интересно и для ребят, поскольку им интересно всё, что хоть как-то отличается от привычного шаблона, здесь присутствует  – если хотите - и социологический интерес: отслеживать, как меняется общество, его настроения, чем живёт оно, как на нём отражаются те эксперименты, которые над нами проводят различные люди, облечённые властью. Интересно в этой связи отметить, что году этак в 2011 (это как раз тогда активно обсуждалось) мы со своими учениками проводили конференцию, посвящённую проекту реформы образования, где самим учащимся предлагалось, естественно, после знакомства с темой, т.е. с самим проектом реформы, высказать своё мнение и по поводу того, что «умные дяденьки и тётеньки» хотели сделать со школой, и по поводу того, какой они хотят (или не хотят) видеть школу и современную систему образования в целом.

         Проводить такую работу в рамках обычного урока – с нашими программами, которые и так «галопом по Европам», имея ввиду постоянную опасность привлечения ребят к различным формам внеурочной деятельности, - затруднительно, хотя мы и стараемся ( я к счастью (или к несчастью) всё-таки преподаватель гуманитарных дисциплин, поэтому у меня, в отличие от преподавателей технократов есть возможность хоть немножко и на законных основаниях обсуждать с ними актуальные вопросы, реагировать, так сказать, на «злобу дня»). А вот делать это на различного рода дискуссионных площадках (не буду называть это громкими словами типа «симпозиумов», «форумов», «вече») и удобно, и полезно. Удобно, т.к. не отнимает учебного времени, поскольку проводятся они во внеурочное время с ребятами, которым это интересно, которые хотят участвовать в таких форматах, и которые готовы к участию в них, полезно – поскольку способность мыслить, умение формулировать свою мысль, отстаивать её, и в тоже время коммуницировать с другими  - это вообще-то всё штуки очень полезные, а по нынешнему «времени всеобщего озлобления», как мне кажется, и совершенно необходимые.

         Замечу, что, как правило, такие мероприятия я провожу среди учащихся старшей школы – в 10-11 классах, что связано и с тем, что в течение многих лет я работаю именно с этим контингентом, и, как мне кажется, неплохо (насколько вообще тут можно быть уверенным) знаю ребят этого возраста,  - они бывают очень критичны, в этом возрасте они уже не так благоговеют  перед учительским авторитетом, тем более не ждите от них реакции понимания на традиционный учительский штамп «есть только два мнения – одно из них – моё, а другое – неверное» - в крайнем случае, получите «фигу в кармане», они склонны к спорам и возражениям, причём могут делать это в весьма радикальной форме. Но это время и наиболее интересное с точки зрения развития их мышления, творческих способностей. Время, когда интерес к жизни ещё не уступил место прагматике студенческого возраста. 

         И с тем , что, по моим наблюдениям, интерактивные уроки – всё-таки достаточно сложный формат, который требует определённой подготовки (не каждый, например, может набраться смелости выступить по типу «Щас скажу!» - дополнительным мотивировочным моментом, кстати, здесь выступает то, что над ребятами не висит, как «дамоклов меч» угроза получить за свою смелость «отрицательной оценки»), кстати, и со стороны учителя тоже.

         Своё место в таких мероприятиях я вижу скорее в качестве модератора – человека, который скорее направляет и поправляет ход дискуссии, а не навязывает и просвещает (хотя без «просвещения», конечно нельзя). Но вот с чем совершенно точно нельзя приходить на такие мероприятия, так это с безапелляционным чувством уверенности в своей непогрешимой правоте. В тоже время нельзя и самоотстраняться, поскольку по опыту знаю, что если бы дело было спущено на самотёк, то каждая наша встреча заканчивалась бы составлением «письма запорожцев к турецкому султану». Говорю об этом не как поклонник авторитарных методик, а вследствие понимания того, что для ребят – это всё-таки новый и необычный формат работы. а всё новое, как известно, требует определённой институционализации.

         О содержании наших встреч можно судить хотя бы по их названиям. Урок-диспут – «Суд над Сталиным: Сталин – «кровавый тиран» или «эффективный топ-менеджер», «Суд над Лениным: казнить нельзя помиловать», Урок – деловая игра «Выборы в Государственную Думу» (проводим, кстати, ежегодно в 11 классе с привлечением в качестве электората школьников 10 класса). Из ежегодно проводимой общешкольной конференции по проблемам толерантности вырос и наш дискуссионный сообщество. Он, правда, очень молодой – ему всего один год, но я думаю, что – это долговременный проект, поскольку в отличие от вышеупомянутых мероприятий, которые проводились на заданную тему (достаточно узкую и академичную) здесь мы имеем возможность (ребята прежде всего) самостоятельно определять повестку. Так, в частности, программа последнего дискуссионного сообщества (март 2015 года), формально посвященного всё той же проблеме толерантности,  составлялась самими ребятами, и включала в себя очень широкий круг тем от борьбы с ксенофобией до проблем цензуры в социальных сетях.

         Вообще я должен сказать, что не следует и недооценивать потенциал наших (ваших) учеников – они, конечно, меньше читают, да и читают они не так, как читали их родители – желание разобраться в происходящем у них есть, как и у каждого нормального человека. Равно как и желание быть услышанным и понятым, а не получить менторскую отповедь, что - де недорос ты ещё до того, чтобы тебя воспринимали всерьёз. Наивно рассчитывать, что при таком отношении к ребятам у них сформируется способность самостоятельно мыслить и отстаивать свои убеждения в мало-мальски цивилизованных формах.

 

          

 

 

 



Тэги: дискуссионный сообщество



ОБСУЖДЕНИЕ


Комментариев пока нет

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться









  Copyright © 2berega.spb.ru, ПроШколу.ру, 2007-2018. Все права защищены.   Контакты
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Владимир Шебзухов Духовная поэзия Книга Владимир Шебзухов Духовная поэзия вышла в продажу Издательство Sanktum (Германия) https://www.morebooks.de/store/ru/book/Духовная-поэзия/isbn/978-620-2-49348-2 Книги печатаются в Германии, США, России и распространяются через книжные ассоциации по всему миру. Издательство Sanktum (Германия) прислало эл-вариант книги Владимир Шебзухов Духовная поэзия примите в подарок https://yadi.sk/d/IYOzN5qV3Rj693
СПАСИБО! СПАСИБО!
Спасибо огромное!Год экологии закончился, а наша работа продолжается. Обязательно пригодится.
Спасибо, Ольга Алексеевна!
Спасибо огромное!
Александр Владимирович, хочу думать о древних греках так, что они бы, ежели чего, макнули бы Диогена сами от чистого сердца) Если бы он стал мешать народу парфюмом. А римляне - ничего так. Ну пахнет и пахнет. Деньги, вон, вообще не пахнут. Запах - да и ладно... Вот галлы, - те реально достали)) ============== Но это, конечно, лирика и попытка пошутить. А вот в сериалах о Спартаке (`Боги арены`, `Кровь и песок` и т.п. кровавых, но зрелищных экшнах) - `за систему удобств` Древнего Рима показано весьма натурально, вплоть до мелких подробностей. Кстати (... я в глубоком оффтопе... простите!) - много там интересного по поводу жизни и всего остального там и в то время.