Загадку 1968 года до сих пор не могут объяснить ни политологи, ни социологи. Почему именно в этом году люди в разных точках планеты одновременно впали в революционный раж? Пожары, баррикады, стычки с полицией, "коктейли Молотова", массовые демонстрации, всплеск партизанских войн и этнических восстаний… Главное, никто не понимал природы происходящего. Социальное недовольство в 1968-м не было направлено против какого-то конкретного политического режима или устройства. Оно было разлито в воздухе и порождало протест против любого неравенства: социального, расового, этнического, сексуального. Но у всех недовольных был обобщенный символ ненависти — фигура власти: начальник, хозяин, отец. Это был бунт против иерархии и патернализма во всех формах их проявления. Это был анархический протест против всех авторитетов и традиционных заповедей.
По обе стороны "железного занавеса" протесты вынуждали строить "социализм с человеческим лицом", и в Европе на самом деле удалось создать общество социального благополучия, в котором граждане могут при желании работать мало и получать зарплату и социальные пособия, а на пенсии путешествовать по всему миру. Но теперь и там вынуждены сворачивать социальные программы. А китайцы больше не хотят за копейки горбатиться на опасном производстве для того, чтобы европейские недоросли до 40 лет могли бесплатно учиться и заниматься свободным творчеством. Но готовы ли европейцы безропотно отказаться от привычного уже образа жизни?
После 1968-го революция окончательно стала технологией. В последующих "цветных революциях" все было, как тогда: романтика, искренность участников, карнавал, рок-н-ролл — коммерческая попса умеет лихо имитировать драйв 1960-х. Но все это только для того, чтобы заменить одного президента на другого.
"Поколение 68-го" жило в интенсивных религиозных поисках. Появилась "теология освобождения" — причудливая смесь марксизма и католицизма, провозгласившая Христа революционером, а Маркса, Ленина и Мао — апостолами святости. Но именно этот религиозный поиск породил гламурную религиозность. Европейская и американская молодежь в 1960-е заново открыла для себя Восток, массово поверив в буддизм, индуизм, суфизм и "трансцендентальную медитацию". Но чужая традиция, воспринятая между затяжками марихуаной, не принесла радости. И сегодня в моде новый консерватизм. Вот только ведет он почему-то не столько к храму, сколько к всплеску национализма. Появится ли новая утопия "единого мира"? Если нет, похоже, нас ждет новая эпоха националистических и религиозных войн.
И еще. Именно в 1968 году была основана компания Intel, ставшая детонатором другой революции: компьютеры, которые были крутой научной и военной техникой, вошли в быт. Типичная бюрократическая корпорация IBM в жизни не допустила бы разработки персонального компьютера. Его собрали в гараже два хиппующих студента — Стив Джобс и Стив Возняк. И технологии, прежде всего информационные, стали одним из самых мирных способов ухода от социальной реальности. Строительство социальных утопий переместилось в пространство программных кодов. Вот только теперь все просвещенное человечество ломает голову, как не дать этой воронке поглотить себя без остатка.
Автор статьи: Борисова Марина. Родилась в 1957 году в Москве. В 1979-м окончила экономический факультет МГИМО. О себе: "Чем старше я становлюсь, тем таинственнее для меня человек. Система оценок давно рухнула, "матрица" исчезла. И оказалось, человек — абсолютно неизвестное существо. И ты стоишь как сумасшедший и ждешь — вот сейчас начнется второе твое рождение. Еще чуть-чуть, вот подует ветер — и все смыслы, которые ты за свою жизнь зазубрил, опадут, как осенние листья, и увидишь мир прозрачно-обнаженным… Жизнь — тайна. И человек — тайна. И ничего нельзя объяснить… Но можно научиться любить."
Тэги:
Послесловие к интервью с Алексеем Шеcтопалом,
который видел 1968 год`