- - Олег Николаевич Кемко
 
 

Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?


ГЛАВНАЯ

ШКОЛЫ

ДЕТСАДЫ

КУЛЬТУРА, СПОРТ ...

КАРТА

БИБЛИОТЕКА

СООБЩЕСТВА

КОНКУРСЫ











Олег Николаевич Кемко


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Олег Николаевич Кемко / Блог / -


ЗАПИСЬ #2

КОММЕНТАРИИ (1)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


26 февраля 2021, 08:44, автор - хозяин блога
Олег Николаевич Кемко

-


Статья

ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К РЕАЛИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВН ЫХ  КОМПЕТЕНЦИ Й  МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ  

 

Аннотация .   В  данной статье описан ы   сложности и направления подготовки учителей к реализации работы по  развити ю  коммуникативн ых  компетенци й  младших школьников , в числе которых:  недостаточное понимание самой дефиниции «коммуникативные  компетенции» применительно  к младшему школьному возрасту; сложности выбора методов и приемов  работы; важность владения педагогом   рядом  профессиональн о-важных  компетенций .

Ключевые слова:  коммуникативн ые  компетен ции , коммуникация , компетентность .

 

Существенным отличием школьного стандарта второго поколения является его ориентация на формирование личности учащихся на всех этапах образования. Новый подход в образовании заключается в осуществлении разного вида деятельностей обучающихся для решения проблемных задач, имеющих для него личностно-смысловой характер.  Современная школа должна стать источником для творческого, духовного, культурного развития школьников.  Важность решения проблем улучшения качества образования и его согласованности с современными социально-экономическим условиями и ожиданиями потребителей находит уже отражение в ряде нормативно-правовых актов.  При этом важнейшей составляющей является выработка стратегий действования, общеучебных умений, которые определяются как способы решения учебных задач, а также основных компетенций личности.

Особое значение в процессе психического развития и социализации детей имеет коммуникативная компетентность. Это согласуется с новыми ориентирами современной государственной образовательной политики, так как в  центре компетентностного подхода – результат образования, но это не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных ситуациях.  Существование человечества немыслимо вне коммуникативной деятельности.  Развитие коммуникативной компетентности является приоритетным основанием обеспечения преемственности всех уровней образования, необходимым условием успешности учебной деятельности и важнейшим направлением социально-личностного развития [ 2 ]. 

На социальность и прагматичность коммуникации указывал В.Н. Денисенко, который уточняет это понятие и вводит положение о «мыслекоммуникации в системах мыследеятельности» [ 2 , c. 101]. Коммуникацией он называл не борьбу за ресурсы (коммуникация - не приватизация), а создание ресурсов при работе мышления и продуктивного действия.

В настоящее время, по мнению В.П. Конецкой, коммуникация имеет три интерпретации: «… средство связи любых объектов материального и духовного мира, общение - передача информации от человека к человеку (межличностная коммуникация), передача и обмен информацией в обществе с целью воздействия на него (социальная коммуникация)» [ 3 , с.14].

По А.В. Хуторскому, коммуникативные компетенции относятся к числу ключевых [ 8 ]. Они  включают усвоение взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. У школьника должны быть сформированы такие коммуникативные действия как: он должен уметь представить себя, написать письмо, задать вопрос, вести дискуссию и др.  

Для освоения данных действий в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

Разными авторами [ 3 6 ] выделяются проблемы формирования коммуникативных  компетенций школьников начальных классов, которые мы систематизировали в группы: 

  проблемы коммуникации, связанные с эмоционально-личностными особенностями учеников (замкнутость, недостаточная активность и т.д.);
  склонность к вербализму в ходе коммуникации (в таком случае страдает прежде всего эмоциональный и поведенческий компоненты коммуникации, школьники часто оказываются в числе «отвергнутых», конфликтуют с одноклассниками);
  проблемы коммуникации, обусловленные особенностями восприятия и обработки информации (в отличие от предыдущей группы здесь может страдать вербальная сторона общения, за счет выраженности визуальной и кинестетической стороны;
  проблемы школьников, связанные с их индивидуально-типологическими свойствами (например, особенности темперамента, направленности личности).

В свою очередь, мы бы выделили еще одну группу: проблемы, связанные с особенностями преемственности в сфере формирования коммуникативных учебных действий: у школьников просто могли ранее недостаточно развиваться коммуникативные умения (данному аспекту не уделялось особого внимания в детском саду и семье). Можно отметить, что из-за наличия такой разнородности проблем школьников могут возникать затруднения в описании уровней и особенностей сформированности коммуникативных универсальных учебных действий учащихся начальных классов. 

Развитие коммуникативной компетентности является приоритетным основанием обеспечения преемственности всех уровней образования, необходимым условием успешности учебной деятельности и важнейшим направлением социально-личностного развития.  Коммуникативные компетенции ведут к целостному формированию коммуникативной компетентности личности.

Для того, чтобы развивать коммуникативные компетенции младших школьников, важно обеспечить подготовку учителя к данной работе.

На настоящий момент, по свидетельству Н.М. Ильенко [ 3 ], имеется ряд проблем, связанных с подготовкой педагогов к реализации работы по развитию коммуникативных компетенций детей : это недостаточное понимание самой дефиниции «коммуникативные компетенции»  применительно к младшему школьному возрасту, что затрудняет планирование работы с детьми; сложности выбора методов и приемов для развития коммуникативной компетенции в учебном процессе. Важно также отметить, что педагог начальной школы должен владеть целым рядом профессиональных компетенций для управления качеством образовательного процесса, прежде всего, уметь самому выстраивать коммуникацию с учениками, родителями, коллегами.

В этой связи отметим, что для развития коммуникативной компетенции младших школьников   целесообразно строить работу на уроках и во внеурочной деятельности на основе постоянного общения с учениками, во всех используемых формах учебной деятельности стараться  организовать диалог, обмен мнениями, выражение своих мыслей. Педагог может и должен разнообразить формы и приемы взаимодействия учащихся в процессе организованного познания и в соответствии с поставленными задачами (познания и коммуникации), для поддержания интереса школьников и сохранения их мотивации к участию в работе. Особенно актуальным выступает построение с детьми диалога, включение их в исследование поставленной задачи. В этом могут помочь проблемные, проектные, игровые технологии обучения.

Пластичность нервной системы человека на этапе младшего школьного возраста, способности в плане подражания, основы идентификации, эмпатичность, развитие основ логического мышления, возрастающая активность воображения, эмоциональность в поведении, деятельностное освоение окружающего — все это благотворные основы для развития коммуникативных компетенций детей.  Младший школьник все больше начинает узнавать и о чувствах другого человека, особенностях взаимоотношений.   Психологическая сущность формирования коммуникативных действий младших школьников заключается в том, что их движущими силами является для детей  привлекательность коллективного общения, процесса взаимодействия в коллективе и повышенная эмоциональность коллективного восприятия и процесса обмена мнениями.

Педагог и исследователь, И.А. Гришанова говорит о следующих компонентах  коммуникации младших школьников: когнитивный (как способность проявлять интерес к общению, адекватно пользоваться средствами коммуникации, анализировать и ориентироваться в ситуации общения, определять свои коммуникативные трудности); поведенческий (как способность управлять своим поведением в процессе коммуникации); эмотивный (как владение эмоциями в процессе общения) [ 1 ].  Именно данные компоненты коммуника ти вных   компетенций, по нашему мнению, должны быть положены в основу работ ы  с детьми младшего школьного возраста.

Становление коммуникативных компетенций младших школьников будет более результативным, если педагог реализует личностно-деятельностный подход в обучении, ориентирован на постоянное общение и взаимодействие с детьми, знает  возможности отдельных предметов для развития коммуникации, владеет активными, диалоговыми, исследовательскими творческими методами и приемами работы и т.д.

Если педагог будет готов к реализации работы по развитию коммуникации младших школьников, то и тогом целенаправленной и систематической работы становятся следующие результаты:  

  дети станут лучше использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач (во время подготовки материала к внеурочной деятельности); 
  улучшается умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения (при конкретном задании педагога дети решают и обсуждают, что и как будут делать, планируют работу); 
  улучшается умение выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач (при написании мини-текстов для газеты, групповых заданиях на поиск совместного решения, при рассказывании найденной и прочитанной информации) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения: 
  возрастает понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге (особенно, когда в задании правильность ответа и выигрыш зависят от дружного взаимодействия в команде); 
  проявляется более сильнее стремление к максимально точному выражению собственного мнения и позиции (в задании на анализ крылатых выражений), умение задавать вопросы (задание на «каверзный» вопрос) и многое другое.

Таким образом, в начальной школе может быть эффективно и последовательно реализована работа по формированию коммуникативных ко мпетенций у младших школьников Учителю важно при этом четко осознавать, что такое коммуникативные компетенции применительно к обучающимся начальной школы, владеть соответствующими методами и приемами работы в урочной  и внеурочной деятельности, самому  обладать сформированной профессиональной, коммуникативной компетентностью (в отношении взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса).  

 

 

Список литературы

1.  Г ришанова, И.А. Механизмы формирования коммуникативной успешности младших школьников  / И.А. Гришанова  // Ярославский педагогический вестник. – 2008. – № 4. – С. 44–47.
2.  Денисенко ,  В.Н. Современные психолингвистические методы анализа речевой коммуникации  / В.Н. Денисенко, Е.Ю.  Чеботарева.  – М.: РУДН, 2008. – 258 с.
3.  Ильенко, Н.М.  Проблемы формирования коммуникативной компетентности школьника педагогом начального общего образования / Н.М. Ильенко // Научные ведомости Белгородскогогосударственного университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2016. - № 21 (242). - № 31. – С.173-180.
4.  Карабанова, О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны. [Текст] / О.А. Карабанова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. –  2010. –  № 2. –  С. 11 - 12.
5.  Конецкая В.П. Социология коммуникаций: учебник  / В.П. Конецкая . - М.: Международный университет бизнеса и управления, 1997. - 304 с.
6.  Осипова, Н.В. Показатели сформированности универсальных учебных действий обучающихся. [Текст] / Н.В. Осипова, И.А. Головинская, С.В. Брюханова  //  Управление начальной школой. –  2010. –  № 10. –  С.26 - 33.
7.  Формирование коммуникативных универсальных учебных действий средствами УМК «Перспективная начальная школа»  [Электронный ресурс] / Режим доступа: akademkniga.ru/upload/blog_files/30-31.01.2017/pril1.pdf
8.  Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002. Центр «Эйдос» / А.В. Хуторской [Электронный ресурс]  www.eidos.ru/news/compet/htm

 





ОБСУЖДЕНИЕ


Надежда Михайловна Колчина2021-02-26 19:55:37 - Надежда Михайловна Колчина
Олег Николаевич! Попросите Владимира Николаевича , он вам отредактирует статью!

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться









  Copyright © 2berega.spb.ru, ПроШколу.ру, 2007-2021. Все права защищены.   Контакты
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Я не за бюрократию, Галина Ефимовна. Я за человечность. Не можете освободить учителей СПб от бюрократической рутины, так хотя бы не осложняйте им жизнь.
Что значит `не там, где надо`? Интересно бы ознакомиться с регламентом, которым Вы пользуетесь, Галина Ефимовна, якобы запрещающим публиковать статьи и эссе в личном блоге.
Марина Осиповна, негативно воспринимаю, так как только из СПб публикуют не там, где надо. Сам город люблю, не раз там бывала.
Не понравился мой комментарий?! Публикуйте свои работы в нужном месте, а не в блоге, тогда и комменты будут положительные.
Спасибо большое!
Спасибо огромное, Ирина Юрьевна!