Итак, ваш ребенок готов пойти в школу, где ему необходимо пройти адаптацию. А что вы знаете об адаптации? Понятие «адаптация» включает в себя такие характеристики как:
-
Умственная, интеллектуальная готовность;
-
Эмоционально-социальная (личностная) готовность;
Давайте вспомним, что к 6-и годам ребенок должен иметь элементарные познания об окружающей действительности, о пространстве, времени, живой и неживой природе. Он должен уметь обобщать, классифицировать, выделять главное, второстепенное. Появляется жажда знаний, игры и развлечения уходят на второй план, усиливается любознательность (ребенок задает вопросы больше философские или касающиеся определенных наук, чем житейские). Ребенок уже интересуется не только конечным результатом проделанной работы, но и способами ее выполнения, умеет сам оценивать свою работу. Также у него должны быть развиты произвольная память и речь (если необходимо, обратитесь к логопеду).
Кроме того обращаясь к учебникам по возрастной психологии, мы увидим что дошкольнику доступно понимание общих связей, принципов и закономерностей, лежащих в основе научного знания. Необходимо иметь в виду, что это всего лишь ребенок, собирающийся вый
ти из дошкольного возраста и у него только формируются
логические формы
мышления
, равно как и становление различных видов памяти. У первоклассника сформированы определенные умения. Он может услышать, выделить задачу, которую ставит пе
ред ним взрослый и заниматься ею
.
Именно здесь
взрослые должны уметь разграничивать внутреннюю
, учебную
мотивацию
первоклассника
от
внешней. Советуем родителям научиться
наблюдать за своим ребенком. Он должен хотеть идти в школу.
Взрослым н
еобходимо понимать и осознавать что,
их
ребенок идет в школу потому, что хочет много знать, и ожидает, что там
интересно, а не из-за того
, что вы купите ему за это новую игрушку
…
Чтобы успешно обучаться, первоклассник должен быть готовым к роли ученика, который имеет свои права и обязанности. Это умение владеть собой и подчинять свои желания необходимости
. О
н постепенно теряет свою трогательную непосредственность. У ребенка должна быть эмоциональная независимость, которая
развивается или угнетается
.
Ребенок
должен научиться налаживать контакт со сверстниками, уступать и защищаться, подчиняться общим правилам и отстаивать свое мнение.
Готовым к школьному обучению считается
учащийся
, которого школа привлекает не только внешней стороной (тетради, учебники, красивый ранец), но и возможностью получить новые знания, обрести друзей.
Что же может сегодня помешать успешной адаптации первоклассника, это:
-
Неверно выбранные приоритеты подготовки ребенка к школе из-за некомпетентности взрослых, направленности традиционной диагностики школьной готовности на выявление уровня развития мышления и полноты знаний у ребенка;
-
Ошибки в выборе школы, учителя для конкретного ребенка с его индивидуальным своеобразием, вызванные недостаточной практикой выбора в условиях вариативности образования; незнанием специфики образовательных программ школы и неумением оценить и соотнести реальные возможности ребенка с требованиями школы;
-
Отсутствие систематической поддержки и помощи со стороны учителя и школьного психолога в случае сложностей адаптационного периода первоклассника.
Если уровень школьной адаптации высок,
то
кризис семи лет( на который наслаивается
необходимость принятие новых условий
), пройдет гладко и его признаки быстро (в течении 3-4 месяцев) пройдут без негативных последствий. Но если, же ребенок еще «не дорос» до школы, то лучше повременить, иначе
уровень привыкания к школьной жизни
будет проходить тяжело, оставляя последствия на долгие годы.