Советы
родителям
ГИПЕРАКТИВНОСТЬ
Не
следует любого возбужденного ребёнка
относить к гиперактивным.
Если
ребёнок полон энергии, если она бьёт
через край, отчего порой малыш порой
становится упрямым и непослушным – это
не значит, что он гиперактивен.
Если
вы заболтались со своей подругой, а
ребёнок начинает злиться, не может
устоять на месте, усидеть за столом –
это нормально. Утомляют детей и длительные
переезды.
У
всякого ребёнка случаются минуты
гневливости. А сколько детей начинают
«разгуливаться» в постели, когда пора
спать, или балуются в магазине! То, что
ребёнок становится как заводной, давая
выход скуке, вовсе не признак
гиперактивности.
Шумный
ребёнок – баловник или малыш, который
просыпается ни свет, ни заря, полный сил
и энергии – это радость, а не повод для
беспокойства.
И,
наконец, ребёнок, имеющий мотивированные
отклонения в поведении, тоже не относится
к разряду гиперактивных.
ПРИЗНАКИ
ГИПЕРАКТИВНОСТИ
Диагностические
критерии синдрома нарушения внимания
с гиперактивностью с годами менялись.
Симптомы почти всегда появляются до 7
лет, обычно в четыре года. Средний возраст
при обращении к врачу – 8-10 лет: в этом
возрасте учеба и работа по дому начинают
требовать от ребёнка самостоятельности,
целеустремлённости и сосредоточенности.
Детям более раннего возраста диагноз
при первом обращении обычно не ставят,
а ждут несколько месяцев, в течение
которых симптомы должны сохраняться.
Это позволяет избежать диагностических
ошибок.
ОСНОВНЫЕ
ПРИЗНАКИ: нарушение внимания,
гиперактивность, импульсивность. В
зависимости от присутствия или отсутствия
специфических признаков синдром
нарушения внимания с гиперактивностью
разделён на три подтипа: дефицит внимания,
гипрактивность, смешанный.
Для
диагностики синдрома нарушения внимания
с гиперактивностью необходимо наличие
шести из девяти признаков из нижеупомянутых
категорий. Признаки должны присутствовать
в течение, по крайней мере, шести месяцев.
A.
Дефицит внимания:
1.
Снижено избирательное внимание,
неспособен надолго сосредоточиться на
предмете, деталях предмета, делает
небрежные ошибки.
2.
Не может сохранять внимание: ребенок
не может выполнить задание до конца,
несобран при его выполнении.
3.
Впечатление, что не слушает, когда к
нему обращаются непосредственно.
4.
Не выполняет прямые инструкции или не
может их закончить.
5.
Имеет трудность с организацией своей
деятельности, часто переключаются с
одного занятия на другое.
6.
Избегает или не любит задачи, требующих
длительного умственного напряжения.
7.
Часто теряет вещи, в которых он нуждается.
8.
Легко отвлекается посторонним шумом.
9.
Повышенная забывчивость в повседневной
деятельности.
B.
Гиперактивность и импульсиность:
1.
При волнении интесивные движения руками
или ногами или поеживаниями на стуле.
2.
Должен часто вставать с места.
3.
Резкие подъемы с места и чрезмерный
бег.
4.
Трудность участвовать в тихих действиях
досуга.
5.
Действует, как будто "заведенный".
6.
Выкрики с места и другие шумные выходки
во время занятий и т.д..
7.
Говорит ответы прежде, чем были закончены
вопросы.
8.
Неспособностью ждать своей очереди в
играх, во время занятий и т.д..
9.
Вмешивается в разговор или деятельность
других.
C.
Смешанный: Встречаются признаки нарушения
внимания и гиперактивности.
Синдром
нарушения внимания с гиперактивностью
чаще встречается у мальчиков. Относительная
распространенность среди мальчиков и
девочек - 4:1. В настоящее время у школьников
начальных классов распространенность
синдрома принимают равной 3—10%.
Более
чем у половины детей, страдавших синдромом
нарушения внимания с гиперактивностью
в начальных классах, этот синдром
сохраняется и в подростковом возрасте.
Такие подростки склонны к наркомании,
с трудом адаптируются к коллективу. В
примерно 60% случаев симптомы переходят
и в зрелый возраст.
Практические
рекомендации родителям и учителям
гиперактивных
детей
Практические
рекомендации родителям гиперактивного
ребенка.
В
домашней программе коррекции детей с
синдромом дефицита внимания и
гиперактивности должен преобладать
поведенческий аспект.
Изменение
поведения взрослого и его отношения к
ребенку:
—
проявляйте
достаточно твердости и последовательности
в воспитании;
—
помните,
что поступки ребенка не всегда являются
умышленными;
-
контролируйте поведение ребенка, не
навязывая ему жестких правил;
—
не
давайте ребенку реактивных указаний,
избегайте слов «нет» и «нельзя»;
—
стройте
взаимоотношения с ребенком на
взаимопонимании и доверии;
—
избегайте,
с одной стороны, чрезмерной мягкости,
а с другой — завышенных требований к
ребенку;
-
реагируйте на действия ребенка неожиданным
способом (пошутите, повторите действия
ребенка, сфотографируйте его, оставьте
в комнате одного и т.д.);
—
повторяйте
свою просьбу спокойно одними и теми же
словами много раз;
—
не
настаивайте на том, чтобы ребенок
обязательно принес извинения за
проступок;
—
выслушивайте
то, что хочет сказать ребенок;
—
для
подкрепления устных инструкций
используйте зрительную стимуляцию.
Изменение
психологического микроклимата в семье:
—
уделяйте
ребенку достаточно внимания;
—
проводите
досуг всей семьей;
"
— не допускайте ссор в присутствии
ребенка.
Организация
режима дня и места для занятий:
—
установите
твердый распорядок дня для ребенка и
для всех членов семьи;
—
чаще
показывайте ребенку, как лучше выполнить
задание, не отвлекаясь;
—
снижайте
влияние отвлекающих факторов во время
выполнения ребенком задания;
—
оградите
гиперактивных детей от длительных
занятий на компьютере и просмотра
телевизионных передач;
—
по
возможности избегайте больших скоплений
людей;
—
помните,
что переутомление приводит к снижению
самоконтроля и нарастанию гиперактивности;
—
организуйте
поддерживающие группы, состоящие из
родителей, имеющих детей с аналогичными
проблемами.
4.
Специальная поведенческая программа:
—
придумайте
гибкую систему вознаграждений за хорошо
выполненное задание и наказаний за
плохое поведение. Можно использовать
балльную или знаковую систему, завести
дневник самоконтроля;
-
не прибегайте к физическому наказанию!
Если есть необходимость прибегнуть к
наказанию, то целесообразно использовать
спокойное сидение в определенном месте
после совершения поступка;
—
чаще
хвалите ребенка. Порог чувствительности
к отрицательным стимулам очень низок,
поэтому гиперактивные дети не воспринимают
выговоры и наказания, однако чувствительны
к поощрениям:
—
составьте
список обязанностей ребенка и повесьте
его на стену, подпишите соглашение на
определенные виды работ;
—
воспитывайте
в детях навыки управления своим
эмоциональным состоянием, особенно
гневом и агрессией;
—
не
старайтесь предотвратить последствия
забывчивости ребенка;
—
постепенно
расширяйте круг обязанностей,
предварительно обсудив их с ребенком;
—
не
разрешайте откладывать выполнение
задания на другое время;
—
не
давайте ребенку поручений, не
соответствующих его уровню развития,
возрасту и способностям;
—
помогайте
ребенку приступить к выполнению задания,
так как для него это самый трудный этап;
—
не
давайте одновременно несколько указаний.
Задание, которое дается ребенку с
нарушенным вниманием не должно иметь
сложную конструкцию и состоять из
нескольких звеньев;
—
объясните
гиперактивному ребенку его проблемы и
научите с ними справляться.
Помните,
что вербальные средства убеждения,
призывы, беседы редко оказываются
результативными, так как гиперактивный
ребенок еще не готов к такой форме
работы.
Помните,
что для ребенка с синдромом дефицита
внимания и гиперактивности наиболее
действенными будут средства убеждения
«через тело»:
—
лишение
удовольствия, лакомства, привилегий;
—
запрет
на приятную деятельность, телефонные
разговоры, просмотр телепередач;
—
прием
«выключенного времени» (изоляция, угол,
скамья штрафников, домашний арест,
досрочное укладывание в постель);
—
чернильная
точка на запястье ребенка («черная
метка*), которая может быть обменена на
10-минутное сидение на скамейке штрафников;
—
удержание
в «железных объятиях» (холдинг):
—
внеочередное
дежурство по кухне и т.д.
Не
спешите вмешиваться в действия
гиперактивного ребенка директивными
указаниями, запретами и выговорами.
Ю.С. Шевченко приводит следующие примеры:
—
Если
родителей младшего школьника тревожит
то, что каждое утро их ребенок неохотно
просыпается, медленно одевается и не
торопится в школу, то не стоит давать
ему бесконечные словесные инструкции,
торопить и ругать. Можно предоставить
ему возможность получить «урок жизни».
Опоздав в школу по-настоящему и приобретя
опыт объяснений с учительницей и
директором школы, ребенок будет более
ответственно относиться к утренним
сборам.
—
Если
12-летний ребенок разбил футбольным
мячом стекло соседу, то не стоит торопиться
брать на себя ответственность за
решение проблемы. Пусть ребенок сам
объяснится с соседом и предложит искупить
свою вину, например, ежедневным мытьем
его автомобиля в течение недели. В
следующий раз, выбирая место для игры
в футбол, ребенок будет знать, что
ответственность за принятое им решение
несет только он сам.
—
Если
в семье исчезли деньги, не стоит бесполезно
требовать признания в воровстве. Следует
убирать деньги и не оставлять их в
качестве провокации. А семья будет
вынуждена лишить себя лакомств,
развлечений и обещанных покупок.
Общественное осуждение в семье окажет
свое воспитательное воздействие.
—
Если
ребенок забросил свою вещь и не может
ее найти, то не стоит бросаться ему на
помощь.
Помните,
что синдром дефицита внимания и
гиперактивности — это патология,
требующая своевременной диагностики
и комплексной коррекции: психологической,
медицинской, педагогической. Успешная
реабилитация возможна при условии, если
она проводится в возрасте 5—10 лет.
Практические
рекомендации учителям гиперактивного
ребенка.
Школьная
программа коррекции гиперактивных
детей должна опираться на когнитивную
коррекцию, чтобы помочь детям справиться
с трудностями в обучении.
Изменение
окружения:
—
изучите
нейропсихологические особенности детей
с синдромом дефицита внимания и
гиперактивности;
—
работу
с гиперактивным ребенком стройте
индивидуально. Он всегда должен находиться
перед глазами учителя, в центре класса,
прямо у доски;
—
измените
режим урока с включением физкультминуток;
—
разрешайте
гиперактивному ребенку через каждые
20 минут вставать и ходить в конце класса;
—
предоставьте
ребенку возможность быстро обращаться
к вам за помощью в случае затруднения;
—
направляйте
энергию гиперактивных детей в полезное
русло: вымыть доску, раздать тетради и
т.д.
Создание
положительной мотивации на успех:
—
введите
знаковую систему оценивания;
—
чаще
хвалите ребенка;
—
расписание
уроков должно быть постоянным;
—
избегайте
завышенных или заниженных требований
к ученику с СДВГ;
—
используйте
приемы проблемного обучения;
—
используйте
на уроке элементы игры и соревнования;
—
давайте
задания в соответствии со способностями
ребенка;
—
большие
задания разбивайте на последовательные
части, контролируя выполнение каждого
из них;
—
создавайте
ситуации, в которых гиперактивный
ребенок может показать свои сильные
стороны и стать экспертом в классе по
некоторым областям знаний;
-
научите ребенка компенсировать нарушенные
функции за счет сохранных;
—
игнорируйте
негативные поступки и поощряйте
позитивные;
—
стройте
процесс обучения на положительных
эмоциях; "— помните, что с ребенком
необходимо договариваться, а не стараться
сломить его!
Коррекция
негативных форм поведения:
—
способствуйте
элиминации агрессии;
—
обучайте
необходимым социальным нормам и навыкам
общения;
—
регулируйте
его взаимоотношения с одноклассниками.
Регулирование
ожиданий:
—
объясняйте
родителям и окружающим, что положительные
изменения наступят не так быстро;
—
объясняйте
родителям и окружающим, что улучшение
состояния ребенка зависит не только от
специального лечения и коррекции, но и
от спокойного и последовательного
отношения к гиперактивному ребенку.
Помните,
что прикосновение является сильным
стимулятором для формирования поведения
и развития навыков обучения. Педагог
начальной школы в Канаде провел
эксперимент с прикосновением в своем
классе, который подтверждает сказанное.
Учителя сосредоточились на трех детях,
которые нарушали дисциплину в классе
и не сдавали своих тетрадей с домашними
работами. Пять раз в день учитель как
бы случайно встречал этих учащихся и
поощрительно касался их плеча, говоря
в доброжелательной манере: «Я одобряю
тебя». Когда они нарушали правила
поведения, учителя игнорировали это,
словно не замечая. Во всех случаях на
протяжении первых двух недель все
учащиеся стали хорошо вести себя и
сдавать тетради с домашними работами.
Помните,
что гиперактивность — это не поведенческая
проблема, не результат плохого воспитания,
а медицинский и нейропсихологический
диагноз, который может быть поставлен
только по результатам специальной
диагностики. Проблему гиперактивности
невозможно решить волевыми усилиями,
авторитарными указаниями и словесными
убеждениями.
|