Гиперактивность - Мария Викторовна Комарова
 
 

Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?


ГЛАВНАЯ

ШКОЛЫ

ДЕТСАДЫ

КУЛЬТУРА, СПОРТ ...

КАРТА

БИБЛИОТЕКА

СООБЩЕСТВА

КОНКУРСЫ











Мария Викторовна Комарова

Папка "Файлы пользователя"



КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ

методическая разработка
К.Г.Паустовский Корзина с  еловыми шишками
Статья о гиперактивности младшего школьника.

 Методическая разработка.Безопасный Интернет.

 Гиперактивность




Советы родителям

ГИПЕРАКТИВНОСТЬ

Не следует любого возбужденного ребёнка относить к гиперактивным.


Если ребёнок полон энергии, если она бьёт через край, отчего порой малыш порой становится упрямым и непослушным – это не значит, что он гиперактивен.


Если вы заболтались со своей подругой, а ребёнок начинает злиться, не может устоять на месте, усидеть за столом – это нормально. Утомляют детей и длительные переезды.


У всякого ребёнка случаются минуты гневливости. А сколько детей начинают «разгуливаться» в постели, когда пора спать, или балуются в магазине! То, что ребёнок становится как заводной, давая выход скуке, вовсе не признак гиперактивности.


Шумный ребёнок – баловник или малыш, который просыпается ни свет, ни заря, полный сил и энергии – это радость, а не повод для беспокойства.


И, наконец, ребёнок, имеющий мотивированные отклонения в поведении, тоже не относится к разряду гиперактивных.


ПРИЗНАКИ ГИПЕРАКТИВНОСТИ



Диагностические критерии синдрома нарушения внимания с гиперактивностью с годами менялись. Симптомы почти всегда появляются до 7 лет, обычно в четыре года. Средний возраст при обращении к врачу – 8-10 лет: в этом возрасте учеба и работа по дому начинают требовать от ребёнка самостоятельности, целеустремлённости и сосредоточенности. Детям более раннего возраста диагноз при первом обращении обычно не ставят, а ждут несколько месяцев, в течение которых симптомы должны сохраняться. Это позволяет избежать диагностических ошибок.


ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ: нарушение внимания, гиперактивность, импульсивность. В зависимости от присутствия или отсутствия специфических признаков синдром нарушения внимания с гиперактивностью разделён на три подтипа: дефицит внимания, гипрактивность, смешанный.


Для диагностики синдрома нарушения внимания с гиперактивностью необходимо наличие шести из девяти признаков из нижеупомянутых категорий. Признаки должны присутствовать в течение, по крайней мере, шести месяцев.


A. Дефицит внимания:


1. Снижено избирательное внимание, неспособен надолго сосредоточиться на предмете, деталях предмета, делает небрежные ошибки.


2. Не может сохранять внимание: ребенок не может выполнить задание до конца, несобран при его выполнении.


3. Впечатление, что не слушает, когда к нему обращаются непосредственно.


4. Не выполняет прямые инструкции или не может их закончить.


5. Имеет трудность с организацией своей деятельности, часто переключаются с одного занятия на другое.


6. Избегает или не любит задачи, требующих длительного умственного напряжения.


7. Часто теряет вещи, в которых он нуждается.


8. Легко отвлекается посторонним шумом.


9. Повышенная забывчивость в повседневной деятельности.


B. Гиперактивность и импульсиность:


1. При волнении интесивные движения руками или ногами или поеживаниями на стуле.


2. Должен часто вставать с места.


3. Резкие подъемы с места и чрезмерный бег.


4. Трудность участвовать в тихих действиях досуга.


5. Действует, как будто "заведенный".


6. Выкрики с места и другие шумные выходки во время занятий и т.д..


7. Говорит ответы прежде, чем были закончены вопросы.


8. Неспособностью ждать своей очереди в играх, во время занятий и т.д..


9. Вмешивается в разговор или деятельность других.


C. Смешанный: Встречаются признаки нарушения внимания и гиперактивности.


Синдром нарушения внимания с гиперактивностью чаще встречается у мальчиков. Относительная распространенность среди мальчиков и девочек - 4:1. В настоящее время у школьников начальных классов распространенность синдрома принимают равной 3—10%.


Более чем у половины детей, страдавших синдромом нарушения внимания с гиперактивностью в начальных классах, этот синдром сохраняется и в подростковом возрасте. Такие подростки склонны к наркомании, с трудом адаптируются к коллективу. В примерно 60% случаев симптомы переходят и в зрелый возраст.


Практические рекомендации родителям и учителям


гиперактивных детей


Практические рекомендации родителям гиперактивного ребенка.


В домашней программе коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности должен преобладать поведенческий аспект.

Изменение поведения взрослого и его отношения к ребенку:


проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании;


помните, что поступки ребенка не всегда являются умышленными;


- контролируйте поведение ребенка, не навязывая ему жестких правил;


не давайте ребенку реактивных указаний, избегайте слов «нет» и «нельзя»;


стройте взаимоотношения с ребенком на взаимопонимании и доверии;


избегайте, с одной стороны, чрезмерной мягкости, а с другой — завышенных требований к ребенку;


- реагируйте на действия ребенка неожиданным способом (пошутите, повторите действия ребенка, сфотографируйте его, оставьте в комнате одного и т.д.);


повторяйте свою просьбу спокойно одними и теми же словами много раз;


не настаивайте на том, чтобы ребенок обязательно принес извинения за проступок;


выслушивайте то, что хочет сказать ребенок;


для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.

Изменение психологического микроклимата в семье:


уделяйте ребенку достаточно внимания;


проводите досуг всей семьей;


" — не допускайте ссор в присутствии ребенка.

Организация режима дня и места для занятий:


установите твердый распорядок дня для ребенка и для всех членов семьи;


чаще показывайте ребенку, как лучше выполнить задание, не отвлекаясь;


снижайте влияние отвлекающих факторов во время выполнения ребенком задания;


оградите гиперактивных детей от длительных занятий на компьютере и просмотра телевизионных передач;


по возможности избегайте больших скоплений людей;


помните, что переутомление приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности;


организуйте поддерживающие группы, состоящие из родителей, имеющих детей с аналогичными проблемами.


4. Специальная поведенческая программа:


придумайте гибкую систему вознаграждений за хорошо выполненное задание и наказаний за плохое поведение. Можно использовать балльную или знаковую систему, завести дневник самоконтроля;


- не прибегайте к физическому наказанию! Если есть необходимость прибегнуть к наказанию, то целесообразно использовать спокойное сидение в определенном месте после совершения поступка;


чаще хвалите ребенка. Порог чувствительности к отрицательным стимулам очень низок, поэтому гиперактивные дети не воспринимают выговоры и наказания, однако чувствительны к поощрениям:


составьте список обязанностей ребенка и повесьте его на стену, подпишите соглашение на определенные виды работ;


воспитывайте в детях навыки управления своим эмоциональным состоянием, особенно гневом и агрессией;


не старайтесь предотвратить последствия забывчивости ребенка;


постепенно расширяйте круг обязанностей, предварительно обсудив их с ребенком;


не разрешайте откладывать выполнение задания на другое время;


не давайте ребенку поручений, не соответствующих его уровню развития, возрасту и способностям;


помогайте ребенку приступить к выполнению задания, так как для него это самый трудный этап;


не давайте одновременно несколько указаний. Задание, которое дается ребенку с нарушенным вниманием не должно иметь сложную конструкцию и состоять из нескольких звеньев;


объясните гиперактивному ребенку его проблемы и научите с ними справляться.


Помните, что вербальные средства убеждения, призывы, беседы редко оказываются результативными, так как гипер­активный ребенок еще не готов к такой форме работы.


Помните, что для ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности наиболее действенными будут средства убеждения «через тело»:


лишение удовольствия, лакомства, привилегий;


запрет на приятную деятельность, телефонные разговоры, просмотр телепередач;


прием «выключенного времени» (изоляция, угол, скамья штрафников, домашний арест, досрочное укладывание в постель);


чернильная точка на запястье ребенка («черная метка*), которая может быть обменена на 10-минутное сидение на скамейке штрафников;


удержание в «железных объятиях» (холдинг):


внеочередное дежурство по кухне и т.д.


Не спешите вмешиваться в действия гиперактивного ребенка директивными указаниями, запретами и выговорами. Ю.С. Шевченко приводит следующие примеры:


Если родителей младшего школьника тревожит то, что каждое утро их ребенок неохотно просыпается, медленно одевается и не торопится в школу, то не стоит давать ему бесконечные словесные инструкции, торопить и ругать. Можно предоставить ему возможность получить «урок жизни». Опоздав в школу по-настоящему и приобретя опыт объяснений с учительницей и директором школы, ребенок будет более ответственно относиться к утренним сборам.


Если 12-летний ребенок разбил футбольным мячом стекло соседу, то не стоит торопиться брать на себя ответ­ственность за решение проблемы. Пусть ребенок сам объяснится с соседом и предложит искупить свою вину, например, ежедневным мытьем его автомобиля в течение недели. В следующий раз, выбирая место для игры в футбол, ребенок будет знать, что ответственность за принятое им решение несет только он сам.


Если в семье исчезли деньги, не стоит бесполезно требовать признания в воровстве. Следует убирать деньги и не оставлять их в качестве провокации. А семья будет вынуждена лишить себя лакомств, развлечений и обещанных покупок. Общественное осуждение в семье окажет свое воспитательное воздействие.


Если ребенок забросил свою вещь и не может ее найти, то не стоит бросаться ему на помощь.


Помните, что синдром дефицита внимания и гиперактивности — это патология, требующая своевременной диагностики и комплексной коррекции: психологической, медицинской, педагогической. Успешная реабилитация возможна при условии, если она проводится в возрасте 5—10 лет.


Практические рекомендации учителям гиперактивного ребенка.


Школьная программа коррекции гиперактивных детей должна опираться на когнитивную коррекцию, чтобы помочь детям справиться с трудностями в обучении.

Изменение окружения:


изучите нейропсихологические особенности детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности;


работу с гиперактивным ребенком стройте индивидуально. Он всегда должен находиться перед глазами учителя, в центре класса, прямо у доски;


измените режим урока с включением физкультминуток;


разрешайте гиперактивному ребенку через каждые 20 минут вставать и ходить в конце класса;


предоставьте ребенку возможность быстро обращаться к вам за помощью в случае затруднения;


направляйте энергию гиперактивных детей в полезное русло: вымыть доску, раздать тетради и т.д.

Создание положительной мотивации на успех:


введите знаковую систему оценивания;


чаще хвалите ребенка;


расписание уроков должно быть постоянным;


избегайте завышенных или заниженных требований к ученику с СДВГ;


используйте приемы проблемного обучения;


используйте на уроке элементы игры и соревнования;


давайте задания в соответствии со способностями ребенка;


большие задания разбивайте на последовательные части, контролируя выполнение каждого из них;


создавайте ситуации, в которых гиперактивный ребенок может показать свои сильные стороны и стать экспертом в классе по некоторым областям знаний;


- научите ребенка компенсировать нарушенные функции за счет сохранных;


игнорируйте негативные поступки и поощряйте позитивные;


стройте процесс обучения на положительных эмоциях; "— помните, что с ребенком необходимо договариваться, а не стараться сломить его!

Коррекция негативных форм поведения:


способствуйте элиминации агрессии;


обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения;


регулируйте его взаимоотношения с одноклассниками.

Регулирование ожиданий:


объясняйте родителям и окружающим, что положительные изменения наступят не так быстро;


объясняйте родителям и окружающим, что улучшение состояния ребенка зависит не только от специального лечения и коррекции, но и от спокойного и последовательного отношения к гиперактивному ребенку.


Помните, что прикосновение является сильным стимулятором для формирования поведения и развития навыков обучения. Педагог начальной школы в Канаде провел эксперимент с прикосновением в своем классе, который подтверждает сказанное. Учителя сосредоточились на трех детях, которые нарушали дисциплину в классе и не сдавали своих тетрадей с домашними работами. Пять раз в день учитель как бы случайно встречал этих учащихся и поощрительно касался их плеча, говоря в доброжелательной манере: «Я одобряю тебя». Когда они нарушали правила поведения, учителя игнорировали это, словно не замечая. Во всех случаях на протяжении первых двух недель все учащиеся стали хорошо вести себя и сдавать тетради с домашними работами.


Помните, что гиперактивность — это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, который может быть поставлен только по результатам специальной диагностики. Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями и словесными убеждениями.






ОБСУЖДЕНИЕ


Комментариев пока нет

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться










  Copyright © 2berega.spb.ru, ПроШколу.ру, 2007-2024. Все права защищены.   Контакты
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Какие же лапочки!)))
Галина Ефимовна, ну, кто виноват что мы повзрослели и нас ножки уже не держат. Пусть обживаются и работают.
Татьяна Павловна, может, лучше коньячку рюмочку? 😀😀😀. Просто удивляюсь: молодые же люди, должны понимать и рпзбираться , как работать на страничке, но... Просто поражает, КТО приходит работать в образование😒😒😒
Галина Ефимовна, валерьяночки?
Да, у меня тоже было сообщение о повреждённом заголовке файла. В результате скачалось лишь 38 мб из 75 - ровно половина! Сразу внимание не обратил.
не получается 6811441-a2964208