ПОЛЕЗНЫЙ СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ.
Модной болезни не становится больше. Просто внимание оказалось качеством, вредным для здоровья и социального успеха
Принято
считать, что детей с синдромом дефицита внимания становится все больше и
больше, и это эпидемия, которая европейские страны и Штаты захлестнула
еще в 1960-70-е годы, а у нас вот только сейчас… И вот уже лет 15 я
доказываю людям, что количество детей и вообще людей с этим
расстройством в популяции не увеличивается, а остается постоянным.
Изменяются лишь внешние условия, которые способствуют проявлению
синдрома. Например, 40 лет назад букварь семилетние дети проходили за
год, а теперь — шестилетние за два месяца.
Когда я начинала этим
заниматься, большинство специалистов — учителей и практикующих врачей —
об этом диагнозе не слышали. Сейчас гипердинамический синдром
действительно вошел в моду, о нем стали писать, и чуть ли не каждый
второй ребенок стал являться ко мне с соответствующей записью в
медицинской карте.
В конце концов, я задумалась. Ведь если весь
взвод идет не в ногу, можно предположить, что проблема у капрала. Если
действительно количество пациентов с этим диагнозом нарастает, нужно
задать вопрос, почему это выгодно? Давно известно, что мать-природа
ничего просто так не делает…
Вроде бы никаких выгод синдром
дефицита внимания в современном обществе не дает. Наоборот, этих детей
напропалую шпыняют в школе и дома, они имеют все криминальные риски, у
них отсутствует прогностическое мышление, при жуткой поверхностной
общительности они с трудом устанавливают длительные и глубокие контакты с
людьми. Да, они любят все новое и громкое, всегда готовы к любым (в том
числе и бессмысленным) авантюрам, они первыми идут на всевозможные
баррикады. Но ведь у нас сейчас вроде не Париж времен непрерывных
революций, когда баррикады на улицах по пятьдесят лет не разбирались.
Как
ни странно, на конструктивную, как мне показалось, мысль меня
натолкнуло знакомство с социальными сетями интернета (до недавнего
времени я пользовалась инетом время от времени, лишь для пересылки
личных сообщений по имейлу и поиска весьма специфической информации).
Читая дискуссионные интернет-сообщества, я с изумлением обнаружила
следующую вещь: люди, оставляющие комментарии к вполне серьезным и
неглупым материалам, явно не обдумывали, а зачастую и не прочитывали их
во всем объеме. Им не хватило — чего? — ведь наверняка не ума, а
концентрации внимания! Бесконечное переключение внимания без возможности
остановиться — то, на что обычно жалуются родители маленьких детей с
синдромом дефицита внимания: «Он все хочет, все начинает и тут же
бросает, хватает следующее…»
И тут я, как мне кажется, поняла,
как все это работает. Ведь конкуренция в современном «цивилизованном»
мире идет не только за то, чтобы заставить людей потреблять новую зубную
пасту, порошок, сигареты, покупать машины, ходить в сообщества и ездить на
курорты. Есть еще и производство информации. Каждый день ее производят
по новой, в совершенно невероятном количестве и всем понятном качестве.
Она устаревает даже быстрее, чем марка телефона или модификация
компьютера. Значит, ее нужно продать и потребить срочно, прямо сейчас. А
теперь представьте себе человека, у которого нет синдрома дефицита
внимания. Его что-то заинтересовало. Он остановился, присел, стал это
обдумывать, исследовать, читать первоисточник, затем что-то сопредельное
по теме. Потом, не торопясь, стал встраивать обдуманное в уже имеющуюся
у него картину мира. Встроил, прикинул так и эдак, посоветовался с
референтной группой, учел их мнение, что-то перестроил, снова прикинул…
Все это время он достаточно равнодушен к проносящемуся мимо него
информационному потоку. Он занят созиданием неких сущностей внутри себя.
Как у Владимира Набокова: «В октябре 17 года я был мучительно влюблен и
потому Октябрьской революции не заметил».
Другое дело — человек с
гиперактивностью. Он идеальный потребитель ежедневной информации,
идеальный посетитель социальных сетей, идеальный «нажиматель на кнопки».
Он готов скакать с канала на канал до полного умственного и физического
изнеможения. Из телевизора в плеер, из плеера в «контакт», из
«контакта» — в «одноклассники». Остановки он просто боится. Глубоких
личностных контактов избегает — они ему не удаются. Жизнь идет!
Именно
на такого потребителя рассчитано современное информационное и
развлекательное пространство. Оно подходит для него идеально, как ключ к
замку. Ни разу никто из родителей не пожаловался мне, что СДВ мешает
его ребенку часами играть в компьютерные игры — откуда только
концентрация берется? — или сидеть в форумах и чатах.
Вот он —
выигрыш для «синдромников»! Здесь, в виртуальном мире они чувствуют себя
на коне и наконец-то могут послать подальше тех (обычно это учителя и
родители), кто много лет призывал их «сосредоточиться и попробовать
понять» или «довести дело до конца». Ну, и девушки, конечно,
предпочитают тех, кто лучше адаптирован в имеющейся среде…
(Автор: Катерина Мурашова)
|