Сказкотерапия - Анна Александровна Юдина
 
 

Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?


ГЛАВНАЯ

ШКОЛЫ

ДЕТСАДЫ

КУЛЬТУРА, СПОРТ ...

КАРТА

БИБЛИОТЕКА

СООБЩЕСТВА

КОНКУРСЫ
















Статистика


 Просмотров: 9135
 Посетителей: 4226
 Подробности









Анна Александровна Юдина


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Анна Александровна Юдина / Блог / Сказкотерапия


ЗАПИСЬ #20

КОММЕНТАРИИ (3)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


27 марта 2017, 10:24, автор - хозяйка блога
Анна Александровна Юдина

Сказкотерапия

«Ох уж эти сказки. Ох уж эти сказочники!» - говорил персонаж знаменитого мультфильма. Волшебство, фантазии, таинство превращения, как можно всё это не любить. Мы с замиранием сердца слушали волшебные истории в детстве, да и сейчас, чего греха таить, верим в чудеса. Однако не всем известно, что сказка – это не только народный эпос, передаваемый из уст в уста, но и достаточно мощный инструмент психологического воздействия. Несмотря на это, у многих понятие «сказкотерапия» вызывает улыбку и воспринимается исключительно как детский метод психокоррекции, тогда как, спектр применения данного диагностической и коррекционной методики выходит далеко за детсадовский возраст.

 

Сказкотерапия – коротко о главном

 

Сказкотерапия – один из самых древних способов в мировой цивилизации психологического воздействия на человека и достаточно молодой в современной психодиагностике. Испокон веков сказка служила для передачи жизненного опыта из поколения в поколение. В ней собраны не только всевозможные жизненные ситуации, но и способы их решения. Именно это и становится главным ключом, который открывает душу ребенка и помогает справиться с трудностями взрослым. По праву данный метод можно назвать универсальным инструментом в работе, как с юной, так и с достаточно зрелой аудиторией. И если взрослым сказкотерапия помогает понять глубинные, подсознательные проблемы взаимоотношения с окружающим миром, найти себя в жизни. То в работе с детьми она способствует проявлению моделей поведения ребенка, приоткрывает завесу его внутреннего мира, диагностирует страхи и психологические проблемы, мешающие малышу гармонично развиваться и быть счастливым. Окунаясь в мир сказки, ребенок легче идет на контакт с взрослым, благодаря чему сглаживается возрастной и психологический барьер, малыш начинает воспринимать старшего как равного, ассоциируя его с героем сюжета. Включаясь в эту игру, ребенок сам становится героем сказки, учится строить отношения и принимать самостоятельные решения.

Как видим, спектр воздействия сказкотерапии захватывает достаточно большую аудиторию. Мы же попробуем рассмотреть приемы работы с детьми, овладеть которыми будет под силу родителям, не имеющим специального образования, а лишь безгранично преданным своим любимым детям.

 

Сказкотерапия спешит на помощь

 

Рассмотрим несколько вариантов использования данного метода в жизни родителей (педагогов) и ребенка:

I. Сказкотворчество – возможность заглянуть в потайные уголки души ребенка.
Малыш пришел из садика расстроенный, на ваши расспросы, кто его обидел, отвечать не хочет. Перевоплощаемся и начинаем разыгрывать сказку. Лучше всего для этого подойдут игрушки из кукольного тетра, которые одеваются на руку или на пальцы. Помните, что на ребенка нельзя давить, он должен поверить, что герои сказки настоящие. Ненавязчиво, пусть они узнают у малыша, как прошел его день, что было хорошего и что, возможно, его расстроило. Немного терпения, и кроха поведает новому другу свою печаль. А дальше дело вашего педагогического мастерства помочь ребенку справиться с проблемой.

II. Немного фантазии и страхи ребенка покинут навсегда
Практически все родители сталкиваются с проблемой страхов у малышей. В 1,5-2 года страшилка приходит в образе пылесоса или посторонних звуков с улицы. В 3-5 лет это могут быть страхи уже живущие своей собственной жизнью в сознании ребенка. И с ними можно и нужно справляться с помощью сказкотерапии.

Малыш боится пылесоса, привяжите ему бантик, нарисуйте маркером добрую мордочку, дайте имя, и придумайте историю, в которой бы ваш «Жужа» был бы положительным героем. Вы не заметите, как «чудо-зверь» станет лучшим другом карапуза.

Для ребенка постарше эффективным методом станет совмещение сказки с арт-терапией. Рисунок может поведать о многих внутренних переживаниях ребенка, а в сочетании со сказочной историей еще и поможет избавиться от детских страхов навсегда. Для этого нам понадобится воздушный шарик и маркеры, которые мы дадим малышу и попросим его нарисовать свой страх. Родители (педагоги) тоже не останутся без дела, когда ребенок закончит свои художества, дорисуйте к тому, что у него вышло улыбочку либо смешную рожицу. Малыш должен понять, что его страх на самом деле может быть добрым. Придумайте историю, где ваш «Шаро-Бука» станет главным героем, а в конце этой сказки отпустите шар в небо. Малыш должен увидеть, что все его страхи улетели.

III. Воспитываем сказкой
Ну, и конечно, никуда не деться от воспитания юной личности. Этим пронизана вся бытность родителей. Однако можно отойти от привычных моделей воспитания и попробовать воздействовать сказкой.

ВВПусть вашим любимым времяпрепровождением с малышом, начиная с 2–х лет, станет чтение либо рассказывание (придумывание) волшебных историй о добре и зле, о дружбе, о взаимовыручке, об уважительном отношении к старшим. Таким образом, в ненавязчивой форме, у ребенка будет формироваться понятия о взаимоотношениях между людьми и о том, что хорошо и что плохо. Когда придет надобность напомнить ребенку, как правильно поступить в той или иной ситуации, на помощь сможет прийти герои рассказанных историй и воспитательный момент пройдет не навязчиво, легко и сказочным образом.

Вам не удается приучить ребенка чистить зубы или уговорить кушать овощное рагу, и тут на помощь спешит сказка. Придумываем волшебную историю о том, как маленькие принцессы чистят зубки, чтобы быть красивыми, а могучие богатыри едят броколли и морковь, которая придает им сил на свершение новых подвигов. Не ждите, что малыш тут же набросится на овощной суп или побежит мыть руки, повторяйте эту историю многократно, и вскоре ребенок захочет быть похожим на положительного героя сказки, и утром без напоминания помчится в ванную комнату чистить зубы.

IV. Сказкотерапия в помощь учителю.

Великий педагог В. А. Сухомлинский очень красочно описал использование сказкотерапии в работе с младшими школьниками. Вместе со старшими детьми он оборудовал «Комнату сказки». Комнату поделили на несколько частей, каждая из которых была оборудована в стиле определенной сказки. Там можно было найти «Избушку на курьих ножках» - жилище злой Бабы-яги. Поиграть с фигурками персонажей известных сказок – хитрой лисой, серым волком, колобком. Инсценировать сказки с реальными декорациями: хаткой дедушки и бабушки. Надев крылья, превратиться в гусей-лебедей, уносящих Ивасика-Телесика, а на берегу синего моря, забросить невод и вытащить золотую рыбку. Сухомлинский рекомендовал использовать такую комнату 1 - 2 раза в неделю. «Эстетическая потребность не должна удовлетворяться до пресыщения» - говорил он. Раз в 3 - 4 месяца обстановка в комнате менялась, и опять таки на помощь приходили старшие дети, которым в куклы играть вроде уже и не по статусу, однако таким способом они могли реализовать свою любовь к сказкам и волшебству.

 

Р.S. «Знает сказка, источник тайный, в котором и мечты, и надежды, и стремления, и порывы лучшие спрятаны - сама ведь из него чистую влагу пьет... Знает сказка и ждет терпеливо часа своего, времени волшебного - когда ею мир наполнится, и в мире этом сказка царицею будет, и царства свои сказочные возведет, и скажут люди, что пришло Царствие Божие, и воспоют хвалу сказке-волшебнице!»
М. Скребцова
6372513-53cd3a386bca56e4.png




ОБСУЖДЕНИЕ


Владимир Николаевич Моисеев2017-03-27 14:11:49 - Владимир Николаевич Моисеев
Ну и ещё немного в поддержку темы:
http://www.proshkolu.ru/user/lidiy52/folder/101714/
http://www.proshkolu.ru/club/skazkoterapya/
http://www.proshkolu.ru/user/uchenova51/folder/1012838/
http://www.proshkolu.ru/club/skazkoterapya/blog/357731/
http://www.proshkolu.ru/user/epichin/blog/549374/
http://www.proshkolu.ru/user/mfsha33/blog/267492/
http://www.proshkolu.ru/club/skazkoterapya/blog/342800/
http://www.proshkolu.ru/club/skazkoterapya/blog/251497/
http://www.proshkolu.ru/user/IRINE007/blog/100214
http://www.proshkolu.ru/lib/id/9529/
Светлана Алексеевна Екимова2017-03-27 14:53:02 - Светлана Алексеевна Екимова
Наталья Валентиновна Мадигожина2017-03-27 15:26:08 - Наталья Валентиновна Мадигожина
`... скажут люди, что пришло Царствие Божие, и воспоют хвалу сказке-волшебнице! (М. Скребцова) Короче, Царство Божие - это просто Сказка. Ну-ну.

Жизнь, я тебя никогда не пойму.
Дай-ка я лучше тебя обниму.
Дай подержу тебя в нежных объятьях,
На празднословие время не тратя.
Раз не выходит у нас разговор,
Пусть у нас будет такой уговор:
Я к тебе с лаской, и ты ко мне с лаской.
Спросят: `Как жизнь?`, - назову тебя сказкой.
Лариса Миллер.

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться









  Copyright © 2berega.spb.ru, ПроШколу.ру, 2007-2024. Все права защищены.   Контакты
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу