Педагогические техники развития УУД у учащихся - Татьяна Викторовна Михайлова
 
 

Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?


ГЛАВНАЯ

ШКОЛЫ

ДЕТСАДЫ

КУЛЬТУРА, СПОРТ ...

КАРТА

БИБЛИОТЕКА

СООБЩЕСТВА

КОНКУРСЫ















Татьяна Викторовна Михайлова


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Татьяна Викторовна Михайлова / Блог / Педагогические техники развития УУД у учащихся


ЗАПИСЬ #3

КОММЕНТАРИИ (0)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


04 мая 2018, 18:09, автор - хозяйка блога
Татьяна Викторовна Михайлова

Педагогические техники развития УУД у учащихся

 

Педагогические техники развития УУД у учащихся второй ступени обучения

 

       Педагогическая техника – это совокупность умений и приемов, используемых учителем для наиболее полного достижения своих целей. В понятие педагогической техники входят три группы умений: уметь управлять собой, уметь управлять другими, уметь сотрудничать.

Приемы педагогической техники

       Педагогические приемы – это основа успешного обучения и способность учителя постоянно совершенствовать современный урок, находить новые подходы в обучении учащихся, позволяющие повышать познавательный интерес к изучаемому предмету и качество знаний учащихся. При составлении плана (конструктора) урока учитель, как правило, в первую очередь, набирает необходимый теоретический материал, задания и упражнения. Затем перед педагогом встает проблема, в какой форме подать это детям для

лучшего усвоения материала, для обеспечения оптимальной нагрузки учащихся на уроке, для поддержания интереса детей к предмету и к себе лично.

Есть одна маленькая притча, но при этом с глубоким смыслом: «Иголка в стоге сена»… Однажды одного мудрого и учёного человека спросили, в чём секрет его мудрости, в чём он видит основное различие между собственным разумом и разумом других людей. Он задумался ненадолго, а затем ответил:

- Если люди ищут иголку в стоге сена, то большинство из них останавливаются, как только найдут её. А я продолжаю поиски, обнаруживая вторую, третью и, возможно, если мне очень повезёт, даже четвёртую и пятую иголку.

«Так же и у молодого учителя на вооружении два-три десятка приемов. Любой начинающий педагог умеет провести индивидуальный опрос у доски, а вот организовать работу детей в группах или жужжащий пересказ – для многих уже проблема. Между тем у опытного учителя за годы труда соответствующих приемов накапливается до двухсот. Осваивая по 10-15 приемов в год, молодой педагог тратит не менее 10 лет на то, чтобы приобрести необходимый для урока инструментарий».

 Приемы педагогической техники могут быть связаны с какими-то средствами обучения, а могут быть совершенно независимы от них.

       Чем руководствуется учитель при выборе методов, организационных форм, средств, приемов обучения? Всегда ли можно сказать, что критерием являются интересы, способности, склонности, потребности учащихся?

       Еще очень давно Л.Н.Толстой обнаружил три закона реальной педагогической практики, к сожалению, царящих в школе и сегодня:

  1. Учитель всегда невольно стремится к тому, чтобы выбрать самый для себя удобный способ преподавания.

  2. Чем способ преподавания удобнее для учителя, тем он неудобнее для учеников.

  3. Только тот образ преподавания верен, которым довольны ученики.

      В школе № 20 г. Твери учителя, участвующие в конкурсе "Изюминки педагогической

работы",  представляют письменные описания методических приемов по четырем пунктам: цель приема, оснащение, описание хода работы, эффективность приема. Интересная статья Волковой ГЛ. и Чикуровой М.В.  опубликована в журнале "Завуч", где описаны многие увлекательные и действенные методические приемы.

     В уже упомянутой статье Зайцева В.Н. описаны уроки-демонстрации, когда опытные учителя за урок показывают молодым коллегам по два-три десятка приемов. Посещение таких уроков позволяет быстро пополнить арсенал начинающего педагога.

    Прежде чем перейти к описанию некоторых приемов педтехники, хотелось бы обратиться к книге Гузеева В.В. «Педагогическая техника в контексте образовательной технологии». Заканчивая вступление к книге, автор замечает: «Хотелось бы сделать одно серьезное предупреждение. Американский психотерапевт Джеффри Зейг однажды после не вполне удавшейся ему демонстрации одного терапевтического приема сказал: «Прием отличный, только клиент не тот попался». Бездумный, некритичный перенос заимствованных приемов,  может привести к тому, что для этих прекрасных приемов дети окажутся «неподходящими».

    Будем помнить, что в профессиональной деятельности учителя главное не в том, чтобы учить, а в том, чтобы думать. И пусть нашим девизом будут слова замечательного поэта Максимилиана Волошина: «…Из всех насилий, творимых человеком над людьми, убийство — наименьшее, тягчайшее же — воспитанье…».

       Американский психотерапевт Джеффри Зейг однажды после не вполне удавшейся ему демонстрации одного терапевтического приема сказал: «Прием отличный, только не тот клиент попался». Бездумный, некритичный перенос заимствованных приемов, созданных в определенных условиях, в Ваши, совсем иные, условия может привести к тому, что для этих прекрасных приемов «дети окажутся неподходящими». Будем помнить, что в профессиональной деятельности учителя главное не в том, чтобы учить, а в том, чтобы думать.

       «Хорошо организованная жизнь – это как сетка для страховки. Благодаря ей вы можете делать на проволоке более сложные трюки» - однажды сказала американская журналистка Джейн Поли. Приемы педагогической техники -  сеть. А результат хорошо организованный труд учителя, хорошо организованный класс, хорошо организованные знания.

    Итак, более не теоретизируя, приступаем к пополнению «копилки» педагогических приемов. Рассмотрим примеры интересных приемов.

1.         Диктант по значениям

Преподаватель диктует не слова, а их значения. Учащиеся определяют слова и записывают их. Например, на уроке по изучению удвоенных согласных преподаватель диктует: «Лицо, находящееся в переписке с кем-нибудь; система взглядов на жизнь, природу и общество; совокупность всех притоков реки, озера». Ученики записывают: «Корреспондент, мировоззрение, бассейн». Прием не нов, достаточно часто используется на уроках языка. Но возможно его употребление и на других уроках при изучении определенной терминологии.

2. Дистанционный диктант (предлагает Дэвид Каттерик, Китай)

Класс делится на 5 команд. Текст, предназначенный для диктанта, делится также на пять

частей. Листки с текстами этих частей прикрепляются к стене как можно дальше от команды, которой соответствуют. Каждый из членов команды становится гонцом. Он подходит к тексту (сколько угодно раз), читает его, запоминает, возвращается к команде, диктует свою часть товарищам. Команды соревнуются: побеждает та, которая закончит свой диктант раньше и не сделает ошибок (или сделает их меньше, чем другие команды). Развивается зрительная память, тренируются наблюдательность, орфографическая зоркость. Такая же работа может быть проделана на математике, на уроке в форме практикума.

3. Найди ошибку! (метод, введенный Лизинским В.М.)

       Учитель излагает учащимся какой-либо материал и просит их найти ошибки (можно даже указать их количество). Конечно, среди таких ошибок есть 2—3 явные, еще 2—3 — типичные, остальные ошибки неуловимее. И только одна ошибка выявляется даже не каждым специалистом. Обнаружение такой ошибки может означать поистине глубокое знание предмета.

4. Задачи без вопросов

    Одет Бассис из Франции часто предлагает младшим школьникам на уроках математики задачи без вопросов. Фактически дается описание некоторой ситуации. Дети вникают в нее и сами задают многочисленные вопросы. Кстати, ценным в этом задании является то, что они составляют вопросы не только по ситуации, но и по аналогии, по противопоставлению, по своему опыту. Это позволяет выходить за пределы предмета, естественно формируя межпредметные связи.

5. Буриме

   Петраков И.С. советует: "Приди в свой литературный класс, напиши на доске готовую рифму, и пусть один ряд напишет под нее стих в стиле Байрона, другой — под Маяковского, третий - под Ахматову. Вот когда ученики на таком уровне будут знать особенности стиля, языка, чувств поэтов, тогда можно сказать, что класс у вас литературный".

6. Слово – предложение – вопрос – ответ

Учитель указывает на ученика и говорит: «Слово» (можно показать картинку). Ученик

произносит слово, которое ему нравится (или название предмета на картинке). Учитель

указывает на другого ученика и говорит: "Предложение". Второй ученик составляет предло-

жение, в котором задействовано названное слово. Далее третий ученик задает вопрос к

составленному предложению (не формально, а по смыслу). Четвертый ученик отвечает на

поставленный вопрос. Таким образом, внимание учащихся не рассеивается, все ждут своей

очереди в этой игре. Кстати, роль учителя может взять на себя любой ученик.

7. Конкурс имени барона Мюнхгаузена (Каменский А.)

    По физике (или по химии) после изучения материала можно предложить детям придумать сказку-небылицу, где они намеренно исказят только что изученный факт или явление. Например, после изучения диффузии в твердом теле дети придумали вот такую небылицу.

    Богач, выиграв много денег, туго набил кошелек золотом и серебром, отправился домой.

Дома вывернул содержимое кошелька на стол и поразился: все монеты срослись в один ком.

Учащиеся из другой группы разоблачают Мюнхгаузена, объясняя, что диффузия в твердых

телах — достаточно длительный процесс при обычных температурах.

8. Монолог поэта

    Использовано автором этой статьи на уроках литературы. Прошу (в качестве домашнего задания или прямо на уроке) составить ответ на вопрос, используя только строчки из стихотворений того или иного поэта. Так, на одном из уроков мои ученики составляли «Монолог Есенина. Мой путь», рассказывая о биографии и творческом пути поэта только с помощью цитат из его стихотворений. На другом уроке мы организовали «Интервью с Н.А.Некрасовым». Вопросы задавал учитель, ученики искали ответы в произведениях поэта. Например: «Какой смысл Вы вкладываете в понятие «гражданин»?» - «А что такое гражданин? – Отечества достойный сын» и т.д.

      И в заключении хотелось бы напомнить, что каждый ребенок – индивидуален. Помогите найти в нем его индивидуальные личные особенности. Помните, что главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета. Научите ребенка высказывать свои мысли. Во время его ответа на вопрос задавайте ему наводящие вопросы. Не бойтесь «нестандартных уроков», попробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала по вашему предмету. Помогите ребенку научиться адекватно, оценивать выполненную им работу. Научите исправлять ошибки. Сегодня учащийся сам должен стать «архитектором и строителем образовательного процесса». Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы УУД.

 

       Литература

1.       Волкова ГЛ., Чикурова М.В. Устремим ум на радость творчеству//Завуч, 1999. - № 8.

2.       Волков Б.С. Психология урока, его подготовка, проведение и анализ. Учебное пособие.- М., Центр педагогического образования, 2011.

3.       Гин  А. А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность (пособие для учителя). М: Вита-Пресс, 2004.-88 с.

4.       Гузеев В.В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии// "Народное образование", М., 2001.



Тэги: педагогическая техника



ОБСУЖДЕНИЕ


Комментариев пока нет

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться









  Copyright © 2berega.spb.ru, ПроШколу.ру, 2007-2024. Все права защищены.   Контакты
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу