Взаимодействиес - Марина Александровна Артамонова
 
 

Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?


ГЛАВНАЯ

ШКОЛЫ

ДЕТСАДЫ

КУЛЬТУРА, СПОРТ ...

КАРТА

БИБЛИОТЕКА

СООБЩЕСТВА

КОНКУРСЫ











Марина Александровна Артамонова


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Марина Александровна Артамонова / Блог / Взаимодействиес


ЗАПИСЬ #1

КОММЕНТАРИИ (2)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


19 февраля 2018, 16:55, автор - хозяйка блога
Марина Александровна Артамонова

Взаимодействиес

«Взаимодействие с семьей»

В современных условиях, когда воспитательный потенциал семьи зачастую является невысоким, дошкольные образовательные организации выступают инстанцией развития не только ребенка, включенного в образовательный процесс, но и родителя. Для решения соответствующих задач необходимо продумать и реализовать эффективные сценарии включения семьи в жизнь ребенка в ДОО. Родители должны стать полноправными участниками образовательного процесса, как в плане принятия управленческих решений, так и в смысле участия в педагогических мероприятиях.

Стратегия и тактика построения партнерских взаимоотношений

между дошкольной образовательной организацией и семьей

Возможность построения партнерских отношений предполагает готовность двух сторон (в данном случае, семьи и ДОО) одинаково активно и согласованно взаимодействовать в качестве субъектов. Очевидно, что участники образовательного процесса далеко не всегда обладают необходимыми качествами – стремлением, готовностью и способностью к продуктивному взаимодействию, активностью, субъектностью. В этой связи построение реальных партнерских отношений между основными агентами воспитания детей (социум, семья и образовательные организации) – длительный и сложный процесс. Он связан с прохождением обязательных этапов, на которых происходит изменение установок у родителей и педагогов.

В СССР долгие годы насаждалась идея примата общественного воспитания над семейным. В начале прошлого века подобная практика подкрепляла стремление как можно быстрее внедрить в сознание людей новую идеологию, привить подрастающему поколению устремления, соответствующие задачам развития страны Советов. Современные педагоги привычно используют укоренившиеся в практике детских садов методы, ориентированные на традиционное понимание задач работы с семьей: просвещение, контроль действия родителей, указание на их ошибки, недостатки в воспитании детей. Подобное отношение вызывает активное сопротивление как у родителей, ориентированных на деятельностное участие в воспитании своих детей, так и у семей, готовых делегировать свои права ДОО и по факту уже сделавших это.

Подобное поведение родителей у ряда педагогов вызывает замешательство. Не находя контакта с семьями, воспитатели берут на себя все больший объем работы, что без согласования направленности усилий с другими институтами воспитания далеко не всегда оказывается эффективным. Педагогам необходимо осознать объективно изменившиеся целевые основы взаимодействия с семьями воспитанников, освоить новые методы работы, связанные с построением и поддержанием партнерских взаимоотношений.

Традиционно базовым направлением работы с семьей является педагогическое просвещение родителей. Очевидно, что в современных условиях данная составляющая деятельности ДОО должна иметь подчиненное значение. Получаемые родителями знания должны быть не целью, а средством решения возникающих проблем, построения продуктивного взаимодействия с детьми, с дошкольной образовательной организацией .

При этом, безусловно, и то, что воспитание детей предполагает наличие у родителей определенных компетенций. Но даже самые заинтересованные в повышении своей родительской компетентности люди чаще всего не готовы слушать сообщения и доклады, длинные лекции на темы, выбранные за них специалистами ДОО. Взрослые люди хотят учиться, если они видят необходимость обучения и возможность применения его результатов для улучшения своей жизни. Стремлению родителей деятельно участвовать в обучении, привносить в обучающие ситуации собственный опыт и жизненные ценности, соотносить обучающую ситуацию со своими целями и задачами соответствуют активные методы обучения (АМО).

Среди наиболее популярных АМО можно выделить круглый стол, тренинг, креативные игры, мозговой штурм, анализ педагогических ситуаций; решение проблемных педагогических задач; управляемое игровое взаимодействие родителей и детей, игровое моделирование способов родительского поведения, двигательные, игровые, рисуночные упражнения проективного характера, анализ мотивов детского поведения, примеров из личной практики семейного воспитания и др.

В отличие от традиционных подходов, сосредоточенных на передаче обучаемому набора знаний, подобранных вне зависимости от его интересов и потребностей, АМО ориентированы на раскрытие перед родителями (педагогами) дополнительных практических возможностей как результата освоения новых знаний, умений и навыков, повышения родительской (профессиональной) компетентности. Каждый образовательный цикл с использованием АМО позволяет решить актуальные для данной категории обучающихся практические проблемы, достичь конкретных результатов «здесь и сейчас», овладеть универсальными технологиями поиска приемлемого результата, идей и вариантов решения в различных ситуациях.

Модификацией АМО являются интерактивные методы организации взаимодействия. Использовать интерактивные методы (« i nter» это взаимный, «act» действовать) означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие родителей с педагогом и друг с другом.

Таким образом, современные методы построения образовательного процесса позволяют обучающимся стать соучастниками и соавторами процесса собственного обучения. Но сами по себе эти возможности не могут быть реализованы. Требуется особая организация образовательного процесса, взаимодействия по решению различных задач, проблем. Чтобы родители включились в интерактивное общение, освоили необходимые навыки и модели поведения, чтобы преодолеть негативные установки отдельных семей по тем или иным проблемам, связанным с пребыванием ребенка в ДОО, можно использовать технологии фасилитации.

Понятие «фасилитация» имеет латинское происхождение ( fcil – лат., ср. исп. – упрощать, способствовать, ускорять, стимулировать). Фасилитация (англ.) производное от глагола facilitate – облегчать, помогать, способствовать.

Фасилитация как условие – обеспечивает эффективное взаимодействие в процессе обучения и воспитания, позволяет преодолевать коммуникативные барьеры между людьми.

Фасилитация как результат – зона потенциального развития человека, при условии взаимного развития взаимодействующих личностей (например, педагога и ребенка, педагога и родителя, родителя и ребенка).

Фасилитация как процесс – развивающее консультирование, стимулирование, воодушевление, вдохновление, актуализация, инициация, поддержка.

Фасилитация как результат – устранение педагогом ограничений, препятствующих творческим проявлениям ребенка (родителя), помощь в обретении уверенности во взаимоотношениях с окружающими, признание права ребенка (взрослого) на ошибку, снятие барьеров и предоставление свободы выбора и действий.

Фасилитация как продукт – накопительный эффект совместной деятельности и общения (по типу «Одна голова хорошо, а две – лучше»), видимый результат совместных усилий, удовлетворяющий всех участников, отражающий вклад каждого и иллюстрирующий достижения всех.

Ф асилитация как прием является искусством задавать вопросы. Каждый вопрос открывает для участников собрания возможность использовать новые грани собственного педагогического опыта и знаний.

Смысл проведения фасилитации состоит в том, что задачи, стоящие перед группой, без помощи фасилитатора не были бы решены или были бы решены не все, не полностью или неоптимальным образом.

Социально-психологический план фасилитации предполагает стимулирующее влияние одних людей на поведение, деятельность и общение других. В присутствии фасилитатора человеку легче действовать активно, раскованно и эффективно. Очевидно, что эффект фасилитации возникает при положительном отношении людей друг к другу. Такие отношения складываются между друзьями; любящими родителями и детьми; квалифицированными педагогами и наиболее способными учениками и т.д.

Задача фасилитации – решение конкретных вопросов. Это поиск решений, анализ проблем, обсуждение совместных мероприятий, разрешение сложных или конфликтных ситуаций.

Итог фасилитации – это организационные решения и предложения, которые зафиксированы в протоколе мероприятия и которые повлекут за собой те или иные изменения как организационного характера, так и воспитательного.

Функции фасилитации – стимулирование и актуализация возможностей, иницицирование и воодушевление, помощь и поддержка.

Формы фасилитации – взаимодействие, воздействие, диалог, косвенное влияние.

Технологии фасилитации – это различные процедуры, в процессе которых участники делают определенные выводы. Можно выделить такие процедуры фасилитации:

- советы, рекомендации, диагностика (выявление проблем); разработка и внедрение решений;

- помощь в постановке проблем, определении целей и задач, плана действий, анализ результатов работы;

- консультирование, поддержка, создание условий для творчества, эмпатийное слушание, обзорная информация, наводящие вопросы, советы;

- снятие барьеров и преград в общении, в деятельности по поиску решений;

- готовность принять и оказать помощь в нужной ситуации;

- посредничество, актуализация позиций и чувств участников взаимодействия;

- содействие презентации субъекта;

- выработка общего решения, переформулирование возмущений в желания, мозговой штурм;

- инспирация, активизация, вмешательство.

Установки фасилитации – принятие (безоценочное, уважительное отношение к другому), открытость (способность принимать окружающее, чувствительность к новому, готовность к самоизменениям), конгруэнтность (рефлексивность, эмпатийность, совпадение внутренних состояний).

Технологии фасилитации стимулируют к более напряженной мыслительной работе, чем традиционные методы обучения, к организации поиска совместных решений. Фасилитация снижает время выработки резолюций, повышает их качество, вовлеченность, ответственность каждого родителя (педагога) за выработанное решение. Кроме кого, фасилитация дает возможность участникам мероприятия получать удовольствие от простоты в освоении нового за счет использования интеллектуального и креативного потенциалов всей группы.

 

Шаг первый. Ф ормулировка миссии, или декларация цели

Выработка общих целевых основ, единой картины будущего как основы для сотрудничества. Именно цель как осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлено действие человека, коллектива является системообразующим фактором при построении любой системы. Формулировка цели, ее понимание и принятие всеми участниками является базисом продуктивных отношений.

Принято считать, что перед ДОО и семьей стоят общие задачи. На самом деле, существует широкий спектр мнений по вопросу о сущности, цели и задачах обучения, воспитания, развития детей. Даже на житейском уровне можно увидеть разность приоритетов семьи и дошкольной образовательной организации, понимаемые субъективно: педагог во главу угла ставит освоение всеми детьми программы, тогда как для родителей наиболее важными могут быть задачи сохранения здоровья ребенка, доверительных взаимоотношений с ним, удовлетворение собственных амбиций и т.д.

Формулировка целей – важный этап построения партнерских взаимоотношений, половина успеха в решении существующих проблем. При этом нужно понимать, что цели только намечаются и должны корректироваться по мере достижения промежуточных результатов. Целеполагание надо рассматривать как непрерывный динамичный процесс, в котором анализируются сложившиеся ситуации, тенденции и при необходимости осуществляется корректировка целей.

Определение конкретной цели – крайне сложная задача. Выделив проблему – то, что является неудовлетворительным в существующей практике взаимодействия семьи и ДОО, – необходимо определить, а по сути, придумать как ее преодолеть. При этом может возникнуть множество идей, из которых нужно выбрать одну, наиболее рациональную, вокруг которой будет построена система работы по решению проблемы.

Шаг второй. Разрушение стереотипов

Непродуктивное, а порой и неконструктивное взаимодействие субъектов воспитания ребенка в рамках традиционных моделей работы ДОО с семьей приводит к тому, что родители накапливают достаточно серьезный объем невысказанных опасений по отношению к воспитателям и учреждению в целом. При этом педагоги нередко занимают настороженно-оборонительную позицию.

Очевидно, что партнерские отношения не могут строиться в атмосфере взаимного недоверия. В этой связи необходим этап переосмысления сложившихся мнений, стереотипов поведения, установок в общении. Необходимо избавиться от «ярлыков», создать позитивный имидж педагогов и ДОО в целом.

Для этого педагогам необходимо освоить эффективные методы построения партнерских отношений, организации совместного с родителями воспитанников поиска решений, анализа проблем, обсуждения совместных действий, разрешения сложных или конфликтных ситуаций.

Шаг третий. Ос ознание неразделимости институтов воспитания

С. Михалков писал: «Мамы, папы, нам без вас – все равно, что вам без нас». Построение партнерских взаимоотношений невозможно без осознания администрацией ДОО, педагогами и родителями необходимости и взаимной зависимости семьи и дошкольной образовательной организации. Поэтому следующим шагом должна стать совместная работа по определению места, роли и возможностей каждого из институтов в достижении поставленной цели, в решении общих задач воспитания, развития, обучения детей.

Необходимо определить зоны ответственности каждого из институтов воспитания детей с учетом возможностей и специфики семейного воспитания. Принципиальное отличие воспитания в семье состоит в том, что фундаментом родительского влияния выступает, прежде всего, безусловная родительская любовь к ребенку, забота о нем как самоценной личности, принятие его таким, какой он есть. Основой общественного формирования личности является система социальных требований к ребенку.

Шаг четвертый. П оиск ресурсов для решения поставленных задач

Удивительно, но в век свободного доступа к информации, средствам коммуникации люди становятся все менее коммуникабельными. Опыт проведения самых разных по форме и содержанию мероприятий с педагогами и родителями воспитанников ДОО показывает, что организаторами и участниками достаточно легко в различных источниках может быть найден опыт решения определенных проблем, задач. При этом значительные сложности возникают в ходе обсуждения и анализа информации педагогами и родителями, в процессе принятия общих решений.

Шаг пятый. Планирование совместной деятельности.

Планирование совместной деятельности строится на паритетных основах и учитывает вариативные позиции и роли педагогов и семьи в контексте образовательной деятельности. Изначально планируя мероприятия в работе с родителями, педагоги переходят к планированию со-бытий вместе c родителями и создают условия для самостоятельного планирования родителями реализации собственных инициатив в коллективной работе с детьми.

Шаг шестой. Реализация совместных проектов.

Педагоги первоначально, выступая инициаторами взаимодействия, отводят родителям роль участников-зрителей и слушателей. По мере развития взаимодействия родители не только выступают в определенной роли (помощника, сотрудника) при взаимодействии с педагогом, но и инициируют определенные виды деятельности с детьми и педагогами. Наконец, развитие сотрудничества предполагает и самостоятельное участие в образовательной деятельности, когда родители могут и выступают в качестве организаторов образовательной работы с детьми при пассивном участии педагогов в качестве слушателей и зрителей.

В этой связи можно сказать, что сегодня нужны не столько новые идеи построения взаимодействия семьи и ДОО, сколько умения , позволяющие педагогу эффективно организовывать обсуждение существующих идей и выбор тех, которые будут приемлемы для всех. Также необходимы навыки построения взаимодействия, облегчающие нахождение точек соприкосновения, взаимопонимания между партнерами.

Предлагаем рассмотреть возможности использования технологий и моделей фасилитации для пошагового решения задач построения партнерских отношений между ДОО и семьями воспитанников.

 

Самодиагностика для педагогов и родителей «Способности фасилитатора»

Вводная информация

Изменение целевых установок взаимодействия семьи и ДОО, новые ориентиры при построении взаимоотношений педагогов и родителей требуют освоения воспитателями соответствующих ролевых позиций. На первый план выходят такие характеристики педагога, как умение строить открытые, доверительные отношения с родителями, способность создавать особую атмосферу сотрудничества, снимать барьеры и помехи во взаимодействии, раскрывать ресурсы участников образовательного процесса. Поскольку все эти качества педагога позволяют облегчить процесс обучения детей (и родителей), построения продуктивных партнерских взаимоотношений, обладающего ими специалиста можно назвать фасилитатором.

Фасилитатор – это ролевая позиция ведущего при организации групповой деятельности, которая характеризуется определенными правилами эффективной совместной работы [9]. Фасилитатор облегчает, организует, направляет, стимулирует и оптимизирует процесс поиска информации, ее обработки и решения на ее основе поставленной перед группой задачи.

Педагог в роли фасилитатора меняет свою позицию, демонстрирует способность инициировать продуктивную деятельность группы, поддерживая необходимый настрой, создавая комфортный климат в группе, вдохновляя участников совместной деятельности на принятие консолидированных и непротиворечивых решений. Глубинный смысл деятельности фасилитатора – раскрытие лучших человеческих качеств и способностей у присутствующих, помощь отдельным участникам в поиске гармонии в отношениях с другими людьми, образовательным учреждением, а также с самими собой.

Главные качества фасилитатора – способность открыто выражать и транслировать собственные мысли и переживания в межличностном общении, ассертивность, толерантность, эмпатия, развитая рефлексия.

Для фасилитатора характерно несколько «не».

- не заинтересован в итогах обсуждения;

- не представляет интересы ни одной из присутствующих групп;

- не предлагает свои схемы действия, свой стереотип восприятия, свой взгляд на проблему (фасилитатор облегчает другим принятие решений, продумывает процедуры и формат мероприятий, которые дают возможность накопить знания, структурировать их, выбрать курс действий, который поддерживался бы совместными и обоюдными решениями, а также обязательствами по отношению друг к другу);

- не участвует в прениях, а только организует их, обеспечивает выполнение повестки дня (ф асилитатору необходимо наблюдать со стороны за происходящим и анализировать процесс, чтобы сделать его максимально эффективным, обеспечить выполнение поставленной задачи);

- не дает ответов на вопросы, не предлагает решения проблем, а предоставляет средства, с помощью которых участники взаимодействия сами находят решение (можно сказать, что посредством фасилитации происходит освоение знаний, новой информации, выработка решений).

Для фасилитатора характерен особый тип поведения, ему требуются определенные навыки, набор средств и методов, позволяющих организовать работу группы, добиться выполнения поставленной задачи, формулировки участниками встречи понятных всем выводов и решений.

Фасилитаторы удерживают встречу во временных рамках и помогают точно выдерживать четкую повестку дня, умеют добиться того, чтобы их слушали, создают ощущение активного общения, конструктивно излагают проблемы, подводят итоги и ищут аргументы. Опытный и успешный фасилитатор умеет сохранять беспристрастность, обеспечивать возможности для конструктивного диалога между всеми участниками.

Фасилитатор должен придерживаться таких правил:

	1. Демонстрировать доверие.
		

	2. Помогать участникам процесса формулировать цели, стоящие перед группами и индивидом.
		

	3. Исходить из того, что у каждого участника есть мотивация к взаимодействию.
		

	4. Выступать для участников источником опыта.
		

	5. Проявлять эмпатию – способностью понимать, чувствовать внутреннее состояние, личность другого и принимать его.
		

	6. Быть активным участником группового взаимодействия.
		

	7. Открыто выражать свои чувства в группе, уметь придать личностную окраску преподаванию.
		

	8. Владеть стилем неформального общения с участниками группы.
		

	9. Обладать положительной самооценкой, проявлять эмоциональную уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность [21].
		

Статус фасилитатора определяется тем, насколько он авторитетен, референтен, признан группой. Следовательно, необходимым условием возникновения фасилитативных эффектов является построение открытых и доверительных отношений между педагогами и родителями.

Хороший фасилитатор может отличить плохое решение, родившееся во время дискуссии, от перспективного, открывающего возможности продуктивного взаимодействия родителей и педагогов. Он может распознать идеи, содержащие скрытые проблемы, от решений, которые будет работать на достижение поставленных целей.

Не каждый педагог, даже очень опытный, может стать хорошим фасилитатором. С целью выявления способностей, обеспечивающих возможность выступать в роли фасилитатора, можно пройти тест «Готов ли педагог (родитель) к осуществлению фасилитации?» Предлагаемый ниже опросник – универсальный: в скобках в вопросах указаны те партнеры по взаимодействию, по отношению к которым диагностируется развитость фасилитативных качеств.

Если на вопросы отвечает педагог, то в первом случае он оценивает свое поведение по отношению к родителю, во втором – дает оценку представленным качествам по отношению к ребенку (соответственно, из скобок в первом случае выбираем «с родителем», во втором – «с ребенком»). Если на вопросы отвечает родитель, то в первом случае он оценивает свое поведение по отношению к педагогу (соответственно из скобок выбирает «с педагогом»), при повторном опросе он оценивает свое поведение по отношению к ребенку (выбирает вариант «с ребенком»).

Шаг третий. Ос ознание неразделимости институтов воспитания

Традиционным для ДОО стало проведение работы по выявлению и согласованию позиций родителей и педагогов по вопросам определения зон ответственности каждой из сторон взаимодействия за тот или иной аспект воспитания. С этой целью проводятся опросы, анкетирование, организуется написание мини-сочинений. Данные эссе становятся объектом обсуждения и анализа в педагогическом и родительском сообществах, основой построения дальнейшей совместной работы двух институтов социализации ребенка.



Тэги: работа с семьей



ОБСУЖДЕНИЕ


Владимир Николаевич Моисеев2018-02-19 20:33:56 - Владимир Николаевич Моисеев
Видимо для вас этот материал необходим для родительского
собрания, ведь во главу угла здесь ставится СЕМЬЯ!
Я так понял, что если статус фасилитатора референтен, то он
ассертивен, толерантен, присутствует эмпатия и рефлексия
В процессе инспирации проходит актуализация и инициация
креативного мышления. Ну да, это как раз тема для разговора
с родителями. Уверяю вас, что одни точно подумают, что училка
очень умная, а другие просто покрутят пальцем у виска.
Людмила Николаевна Громакова2018-02-19 22:27:11 - Людмила Николаевна Громакова
Теоретическая и научная сторона доклада зазвучали прекрасно!
Практическое применение сводится к разумному взаимодействию с объектами воспитания субъектов воспитания:)
`Суха теория, ... а древо жизни вечно зеленеет`!
Спасибо,Марина Александровна.
Узнала новые термины, в которых `зашифрованы` мои приемы работы учителя физики и математики, а также классного руководителя на протяжении 33 лет.
Открылось видение того, что `Фасилитация` всего лишь одна из граней многогранного педагогического процесса любящего свою профессию и постоянно саморазвивающегося УЧИТЕЛЯ!

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться









  Copyright © 2berega.spb.ru, ПроШколу.ру, 2007-2024. Все права защищены.   Контакты
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу