Классных
руководителей в школах заменят тьюторы.
Учителя-предме
тники
смогут сосредоточитьс
я на основной работе, их заменят освобожденные
от уроков преподаватели-
наставники.
Министерство образования
и науки РФ планирует с 2014 года ввести в российских школах новые
штатные единицы — тьюторов. Эти преподаватели-
наставники, помогающие
ученикам в школе и вне ее, заменят действующий сегодня институт
классного руководства. В пилотных регионах уже идет апробация
возможных моделей тьюторства.
Изначально тьюторы появились в Великобритании — в Оксфорде и
Кембридже они существуют с XIV века. В Англии тьютор прикрепляется к
ученику в средней школе и ведет его до поступления в высшее учебное
заведение, где передает в руки своего институтского коллеги. Сегодня
в Оксфорде на 10 тыс. поступивших студентов приходится такое же
количество тьюторов, пояснила президент российской тьюторской
ассоциации Татьяна Ковалева.
В Британии тьютор является учителем, психологом, помощником и
наставником ученика. Дети, обучающиеся по «пансионной программе»,
уезжают домой только на выходные. В стенах учебного заведения они
обсуждают с наставником не только учебные, но и личные проблемы.
Планируется, что в российских школах тьютор возьмет на себя функции
классного руководителя, оставив учителю его основную задачу —
преподавать профильный предмет. Преподаватель-
наставник будет
курировать несколько классов одного возраста или создавать
собственные группы.
— В новом законе «Об образовании» и новых федеральных
государственны
х образовательны
х стандартах идет речь об
индивидуальном развития личностного и образовательно
го пути каждого
ученика. Поэтому в образовательны
х учреждениях должны быть те, кто
координирует самостоятельну
ю учебу и выбор учебного профиля, —
рассказал «Известиям» источник в Минобрнауки.
Тьюторы будут работать с учениками индивидуально, они будут
координировать самостоятельны
е занятия школьника, помогать выбирать
специализацию, налаживать взаимоотношени
я с одноклассникам
и и
учителями. Они также должны подтягивать отстающих учеников.
Как отмечают специалисты министерства, школа является мини-социумом
и от того, как дети научатся взаимодействов
ать с ровесниками и
представителям
и других поколений в школе, зависит, как они смогут
это делать во взрослой жизни.
Введение в школах новой административн
ой единицы связано с
вступлением в силу нового закона об образовании, подтвердила
«Известиям» Татьяна Ковалева. В законе, вступающем в силу 1
сентября, вводится понятие индивидуальных образовательны
х подходов и
программ. По словам Ковалевой, сейчас идет обсуждение и апробация в
пилотных регионах нескольких возможных моделей тьюторства.
— В официальном реестре профессий уже есть тьютор, — отмечает
эксперт. — Но его наличие в школе пока не является обязательным.
Президент профильной ассоциации добавила, что сейчас несколько
рабочих групп заняты разработкой профессиональн
ых стандартов
деятельности тьютора.
— Сейчас на всех уровнях образования предписана индивидуализац
ия, а
где профессиональн
ая группа, которая будет работать по данному
направлению? Сразу вспомнили про тьюторов, — поясняет Ковалева. —
Возможных схем очень много. В том числе апробируется модель, когда
классные руководители через повышение квалификации получают
компетенции тьюторов. Получается, что они совмещают две должности.
Также изучается модель, в которой в школах отменяют должность
классного руководителя. Учителя будут занимаются преподаванием, а
тьюторы — курировать классы.
Директор лицея № 1535 Михаил Мокринский считает возможное появление
тьюторов на образовательно
м рынке положительным шагом. Но, по мнению
специалиста, осуществить задумку в полной мере пока невозможно.
— Тьютор должен стать интегратором всех участников образовательно
го
процесса. Но на сегодня нет людей, готовых исполнять эту функцию, их
нужно готовить, — считает Мокринский.
— Тьютор появился в квалификационн
ых справочниках достаточно давно,
но его обязанности четко не прописаны, — отмечает глава
Всероссийского профсоюза преподавателей Андрей Демидов. — В пилотных
проектах тьюторы занимаются диагностикой учеников для выстраивания
индивидуальног
о пути развития в старших классах. Пока неясно, какими
полномочиями будет наделен тьютор в итоге.