Урок `Подготовка к ГИА` 9 класс - Елена Николаевна Майер
 
 

Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?


ГЛАВНАЯ

ШКОЛЫ

ДЕТСАДЫ

КУЛЬТУРА, СПОРТ ...

КАРТА

БИБЛИОТЕКА

СООБЩЕСТВА

КОНКУРСЫ











Елена Николаевна Майер

Папка "Файлы пользователя"



КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ

Урок. Подготовка к сочинению ЕГЭ
Классный час 10 класс

Макет сочинения ЕГЭ
Пишем сочинение по тексту Л.Пирожковой
Аргументы для сочинения ЕГЭ
Аргументы для сочинения 2

 Урок `Подготовка к ГИА` 9 класс




                  Муниципальное казенное образовательное учреждение «Лицей»

                                       г.Калачинска   Омской области

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                    Конспект урока русского языка

                       «Подготовка к сочинению-рассуждению

                           по тексту Ю.Яковлева «Багульник»

                     

                                        (ГИА С2.2.   9 класс)

             

 

 

                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               Подготовила:

                                               учитель русского языка и литературы

                                                высшей категории

                                                Майер Елена Николаевна

 

 

                                                      г.Калачинск- 2011                                                          

Тема урока: Подготовка  к сочинению-рассуждению по тексту Ю.Яковлева «Багульник» (ГИА С2.2.  9 класс).

Цели:

Образовательные:

- научиться видеть, как автор текста развивает основную мысль;

- научить излагать собственные мысли в небольшом по объему сочинении – рассуждении   на основе предложенной фразы;

- научить подбирать доказательства, примеры;

Воспитательные:

- на основе текста Ю.Яковлева   сформировать представление об удивительных свойствах человеческой души ;

- учиться видеть за непривлекательной внешностью человека его внутреннюю красоту.

Развивающие:

- продолжать формировать у учащихся навыки работы с художественным текстом;

- способствовать развитию критического мышления  учащихся, необходимого  не только в учебе, но и в обычной жизни.

 

Использованная технология:  технология  развития критического мышления.

Приёмы технологии критического мышления:  синквейн,   таблица «З-Х-У», верные-неверные утверждения, чтение с остановками,   6 шляп критического мышления.

Оборудование: Шесть шляп (соответственно группам уч-ся), текст   рассказа Ю.Яковлева «Багульник», толковые словари, презентация, аудиозапись песни «Багульник».        

                                                  Ход урока

I. Стадия вызова.

1) Ребята,  я вам предлагаю   синквейн без первой строчки: Слайд №2

1.______________

2. человеческая, разная

3. болит, страдает, радуется

4. есть у   каждого человека

5. характер

- Определите первое слово синквейна  (душа).

- Как вы думаете, о чём будет сегодняшний разговор? (о человеческой душе, о её  удивительных свойствах).

- Как вы думаете, актуальна ли эта тема? Почему?

2) Таблица «Знаю – хочу узнать – узнал». ( Приложение №1).

Ребята, я предлагаю заполнить 1 графу таблицы (что я знаю по теме: это могут быть какие-то ассоциации, конкретные исторические сведения, предположения).  

3) «Верные – неверные утверждения »: Слайд №3

1. Глядя на человека, всегда можно определить, какая у него душа.

2. Чтобы определить,   какая у человека душа, нужно с ним пообщаться.

3. Красота человеческой души всегда видна окружающим.

4. Лучшие стороны человеческой души могут раскрыться окружающим неожиданно.                                                                                                       (обсуждение)

4) Таблица «Знаю – хочу узнать – узнал». Ребята, я предлагаю заполнить 2 графу таблицы (что я хочу узнать по теме: для устранения пробелов в собственных знаниях).

- Какова же будет тогда цель урока, на ваш взгляд? (Определить, что такое человеческая душа, как можно её разглядеть).

- Сегодня мы познакомимся с отрывком из рассказа  «Багульник» Юрия Яковлевича Яковлева, писателя и сценариста, автора книг для детей и юношества. Слайд №4

 

5) Работа с текстом. Чтение текста с остановками.

(1)Он вызывающе зевал на уроках, потом энергично тряс головой, разгоняя сон, смотрел на доску и снова зевал.
(2)- Почему ты зеваешь?! - раздраженно спрашивала Женечка.
(3)Она была уверена, что он зевает от скуки и ему не интересно на её уроках. (4)Расспрашивать его было бесполезно: он был молчальником.
- Поделитесь своим первым впечатлением от знакомства с Костой. Как вы думаете, чего можно ждать от «молчальника»?

(5)Он принес в класс пучок тонких прутиков и поставил их в банку с водой. Слайд №5

(6)Все посмеивались над прутиками, кто-то даже пытался подмести ими пол, как веником. (7)Он отнял и снова поставил в воду. (8)Воду он менял каждый день.

- Вопрос - прогноз по поводу развития сюжетной линии в отрывке: как вы думаете, что произойдёт дальше?
(9)И однажды веник зацвел. Слайд №6 (10)Прутики покрылись маленькими светло-лиловыми цветами, а из набухших почек прорезались светло-зелёные листочки. (11)А за окном еще поблескивали кристаллики последнего снега.
(12)Все толпились у окна, разглядывали, старались уловить тонкий сладковатый запах. (13)Спрашивали, что за растение.
(14)- Багульник! - буркнул он и пошел прочь.
(15)Люди недоверчиво относятся к молчальникам. (16)Никто не знает, что у них на уме: плохое или хорошее. (17)На всякий случай думают, что плохое. (18)Учителя тоже не любят молчальников: хотя они и тихо сидят на уроке, зато у доски каждое слово приходится вытягивать клещами.

- Вопрос - прогноз по поводу развития сюжетной линии в отрывке: как вы думаете, что произойдёт дальше?
(19)Когда багульник зацвел, кажется, что все забыли, что Коста молчальник, подумали, что он волшебник. (20)И Женечка стала присматриваться к нему с любопытством.
(21)Женечкой за глаза звали Евгению Ивановну. (22)Она обратила внимание, что каждый раз после звонка с последнего урока Коста вскакивал и сломя голову выбегал из класса. (23) Куда он мчался?
- (Звонок) Итак, звенит звонок.

 - Вопрос - прогноз по поводу развития сюжетной линии в отрывке: как вы думаете, куда?

(24)Его видели на улице то с одной, то с другой собакой. (25)Что это были за собаки, не знал никто...
(26)Однажды Женечка не выдержала и бросилась вдогонку Косте.

- Вопрос - прогноз по поводу развития сюжетной линии в отрывке: как вы думаете, что она увидела?

(27)Во дворе она увидела, как он сначала весело дурачится с огромным сеттером, а потом отвёл его хозяину, пожилому человеку с костылём.
(28)До двухэтажного дома с балконом пришлось бежать три квартала. (29)На балконе стоял пес боксер. (30)Коста подбежал к сараю, взял лестницу и потащил ее к балкону. (31)Мальчику стоило больших трудов, чтобы поднять ее. (32)Когда Коста наконец приставил лестницу к балкону, боксер спустился по ней, поджимая лапу, и захромал, она у него болела. (33)Коста достал припасы из портфеля и стал кормить пса. (34)Женечка слышала, как дворничиха сказала кому-то: «Выставили собаку на балкон и уехали, а она хоть помирай с голоду!»
(35)В соседнем доме на первом этаже болел парнишка, был прикован к постели. (36)У него была такса со смешной кличкой Лапоть. (37)Женечка стояла под окном и слышала разговор мальчиков:
(38)- Она тебя ждет.
(39)- Ты болей, не волнуйся...
(40)- Я болею... не волнуюсь...(41)Мать хочет продать Лаптя, ей утром некогда его выгуливать.
(42)- Я и утром приду, - после некоторого раздумья отвечал Коста. (43)- Только очень рано, до школы.
(44)- Тебе не попадет дома?
(45)- Ничего... тяну на тройки... только спать хочется, поздно уроки делаю.
(46)- Если выкарабкаюсь, мы вместе погуляем.
(47)- Выкарабкивайся... ну мы пошли...ты...болей... не волнуйся...
(48)Коста зашагал по тротуару, а рядом семенила смешная такса.

 - Вопрос - прогноз по поводу развития сюжетной линии в отрывке: как вы думаете, чем закончится текст?

(49)Женечке захотелось заговорить с Костой, расспросить его о собаках, которых он кормил, выгуливал, поддерживал в них веру в человека. (50)Но она молча шла за своим учеником, который отвратительно зевал на уроках и слыл молчальником. (51)Теперь он менялся на ее глазах, как веточка багульника...

- Оправдались ли ваши ожидания? Почему? Вернёмся к   «верным – неверным утверждениям»: Слайд №7

1. Глядя на человека, всегда можно определить, какая у него душа.

2. Чтобы определить,   какая у человека душа, нужно с ним пообщаться.

3. Красота человеческой души всегда видна окружающим.

4. Лучшие стороны человеческой души могут раскрыться окружающим неожиданно.

(обсуждение)

1) Ребята, были ли в вашей жизни случаи, когда вы неожиданно видели знакомого вам человека совершенно не таким, каким его представляли?                                                                                                  - Вспомните, что помогло вам сделать это открытие?                                                                                                - Вспомните, какие чувства вы испытывали при этом?

II . Стадия осмысления.

Объясните, как вы понимаете смысл финала текста:   « Женечке захотелось заговорить с Костой, расспросить его о собаках, которых он кормил, выгуливал, поддерживал в них веру в человека. Но она молча шла за своим учеником, который отвратительно зевал на уроках и слыл молчальником. Теперь он менялся на ее глазах, как веточка багульника...»  

Чтобы выполнить это задание, я предлагаю вам поразмыслить над характером главного героя  разными способами, т.е. поразмышлять в «6 шляпах критического мышления».

1 группа – белая шляпа (объективный наблюдатель ): Слайд №8

Мыслим фактами, цифрами. Без эмоций, без субъективных оценок.                                                                                                    О ком   текст?   Что мы узнали о главном герое? Каким вы его представляете?

2 группа – красная шляпа (эмоциональный наблюдатель): Слайд №9   

Высказать свое непосредственное читательское восприятие текста, героя,   назвать эмоции, которые возникают при знакомстве с содержанием текста, с героем.   Какие чувства вызвал рассказ и главный герой? Почему?

  3 группа – черная шляпа (взыскательный критик): Слайд №10

выявление противоречий, недостатков, негативных сторон характера, поступков.

 - Кем считали Косту в классе? Почему?

- Объясните, как вы понимаете слово «молчальник»? Как вы относитесь к подобным людям? Почему? Найдите значение этого слова в словарях. Какие из значений подходят к Косте? Почему? ( Молчальник – нелюдимый   -   скрытый - никто не знает, что у него на уме - вызывал раздражение – думают, что плохой -   неинтересный человек).

4 группа – желтая шляпа (позитивная): Слайд №11

Выделение позитивных сторон характера, поступков  Косты, аргументирование.  Подберите прилагательные - определения   к его поступкам, к характеру. Сравните поведение Косты в классе и после школы, отметьте, что нравится в нём. В наше время нуждается в таких людях?   Почему?  Какое из перечисленных определений подходит к характеристике Косты: милый, милостивый, милосердный? Почему? Найдите значение   этого слова в толковом словаре. ( Коста – волшебник; кормил собак – выгуливал собак – поддерживал веру в человека - милосердный).

5 группа – синяя шляпа (философская): Слайд №12 5

п оиск обобщающих параллелей, общие выводы,  полученный урок.

1) Багульник в банке обживал окно.
Сначала он притягивал вниманье
сухих листков шагреневою тайной
и плотных почек беспокойным сном.

В квадрате запотевшего стекла
чернел нечёткой графикой рисунка,
внимая сонно голосам и звукам
под пологом домашнего тепла.

Себя осознавал неторопливо,
не смея верить в силы волшебства.
А в форточку втекала синева,
и воробьи чирикали, что живы.

И в день обычный, тихий и неяркий,
багульник, сбросив наважденье снов,
на волю стайку выпустил цветов
из тёмных коконов продолговатых.

Тая дыханье и забыв слова,
мы у окна в волнении застыли.
Казалось, будто расправляли крылья
похожие на эльфов существа.

2) Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы — как истории планет.
У каждой все особое, свое,
и нет планет, похожих на нее.

А если кто-то незаметно жил
и с этой незаметностью дружил,
он интересен был среди людей
самою незаметностью своей.

- Подготовьте выразительное чтение этих стихотворений. Что общего между этими   стихотворениями   и  рассказом Ю. Яковлева? Какой урок вы для себя получили после знакомства с Костой?

6 группа – зеленая шляпа (творческая): Слайд №13   поиск новых граней в изученном материале.

 - Почему же писатель назвал произведение «Багульник»? Как можно соотнести название рассказа   с героем? Почему? Предположите, что будет дальше, как сложится дальнейшая судьба Косты.

(Косту  можно сравнить с багульником. Красота багульника неожиданно раскрывается перед людьми, и красота души мальчика раскрылась перед одноклассниками и Женечкой неожиданно).

2) Р абота в группах.                                                                                                                                             Каждая группа получает одну из шляп. На обсуждение дается 10 минут. (Тихо звучит запись   песни «Багульник»)

3) Выступление групп (по одному представителю).

 

III . Рефлексия.

1) Итак, ребята, ваша задача – написать сочинение-рассуждение (С 2.2). Напомню задание.   Объясните, как вы понимаете смысл финала текста:   « Женечке захотелось заговорить с Костой, расспросить его о собаках, которых он кормил, выгуливал, поддерживал в них веру в человека. Но она молча шла за своим учеником, который отвратительно зевал на уроках и слыл молчальником. Теперь он менялся на ее глазах, как веточка багульника...»  

2)   Вспомним композиционные части сочинения-рассуждения:   

Тезис, первый аргумент, второй аргумент, вывод.

3) Работа над частями сочинения-рассуждения:                           

1 абзац – все вместе в группе   (зачитываем, обсуждаем).

2и 3 абзацы – каждый пишет сам (зачитываем, обсуждаем).

4 абзац – группой (зачитываем, обсуждаем).

Примерное сочинение уч-ся. (Приложение №2).

2) Таблица «Знаю – хочу узнать – узнал».

Ребята, я предлагаю заполнить 3 графу таблицы (что я узнал по теме нового). Поставьте себе оценку за работу на уроке.

- Что на уроке показалось вам интересным? Необычным? Что вызвало затруднения?                                                                                                                                         -   Какие предположения подтвердились?                                                                                                          -   Над чем стоит поразмышлять в дальнейшем?                                                                                                                   

 

Домашнее задание: доработать сочинение.

 

 

Приложение №1. Знаю – Хочу узнать – Узнал.

 

Что я знаю

Что я хочу узнать

Что я узнал

 

 

 

 

 

 

Самооценка:

 

 

Приложение №2. Примерное сочинение учащихся.

 С2.2. Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: « Женечке захотелось заговорить с Костой, расспросить его о собаках, которых он кормил, выгуливал, поддерживал в них веру в человека. Но она молча шла за своим учеником, который отвратительно зевал на уроках и слыл молчальником. Теперь он менялся на ее глазах, как веточка багульника...»     

           В последнем  предложении текста Ю.Я.Яковлев сравнивает    Косту  с веточкой багульника неслучайно.  Лучшие стороны человеческой души могут раскрыться окружающим неожиданно, спустя какое-то время, через поступки и дела человека. Точно так,  как неожиданно расцветает пучок тонких прутиков багульника.
         Одноклассники относились к неразговорчивому и скрытному Косте с непониманием и недоверием. У учительницы Женечки  Коста  вызывал неприятные чувства ( предложения   2 , 18). Удивление и любопытство появились в отношении к Косте после того, как расцвели веточки багульника (предложения  19, 20).                                                                                               

        Проследив за своим учеником, стремительно убегавшим куда-то после последнего урока, учительница  сделала для себя неожиданное открытие: оказалось, что Коста торопился к тем, кому нужна была его помощь: людям и собакам ( предложения 27 – 48).   Женечка поняла, что она совсем не знала своего ученика, ведь за молчаливой и подозрительной натурой скрывалось очень доброе и отзывчивое сердце. Именно поэтому Женечке оказалось трудно подойти к Косте, наверно, она чувствовала себя виноватой, что не смогла разглядеть душу своего ученика.

        Таким образом, можно сказать, что красота души героя рассказа Ю.Яковлева раскрылась перед одноклассниками и учительницей так  же неожиданно, как красота багульника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

1. И.П. Цыбулько, Л.С.Степанова. ГИА-2011: Экзамен в новой форме: Русский язык. 9 класс.- М.: Астрель, 2011.

 

2.   uchimcauchitca.blogspot.com    (задание С2.2)

3. nsportal.ru Школа Литература …-yuyakovleva-bagulnik

 

4. lingsoch.ru articles26-144.html  

 

5. resolventa.ru data/dgiarus/d101211.pdf

 

6. www . fipi . ru .

 

7. ru.wikipedia.org wiki/ Яковлев   Яковлев — Википедия


Автор: Майер Е.Н.



ОБСУЖДЕНИЕ


Комментариев пока нет

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться










  Copyright © 2berega.spb.ru, ПроШколу.ру, 2007-2024. Все права защищены.   Контакты
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу