Статья
«Закаливание
как элемент физического развития»
Закаливание
-
это комплексная система оздоровительных воздействий, направленных на достижение
устойчивости, невосприимчивости организма к вредным для здоровья
метеорологическим и другим факторам. Такая устойчивость может быть достигнута
только в результате систематической тренировки и постоянного совершенствования
механизмов адаптации. В организме при
закаливание тренируются нервные окончания,
чувствительные к температурным воздействиям. Одновременно природные факторы -
солнце, воздух и вода – действуют на сосудистый аппарат кожи и подкожной
клетчатки. Под действием холода просветы кожных и подкожных сосудов суживаются,
за счет чего возрастает кровонаполнение во внутренних органах. В результате
теплоотдача уменьшается, а теплопродукция возрастает. Поэтому даже длительное
холодовое воздействие не изменяет сколько–нибудь заметно температуру тела
закаленных людей. Известно, что детям до 7-8 – летнего
возраста присущи более высокие показатели теплоотдачи, чем взрослым. Это может
приводить к быстрым переохлаждениям и перегреваниям. Причем если дошкольники
легко переносят снижения температуры тела на 2 градуса, то ее повышение на 2 –
2,5 градуса может быть опасным для их здоровья.
В
условиях современной жизни взрослые и дети становятся заложниками
малоподвижного образа жизни, ухудшение экологической обстановки снижает
иммунитет человека и он легко поддается воздействию агрессивной окружающей
среды, усиливается болезненность,
развивается риск
приобретения различных хронических недугов. В связи с этим необходимо указать
на то, что даже в таких условиях
физически крепкий и закаленный человек
имеет достаточно высокий уровень качества жизни. Актуальность
взаимодействия
физической подготовки
человека, ребенка с
элементами применения
закаливающих процедур очевидна
.
Закаливание - важнейшая часть
физического
воспитания
детей дошкольного возраста. Лучшими средствами
закаливания
являются: воздух, вода и солнце.
Под
закаливанием понимают
повышение сопротивляемости организма главным образом низким температурам,
поскольку причиной ряда заболеваний (болезни верхних дыхательных путей,
воспаление легких, нефриты, ревматизм) являются охлаждение организма.
Цель
закаливания -
выработать способность организма быстро приводить работу органов и систем в
соответствие с меняющейся внешней средой. Способность организма
приспосабливаться к определенным условиям внешней среды вырабатывается
многократным воздействием того или иного фактора
(холод, тепло) и постепенным увеличением дозировки
такого воздействия.
Воздействие
закаливающих процедур
затрагивает практически все системы организма как единого целого. Под их
влиянием изменяется, прежде всего, состояние нервной и эндокринной систем, что
отражается на их регуляторной функции и способности активно взаимодействовать с
окружающей средой. В начальном периоде
закаливания наблюдается
усиление функции гипофиза, коры надпочечников и щитовидной железы. В
последующем участие желез внутренней секреции в формировании устойчивости к
действию
закаливающих процедур
несколько уменьшается. Приспособление организма затрагивает не только
центральные структуры головного мозга, т. е. отражается на системном уровне, но
и более интимные механизмы. В процессе
закаливания функциональные
изменения затрагивают тканевый и клеточный уровни. В частности, меняются
активность клеточных ферментов в сторону повышения их активности, химический
состав и
физико-химическое состояние
клеток. Изменение нервной регуляции при
закаливании организма связано с формированием новых
условных рефлексов.
В
результате
закаливания ребенок
становится менее восприимчивым к резким изменениям температуры и простудным и
инфекционным заболеваниям. Улучшение общего самочувствия и аппетита, спокойный
сон, повышенный эмоциональный тонус, ровное настроение, высокая умственная
и
физическая работоспособность, отсутствие простудных
заболеваний, повышенный интерес к жизни – таковы показатели эффективности
закаливающих процедур считает автор
Марков В. В.
Таких
результатов можно добиться лишь при правильном выполнении
закаливающих процедур.
На каждого ребенка заводят
специальную карту, в которой ежедневно отмечают температуру воздуха, воды,
продолжительность процедуры, реакцию на нее ребенка.
Закаливание
воздухом
- наиболее доступное средство
закаливания в любое время года.
Систематическое пребывание ребенка на воздухе способствует более быстрой
адаптации организма к смене температурных условий. Положительное воздействие
воздушных ванн повышается, если сочетается с
физическими упражнениями
.
Эффективным
средством
закаливания является
хождение босиком в летнее время по хорошо очищенному грунту
(трава, гравий, песок). Начинать ходить босиком следует
в жаркие, солнечные дни, постепенно увеличивая время хождения с 2-3 минут до
10-12 минут и более.
Затем
детей приучают ходить босиком и в помещении
: так, перед дневным сном
разрешают босиком дойти до кроватки по ковровой дорожке. С детьми 5-7 лет
рекомендуется периодически проводить утреннюю гимнастику и физкультурные
занятия в носках, а потом и без них.
Оздоровляющее воздействие
воздуха необходимо также использовать при организации дневного сна и прогулок.
Солнечные
ванны оказывают благотворное влияние на организм только при правильном их
использовании,
иначе они могут причинить вред: вызвать тяжелые ожоги,
заболевание глаз, обострение некоторых болезней
(туберкулез
легких, желудочно-кишечные расстройства).
В
дошкольных учреждениях
закаливание солнцем,
осуществляется на прогулке и в ходе повседневной деятельности детей. Начинают
со световоздушных ванн в тени деревьев, затем переходят к местным солнечным
ваннам, для чего детям оголяют руки и ноги
(на
голове при этом должна быть светлая шапочка). Для проведения солнечных
ванн игры детей организуют под прямыми лучами солнца (5-6 минут), а затем вновь
уводят в тень. По мере появления загара солнечные ванны становятся общими, т.
е. детей раздевают до трусов и майки, а затем оставляют в одних трусах.
Непрерывное пребывание детей под прямыми солнечными лучами вначале составляет 5
минут, постепенно его доводят до 10 минут. В течение дня общая
продолжительность солнечных ванн может достигать 40 -50 минут.
Вода
является весьма эффективным фактором оздоровления и
закаливания. Водные процедуры могут быть местными
(умывания, ножные ванны, обтирания или
обливания до пояса) и общими (обтирание и обливание всего тела,
купание в бассейне или открытом водоёме).
Температура воды должна быть
28С-36С, тогда вода не вызывает большого напряжения механизмов терморегуляции.
При этом тело ребенка не должно быть переохлаждено или перегрето.
При обливании водой, купании в
открытом водоёме на организм оказывают влияние не только температура воды, но и
ее давление, а при приёме солевых, хвойных ванн, купании в море - еще и
химический состав воды. Обтирание после любой водной процедуры сухим полотенцем
является одновременно массаж, что способствует лучшему кровенаполнению кожи, и
ее питанию. Водные процедуры - возбуждающие и тонизирующее средство, поэтому
проводить их следует после утреннего или дневного сна.
Закаливающие
мероприятия
проводятся под руководством врача, который с учетом состояния здоровья детей и
местных условий определяет вид и дозировку
закаливающих процедур
.
О. Даль считал, что закаливать
человека – это «приучать его ко всем лишениям, нуждам, непогоде, воспитывать в
суровости».
Г. Н. Сперанский, рассматривал
закаливание как воспитание в организме способности быстро и правильно
приспосабливаться к меняющимся внешним условиям.
Любое совершенствование – это
длительная тренировка. Следовательно, закаливание– это своеобразная тренировка
защитных сил организма, подготовка.
Тэги:
Статья. Закаливание.