Несколько примеров
активных методов
и приёмов работы над темой
урока,
которые
применяются на уроках
мной.
Хорошо себя
зарекомендовали
такие методы, как
метод включения в процесс образования представителей социума, методика
сотрудничества с приёмами групповой работы, работа в
паре. Например, к изучению темы
«Избирательный процесс» приглашаю депутатов местного Совета или Парламента
Республики. Вопросы выборов, прав граждан и законодательства, деятельности
депутатского корпуса
изучаются в беседе не навязчиво и с интересом
Я только должна предупредить
приглашённого депутата о цели его приглашения. А живое общение
с человеком определённой деятельности вносит
новую струю и оживляет обучение. Также поступаю при изучении вопросов
профориентации. Прошу учеников расспросить родителей об их выборе профессии, её
освоении, о «подводных камнях» профессии.
Прошу передать родителям приглашение на урок для беседы
о достижениях в труде по специальности в своей профессии.
Инсценирование ситуаций, заданных учителем,
порой раскрывает такие
возможности
и свойства характера ученика, о которых он и не подозревал. Себя
раскрыть и реализовать в этих заданиях, предстать перед одноклассниками с
совершенно неожиданных для них
и для
себя
сторон
- это решает такую важную задачу
для ученика, как
самопознание и саморазвитие.
Выполнение
заданий по составлению текстов с ошибками – прием, позволяющий глубоко
проникнуть
ученику в конкретный вопрос.
Надо знать сам вопрос, чтобы запланировать в нём
ошибки. А проверка выполнения задания, составленного
учеником,
и поиск
ошибок одноклассниками даёт возможность
ученикам осмыслить и признать объективность оценки
ответа. Это
учит ученика проводить самостоятельно экспертизу и придаёт силы.
Развивается стремление учиться лучше и
старательнее.
Проведение опроса на уроке могут выполнить
сами ученики, если учитель им
предложит
поиграть. Так по темам права начинается урок с посещения «Юридической
консультации» Учителем назначается «юрист – консультант» по изученной теме. А
все остальные
- граждане могут ему
задать вопросы и обратиться с
заданием по теме. Те, кто
представляют граждан, задают вопрос
серьёзный и наиболее сложный. Учителю остаётся только подвести итоги такого
опроса и участия в нём учеников.
Другой
приём без особых затруднений позволяет проверить знание терминов и понятий,
чем
изобилуют обществознание, история,
право.
Это организация путешествия по
стране знаний. На каждый
такой урок (их
не может быть много)
по новой теме
даётся новое название страны: «Правонарушение» сегодня, завтра «Собственность»
и так далее по программе. Путешествие проходит
с остановками: «Вы нам писали», «Закон», «Историческая личность»,
«Важное событие» и многое другое. Движение проходит с приёмом «Аквариум».
Движение прекращается по сигналу учителя «Остановка» - называет её (на стене
класса развешены эти названия). На каждой из остановок «путешественников» ждут
«контролёры», назначенные учителем. Сам учитель выступает в роли
тур – оператора и задаёт вопросы. Тот, кто не
ответит (учитель называет вопрос и ученика для ответа),
садится на своё место. «Контролёры» дают
оценку ответа – «Правильно» или «Неправильно». В
последнем случае отвечают другие
«путешественники». Правильный ответ
-
это пропуск двигаться дальше. Все, кто доберутся до последней остановки (их может
быть
две, три) получают оценку «5» и
право на следующий урок заменить учителя
при объяснении новой темы. Так некоторые ученики включаются в изучение
методом опережающего обучения. Это хорошо влияет на тех учеников, у кого не
было проявлено старание в учёбе. Или боялся, не был смелым. «Контролёры»
получают оценку по завершению «путешествия».
В
старших классах метод проектов
и
методика сотрудничества стали ожидаемыми на
уроках Лысенко
Е. Г. Назначение учителем оппонентов для выступающего, распределение ролей
аналитика, эксперта, экономиста,
историка,
юриста и т. д.
включает учеников в обсуждение
вопроса и задания
с большим интересом. Использую приём жеребьёвки
для того, чтобы ученики в группе знали, каким образом будут отвечать и на что
им рассчитывать после выполнения задания.
Кто – то от группы (команды)
вытягивает
жребий. На такой карточке написано «Все, все»,
«Выбор
группы», «Выбор учителя». Это
позволит
группе в решении задания
или объяснения вопроса рассчитывать на то,
что им предстоит не только дать ответ, но и
подготовить
отвечающего от группы. Если
жребий «Все, все» - отвечать будут все. И никто не должен подводить группу. Все
несут ответственность
друг за друга,
учат друг друга. Также и в группе «Выбор учителя». В этом и состоит смысл
методики
и
педагогики
сотрудничества.
Учатся ученики и учат сами ученики. Каждый раз учитель ставит
всем
в
команде (группе) «Все, все»
и
«Выбор учителя» одинаковую оценку.
В разрабатываемых с группой
школьников – краеведов социальных проектах (их было уже реализовано 6) мне
удалось сплотить учеников в команды.
Команды складывались из тех, кто учится у меня, освоил методику
сотрудничества и метод проектов. В школьной жизни
у учеников появилась возможность себя проявить,
реализовать. Уверенность в себе и в свои силы – вот то приобретение, которое
бесценно и дорого. Это даёт иные образовательные результаты
В порядке вывода.
Активные методы
изменяют образовательные
результаты – «приращения» в личностных ресурсах обучаемых, которые могут быть
использованы при решении значимых для личности проблем.
Тэги:
Активные методы и приёмы обучения.