23.04.2014
год.
Республиканский
семинар при МБОУ "СОШ №12 г.Й-Ола"
Открытое
интегрированное внеклассное мероприятие: «Деревенские посиделки».
Цель
урока:
Личностные УУД- воспитывать у учащихся патриотические чувства посредством
приобщения к культурному наследию;
учить детей реализовывать свои творческие способности, задатки;
Коммуникативные УУД - учить согласовывать действия с партнёром ;
продолжать работу по сплочению коллектива;
Познавательные УУД- Познакомить, расширить кругозор детей об истории,
традиции и быте русского народа,
Регулятивные
УУД - учить искать информацию по заданной теме.
Оборудование: Проектор .слайд с изображением
деревенской избы, декорации из музея: крынка, ухват, лопатка, для вытаскивания хлеба, салфетку кружевная; личные предметы: горшок глиняный, самовар; ложки деревянные.
Костюмы: мальчики - в самодельных фуражках с
цветком, в длинных рубашках, кушаках, девочки в сарафанах.
В горнице
находятся хозяин с хозяйкой. Звучит русская народная музыка.
Ход праздника
Хозяйка:
Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!
Хозяин:
Веселья вам да радости!
Хозяйка:
давно вас поджидаем, праздник без вас не начинаем.
Хозяин:
У нас для каждого найдётся теплое местечко и приветливое словечко.
Хозяйка:
Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус, кому – сказку, кому – правду,
кому – песенку.
(Гости,
ученики класса проходят, отдают русский поклон, рассаживаются на стулья).
Хозяин:
Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места
хватило?
Гость:
Место –то хватило, а вот вам, хозяин с хозяйкой, не тесновато?
Хозяин:
В тесноте, да не в обиде!
(Хозяева
усаживаются среди гостей).
Хозяйка:
Добро пожаловать, гости дорогие, к нам на фольклорный праздник. Собрались мы
для игр, для забавушек, для веселой для беседушки. И песенки будем петь, как
когда-то прабабушки, ну а с ними и прадедушки. А знаете ли вы, что такое
“фольклор”? это – народные песни, сказки, игры, загадки, пословицы, поговорки,
частушки. В нашем чудесном коробе собрано много таких фольклорных произведений.
Народное творчество давно привлекает внимание исследователей. Из
поколения в поколение передаются народная мудрость, народное поэтическое слово.
Но это может прерваться, если только мы с вами разучимся петь, плясать, играть,
мечтать о будущем, ценить прошлое. Если мы интересуемся фольклором, значит, мы
интересуемся своей историей.
Вспомним
о некоторых фольклорных традициях… На Новый год дети, парни, девушки ходили по
сёлам колядовать. Стучались в каждый дом, пели песни, желали хозяевам хорошего
урожая в будущем году.
В конце
зимы на Масленицу пекли блины, круглые, как солнышко, зажигали костры,
заманивали солнце.
Приближалось время летнего солнцестояния –
праздник самого длинного дня и короткой ночи. В ночь на Ивана Купалу в чистых
рубашках прыгали через костер, собирали лечебные травы.
Приходила осень, собирали урожай и последний
сноп оставляли несжатым.
Посей
день интерес к этим праздникам современного человека не пропадает. В них
отразилась душа народа. Открывая чудесный короб, вспомним, что перед нами –
образцы великой народной поэзии и музыки. Итак, слушайте, удивляйтесь,
запоминайте!
Под
номером 1 спрятаны потешки – насмешки. Заметьте, сколько у русского народа
выдумки, юмора, остроты.
(Выходят
ученики и разыгрывают диалоги, сопровождая игровыми движениями).
1)
Два ученика:
-
Что ваши девчата делают?
- Шьют да поют.
- А матушки?
- Порют да плачут.
2)
Девочка и мальчик:
-
Сынок сходи за водицей на речку.
- Живот болит.
- Сынок, иди кашу есть.
- Ну, что ж, коль мать зовёт, надо идти.
3)
Два мальчика:
-
Что везёшь?
- Сено.
- Какое же это сено?
- А коль видишь, что же спрашиваешь?
4)
Девочка и мальчик:
-
Фома, что из леса не идёшь?
- Медведя поймал.
- Так веди его сюда!
- Да он не идёт.
- Ну так сам иди.
- Да он меня не пускает.
Хозяйка:
Смотрим дальше, что еще есть в нашем коробе. А под номером 2 спрятаны Скороговорки.
• У осы не усы, не усищи, а усики.
• Щетина у чушки, чешуя у щучки.
• От топота копыт, пыль по полю летит.
• Шла Саша по
шоссе и сосала сушку.
• Прокоп, украл укроп.
• Встал Архип, петух охрип.
• Носит Сеня в сени сено.
• На дворе трава, на траве дрова.
Хозяин: И для этих гостей (показывает в зал),
званых да почетных, я приготовил скороговорки. Ну-ка, кто из вас скороговорки
говорить горазд? Туесок мой открывайте, скороговорки вынимайте. Прочитайте-ка
скорей, да скажите веселей.
Зрители участвуют в конкурсе скороговорок
Хозяйка:
А теперь от скороговорок перейдем к
загадкам. Загадки – один из древнейших жанров русского фольклора. Очень точно в
загадках, придуманных народом, характеризуется тот или иной предмет, животное
или явление природы. Не хочешь думать, а отгадка все равно с языка просится,
стоит только внимательно прослушать загадку.
-
Сидит красная девица в темнице, а коса на улице. (Морковь).
- Конь стальной, а хвост льняной. (Иголка).
- Зубов много, а ничего не ест. (Расческа или
гребень).
- Посреди двора золотая голова. (Подсолнух).
- На полянке девчонки в белых рубашонках, в
зеленых полушапках. (Березки).
- Если б не было его, не сказал бы ничего.
(Язык).
- Течет, течет, не вытечет, бежит, бежит, не
выбежит. (Река).
- Сидит дед, во сто шуб одет, кто его
раздевает, тот слезы проливает. (Лук).
- В одежде богатой, да сам слеповатый, живет
без оконца, не видывал солнца. (Крот).
- Маленький, беленький: по лесочку прыг, прыг,
по снежочку тык, тык. (Заяц).
• Новая посудина, а вся в дырах (сито,
решето).
• Мочили, колотили, рвали, крутили и на стол
клали (скатерть).
• Бычок рогат, в руках зажат Еду хватает, а
сам голодает (ухват).
• Сяду на конь и поеду в огонь (горшок на
ухвате).
• Четыре ноги, два уха, один нос, да брюхо
(самовар).
• Всех кормлю
с охотою, а сама безротая (ложка)
Хозяин : А теперь пора и к играм перейти. В нашем
коробе есть старинные русские игры. В них играли ваши прабабушки и прадедушки.
Первая игра называется “
____________”.
Несколько веков она была одной из самых распространенных и любимых игр русского
народа. Но прежде, чем играть, становитесь в круг, выберем водящего. А вот кто
станет водящим, нам поможет узнать считалка.
(Ученик
считает).
-
Заяц белый, куда бегал?
- В лес дубовый.
- Что там делал?
- Лыки драл.
- Куда клал?
- Под колоду?
- Кто украл?
- Родион.
- Выйди вон.
(Проводятся
русские народные игры (“Волк и ягнята", "Спрятанное колечко",
"Сбей с мячом", " Кто быстрее","Займи
место","Серый волк".)
Хозяйка: Поиграли, а теперь можно продолжить
знакомство с произведением фольклора. Что у нас еще есть в коробе? Это русская
народная песня. Раньше в деревенской избе за рукоделием девушки запевали
протяжные песни, которые помогали им выдержать нужный ритм для работы. Да и
работа продвигалась с песней веселей.
( Песня « На горе- то калина» хоровод девочек,
мальчики играют на ложках).
Хозяин: А в нашем коробе есть еще одно произведение
фольклора – заклички.
Закличка
«Весна- красна», « Чу-виль-виль-виль»
Хозяйка : Вот
и заканчивается наш праздник, закрыт чудесный короб. Но вы в любую минуту
можете открыть его. Некоторые из этих поговорок, загадок вы запомнили и потом
расскажите, споете, загадаете – и вот снова заживет новой жизнью художественное
слово народа, дошедшее до на из глубины веков.
А
сейчас давайте прощаться .
1
ученик: Счастья вам, хозяин с хозяюшкой!
2
ученик: Большого здоровья
6
ученик: На новое вам лето!
7
ученик: На красное вам лето!
Все: Где труд, там и счастье!
(Праздник завершается чаепитием).
Тэги:
интегрированное занятие