Применение прищепок в работе с дошкольниками.
На начальном этапе жизни именно мелкая
моторика отражает то, как развивается ребенок
, свидетельствует об его
интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой
ручной
моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы,
шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора,
работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых
другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира
детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в
элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное
благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития
формирует школьные трудности.
И, конечно, в дошкольном возрасте работа
по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной
частью развития детской
речи. Формирование устной речи ребёнка
начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности, то
есть, формирование речи совершенствуется под влиянием импульсов, идущих от рук.
Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука.
Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является
мощным средством повышения работоспособности головного мозга. От того,
насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его
дальнейшее развитие
. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются
память, внимание, мышление, речь.
На
занятиях по развитию речи, а тем более в коррекции речевых недостатков дошкольников,
правомерно и необходимо применение разнообразных приемов, материалов,
способствующих становлению полноценной мелкой моторики рук. Причем частью
такого материала могут быть повседневные домашние предметы.
В
работе с дошкольниками педагоги ДОУ все чаще используют деревянные или
пластмассовые бельевые прищепки разного цвета, размера и формы.
В
ходе подготовительного этапа педагог показывает детям прищепки и рассказывает
об их предназначении в быту. Ребятам предлагается взять прищепки в руки,
рассмотреть их внимательно и поиграть с ними. Ребёнку следует показать, как
прищепка может открываться и закрываться (для этого, удерживая прищепку в
горизонтальном положении большим и указательным пальцами, раскрываем ее; в
этот момент локоть опирается на поверхность стола).
Взрослый
показывает каждому, как, удерживая тремя пальчиками прищепку, можно прикрепить
ее к краю небольшой картонной или пластмассовой коробки, и сопровождает свои
действия словами. Чтобы данный вид тренинга пальцев не оказался для детей
скучным и утомительным занятием, предлагается озвучивать действия с прищепками
веселыми стихотворными текстами и сопровождать их разнообразными игровыми
приемами.
Дидактические игры с прищепками делятся
на несколько видов:
-простые, не требующие
специальной подготовки: прикреплять прищепки к одежде своей и других детей, к
шторам, предметам, игрушкам, мебели...
-игры с картонными заготовками и
распечатанными шаблонами: прикрепить солнышку лучики, дождик тучке, веточки
ёлке, ботву морковке и репке, колючки ежику, ушки зайчикам, посадить травку на
грядке...
Таких игр более чем
достаточно. Но можно придумать множество других вариантов: приделывать ножки и
ручки человечкам, пальчики ладошкам, лапки жучкам, лепестки цветам, ноги
животным, крылья самолету, листья дереву и т.п.
Возможно
использование прищепок на занятиях и во
время свободных игр: при усвоении детьми пространственных представлений; при
расширении и активизации словаря в работе по лексическим темам; в
играх-драматизациях,
при проведении
интерактивных досугов, сюжетно-ролевых игр.
Применение
прищепок в различных видах и формах работы помогает педагогам развивать мелкую
моторику детских рук, закреплять сенсорные навыки и пространственные представления,
развивать коммуникативную функцию речи, воображение.
Тэги:
Развитие мелкой моторики и речи детей.