Размышления о фильме `Трудно быть Богом` - Наталья Васильевна Иванова
 
 

Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?


ГЛАВНАЯ

ШКОЛЫ

ДЕТСАДЫ

КУЛЬТУРА, СПОРТ ...

КАРТА

БИБЛИОТЕКА

СООБЩЕСТВА

КОНКУРСЫ













 МАТЕРИАЛЫ
 ▫ Презентации по истории
 ▫ Методические материалы
 ▫ Публикации и статьи
 ▫ Материалы по правам человека
 ▫ Видеоролики по правам человека
 ▫ Полезная информация от моих коллег
 ▫ Высказывания и афоризмы об истории и патриотизме
 ▫ Портреты великих
 ▫ От улыбки станет всем светлей :)
 ▫ Смысл
 ▫ Пусть душа отдыхает здесь
 ▫ Прекрасные создания
 ▫ Музыка
 ▫ Поэзия
 ▫ Аудиоматериалы по истории и обществознанию
 ▫ История России XX век (аудиокнига) для проведения дискуссий с учащимися
 ▫ Материалы по курсу `Основы светской этики`
 ▫ 2012 Год российской истории
 ▫ Презентации по обществознанию
 ▫ Фильмы
 ▫ Презентации по истории культуры родного края










Школыпользователя


Школы не выбраны



















Наталья Васильевна Иванова


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Наталья Васильевна Иванова / Блог / Размышления о фильме `Трудно быть Богом`


ЗАПИСЬ #16

КОММЕНТАРИИ (6)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


20 июня 2014, 16:45, автор - хозяйка блога
Наталья Васильевна Иванова

Размышления о фильме `Трудно быть Богом`

Размышления о фильме "Трудно быть Богом" Алексея Германа-старшего.

4967985-882e4b7ff3375884.jpg

« Трудно   быть   Богом » Алексея Германа-старшего, снятый по одноимённой повести братьев Стругацких - исключительно правозащитный фильм. Работа над лентой продолжалась почти 15 лет и стала криком души автора о происходящих в обществе событиях и явлениях, о низости человека в его безудержном стремлении к власти над людьми и нежеланием общества бороться против произвола.  

В картине нет привлекательных картин и ласкающих слух звуков. Напротив, мы видим грязь, скользкие лужи, десятки трупов, уродливые голые тела, выворачивающиеся кишки. На экране мы видим ожившие на экране картины Иеронима Босха, которые вдохновляли авторов фильма. Герои Германа – сошедшие с полотен Босха и Брейгеля персонажи, заглядывающие нам в глаза из глубины камеры и кажется, что они рядом с нами…Эти герои – наши современники, привыкшие к безысходности и не желающие выходить из неё, не умеющие  быть по-настоящему свободными и неспособные выйти из этого порочного круга. 
Режиссёр показывает, к чему приводит циничная борьба за власть и намеренно гиперболизирует жестокую и чёрную средневековую действительность Арканара. Благородный дон Румата, историк с планеты Земля, наблюдавший за жителями Арканара, сначала предстаёт перед нами человеком, одержимым властью, хотя это не его сущность, он всего лишь играет роль благородного дона. Но власть его захватывает и постепенно Румата теряет человеческий облик. Ради власти и пары монет жители Арканара готовы повесить любого, глумиться и унижать. 
После произошедшего в Арканаре восстания и захвата власти «чёрным Орденом» мы видим преображение главного героя. Теперь власть не имеет для него никакого значения, он хочет сделать всё возможное для спасения людей, для того, чтобы перестала литься кровь. Он нарушает законы и с тяжёлым сердцем берётся за оружие («Господи, если ты есть, останови меня!»), но применением силы ему не удаётся изменить окружающий его мир… Конец фильма в пугающей безысходности: белый снег, тихий блюз главного героя, который никому не нужен и от которого у прохожих «болит живот». «Там, где всю жизнь живут серые, обязательно придут черные». Дону Румате не удалось стать созидателем, он остался наедине со своими мечтами изменить этот мир: «Моё сердце полно жалости…»
Я долго думала, почему Герман так безжалостен к зрителю. Почему он показывает человеческие пороки и во всей их уродливости и человеческое падение с морем грязи, крови и слизи. Очевидно, что автор показывает современные реалии и указывает на то, к чему может прийти общество в своей неудержимой жажде власти, конформизме в условиях произвола и нежелании освободиться от него. В фильме есть один эпизод, который, на мой взгляд, является одним из ключевых. Дон Румата подходит к человеку, который с рождения прикован к цепи. Его убеждают в том, что если освободить пленника, он погибнет. Румата разбивает мечом цепь, пленник убегает и падает замертво. Он никогда не знал, что такое свобода и привык  быть рабом, крайняя степень рабства стала для него обычным состоянием, поэтому он не смог прожить, будучи свободным, и нескольких минут…
Ещё один запоминающийся эпизод в конце фильма, где мы видим маленького мальчика, абсолютно спокойно глумящегося над трупами и обкрадывающего мёртвых. Жестокость, насилие и массовые убийства стали для него нормой. Будущее у этого мальчика тоже безнадёжно: он уже потерял человеческий облик… 
Для просмотра фильма следует внимательно и вглядываться, и вслушиваться: монтаж звука составлен таким образом, что некоторых слов невозможно разобрать, герои Арканара зачастую говорят обрывочными фразами, невнятно бормочут, в связи с чем зритель воспринимает происходящее на экране на ином, почти интуитивном уровне.
«Оставайтесь людьми. Даже если вокруг происходит чудовищная жестокость, не теряйте человеческий облик» - таков призыв автора к зрителям. 
И несколько слов об актёрской игре. Честно говоря, лично мне исполнение актёров, сыгравших в эпизодических ролях, показалась намного сильнее игры Леонида Ярмольника. Его роль – для гения, отразить душевные метания главного героя от наслаждения властью до отчаянного желания изменить мир к лучшему ему не удалось. 
Впрочем, это исключительно моё мнение…
Сразу хочется отметить, что к просмотру этой картины следует  быть подготовленным зрителем. Для восприятия ленты нужно обладать достаточно высоким уровнем культурного развития. Признаюсь честно, что я после просмотра фильма в кинозале ещё раз посмотрела его уже дома, иногда останавливая ленту и обдумывая происходящее на экране. В зале уже через двадцать минут после начала фильма было понятно, что далеко не все оказались готовы к этому зрелищу: сначала переполненный зал опустел на треть, ещё через полчаса – на половину, а к концу фильма остались самые стойкие.
Но в то же время « Трудно  быть  Богом» - безусловный шедевр современного кинематографа. Ожившие полотна Босха и Брейгеля. Целенаправленная гиперболизация. Крик души автора о стремлении изменить мир к лучшему. 
А в конечном итоге режиссер словно подводит нас, зрителей, к краю пропасти, для того, чтобы мы, увидев в ней страшную клоаку со всеми тончайшими нюансами, вышли к свету и сами меняли этот мир и людей вокруг нас к лучшему.
В картине нет привлекательных картин и ласкающих слух звуков. Напротив, мы видим грязь, скользкие лужи, десятки трупов, уродливые голые тела, выворачивающиеся кишки. На экране мы видим ожившие на экране картины Иеронима Босха, которые вдохновляли авторов фильма. Герои Германа – сошедшие с полотен Босха и Брейгеля персонажи, заглядывающие нам в глаза из глубины камеры и кажется, что они рядом с нами…Эти герои – наши современники, привыкшие к безысходности и не желающие выходить из неё, не умеющие  быть по-настоящему свободными и неспособные выйти из этого порочного круга. 
Режиссёр показывает, к чему приводит циничная борьба за власть и намеренно гиперболизирует жестокую и чёрную средневековую действительность Арканара. Благородный дон Румата, историк с планеты Земля, наблюдавший за жителями Арканара, сначала предстаёт перед нами человеком, одержимым властью, хотя это не его сущность, он всего лишь играет роль благородного дона. Но власть его захватывает и постепенно Румата теряет человеческий облик. Ради власти и пары монет жители Арканара готовы повесить любого, глумиться и унижать. 
После произошедшего в Арканаре восстания и захвата власти «чёрным Орденом» мы видим преображение главного героя. Теперь власть не имеет для него никакого значения, он хочет сделать всё возможное для спасения людей, для того, чтобы перестала литься кровь. Он нарушает законы и с тяжёлым сердцем берётся за оружие («Господи, если ты есть, останови меня!»), но применением силы ему не удаётся изменить окружающий его мир… Конец фильма в пугающей безысходности: белый снег, тихий блюз главного героя, который никому не нужен и от которого у прохожих «болит живот». «Там, где всю жизнь живут серые, обязательно придут черные». Дону Румате не удалось стать созидателем, он остался наедине со своими мечтами изменить этот мир: «Моё сердце полно жалости…»
Я долго думала, почему Герман так безжалостен к зрителю. Почему он показывает человеческие пороки и во всей их уродливости и человеческое падение с морем грязи, крови и слизи. Очевидно, что автор показывает современные реалии и указывает на то, к чему может прийти общество в своей неудержимой жажде власти, конформизме в условиях произвола и нежелании освободиться от него. В фильме есть один эпизод, который, на мой взгляд, является одним из ключевых. Дон Румата подходит к человеку, который с рождения прикован к цепи. Его убеждают в том, что если освободить пленника, он погибнет. Румата разбивает мечом цепь, пленник убегает и падает замертво. Он никогда не знал, что такое свобода и привык  быть рабом, крайняя степень рабства стала для него обычным состоянием, поэтому он не смог прожить, будучи свободным, и нескольких минут…
Ещё один запоминающийся эпизод в конце фильма, где мы видим маленького мальчика, абсолютно спокойно глумящегося над трупами и обкрадывающего мёртвых. Жестокость, насилие и массовые убийства стали для него нормой. Будущее у этого мальчика тоже безнадёжно: он уже потерял человеческий облик… 
Для просмотра фильма следует внимательно и вглядываться, и вслушиваться: монтаж звука составлен таким образом, что некоторых слов невозможно разобрать, герои Арканара зачастую говорят обрывочными фразами, невнятно бормочут, в связи с чем зритель воспринимает происходящее на экране на ином, почти интуитивном уровне.
«Оставайтесь людьми. Даже если вокруг происходит чудовищная жестокость, не теряйте человеческий облик» - таков призыв автора к зрителям. 
И несколько слов об актёрской игре. Честно говоря, лично мне исполнение актёров, сыгравших в эпизодических ролях, показалась намного сильнее игры Леонида Ярмольника. Его роль – для гения, отразить душевные метания главного героя от наслаждения властью до отчаянного желания изменить мир к лучшему ему не удалось. 
Впрочем, это исключительно моё мнение…
Сразу хочется отметить, что к просмотру этой картины следует  быть подготовленным зрителем. Для восприятия ленты нужно обладать достаточно высоким уровнем культурного развития. Признаюсь честно, что я после просмотра фильма в кинозале ещё раз посмотрела его уже дома, иногда останавливая ленту и обдумывая происходящее на экране. В зале уже через двадцать минут после начала фильма было понятно, что далеко не все оказались готовы к этому зрелищу: сначала переполненный зал опустел на треть, ещё через полчаса – на половину, а к концу фильма остались самые стойкие.
Но в то же время « Трудно  быть  Богом» - безусловный шедевр современного кинематографа. Ожившие полотна Босха и Брейгеля. Целенаправленная гиперболизация. Крик души автора о стремлении изменить мир к лучшему. 
А в конечном итоге режиссер словно подводит нас, зрителей, к краю пропасти, для того, чтобы мы, увидев в ней страшную клоаку со всеми тончайшими нюансами, вышли к свету и сами меняли этот мир и людей вокруг нас к лучшему.
В картине нет привлекательных картин и ласкающих слух звуков. Напротив, мы видим грязь, скользкие лужи, десятки трупов, уродливые голые тела, выворачивающиеся кишки. На экране мы видим ожившие на экране картины Иеронима Босха, которые вдохновляли авторов фильма. Герои Германа – сошедшие с полотен Босха и Брейгеля персонажи, заглядывающие нам в глаза из глубины камеры и кажется, что они рядом с нами…Эти герои – наши современники, привыкшие к безысходности и не желающие выходить из неё, не умеющие  быть по-настоящему свободными и неспособные выйти из этого порочного круга. 
Режиссёр показывает, к чему приводит циничная борьба за власть и намеренно гиперболизирует жестокую и чёрную средневековую действительность Арканара. Благородный дон Румата, историк с планеты Земля, наблюдавший за жителями Арканара, сначала предстаёт перед нами человеком, одержимым властью, хотя это не его сущность, он всего лишь играет роль благородного дона. Но власть его захватывает и постепенно Румата теряет человеческий облик. Ради власти и пары монет жители Арканара готовы повесить любого, глумиться и унижать. 
После произошедшего в Арканаре восстания и захвата власти «чёрным Орденом» мы видим преображение главного героя. Теперь власть не имеет для него никакого значения, он хочет сделать всё возможное для спасения людей, для того, чтобы перестала литься кровь. Он нарушает законы и с тяжёлым сердцем берётся за оружие («Господи, если ты есть, останови меня!»), но применением силы ему не удаётся изменить окружающий его мир… Конец фильма в пугающей безысходности: белый снег, тихий блюз главного героя, который никому не нужен и от которого у прохожих «болит живот». «Там, где всю жизнь живут серые, обязательно придут черные». Дону Румате не удалось стать созидателем, он остался наедине со своими мечтами изменить этот мир: «Моё сердце полно жалости…»
Я долго думала, почему Герман так безжалостен к зрителю. Почему он показывает человеческие пороки и во всей их уродливости и человеческое падение с морем грязи, крови и слизи. Очевидно, что автор показывает современные реалии и указывает на то, к чему может прийти общество в своей неудержимой жажде власти, конформизме в условиях произвола и нежелании освободиться от него. В фильме есть один эпизод, который, на мой взгляд, является одним из ключевых. Дон Румата подходит к человеку, который с рождения прикован к цепи. Его убеждают в том, что если освободить пленника, он погибнет. Румата разбивает мечом цепь, пленник убегает и падает замертво. Он никогда не знал, что такое свобода и привык  быть рабом, крайняя степень рабства стала для него обычным состоянием, поэтому он не смог прожить, будучи свободным, и нескольких минут…
Ещё один запоминающийся эпизод в конце фильма, где мы видим маленького мальчика, абсолютно спокойно глумящегося над трупами и обкрадывающего мёртвых. Жестокость, насилие и массовые убийства стали для него нормой. Будущее у этого мальчика тоже безнадёжно: он уже потерял человеческий облик… 
Для просмотра фильма следует внимательно и вглядываться, и вслушиваться: монтаж звука составлен таким образом, что некоторых слов невозможно разобрать, герои Арканара зачастую говорят обрывочными фразами, невнятно бормочут, в связи с чем зритель воспринимает происходящее на экране на ином, почти интуитивном уровне.
«Оставайтесь людьми. Даже если вокруг происходит чудовищная жестокость, не теряйте человеческий облик» - таков призыв автора к зрителям. 
И несколько слов об актёрской игре. Честно говоря, лично мне исполнение актёров, сыгравших в эпизодических ролях, показалась намного сильнее игры Леонида Ярмольника. Его роль – для гения, отразить душевные метания главного героя от наслаждения властью до отчаянного желания изменить мир к лучшему ему не удалось. 
Впрочем, это исключительно моё мнение…
Сразу хочется отметить, что к просмотру этой картины следует  быть подготовленным зрителем. Для восприятия ленты нужно обладать достаточно высоким уровнем культурного развития. Признаюсь честно, что я после просмотра фильма в кинозале ещё раз посмотрела его уже дома, иногда останавливая ленту и обдумывая происходящее на экране. В зале уже через двадцать минут после начала фильма было понятно, что далеко не все оказались готовы к этому зрелищу: сначала переполненный зал опустел на треть, ещё через полчаса – на половину, а к концу фильма остались самые стойкие.
Но в то же время « Трудно  быть  Богом» - безусловный шедевр современного кинематографа. Ожившие полотна Босха и Брейгеля. Целенаправленная гиперболизация. Крик души автора о стремлении изменить мир к лучшему. 
А в конечном итоге режиссер словно подводит нас, зрителей, к краю пропасти, для того, чтобы мы, увидев в ней страшную клоаку со всеми тончайшими нюансами, вышли к свету и сами меняли этот мир и людей вокруг нас к лучшему.
В картине нет привлекательных картин и ласкающих слух звуков. Напротив, мы видим грязь, скользкие лужи, десятки трупов, уродливые голые тела, выворачивающиеся кишки. На экране мы видим ожившие на экране картины Иеронима Босха, которые вдохновляли авторов фильма. Герои Германа – сошедшие с полотен Босха и Брейгеля персонажи, заглядывающие нам в глаза из глубины камеры и кажется, что они рядом с нами…Эти герои – наши современники, привыкшие к безысходности и не желающие выходить из неё, не умеющие  быть по-настоящему свободными и неспособные выйти из этого порочного круга. 
Режиссёр показывает, к чему приводит циничная борьба за власть и намеренно гиперболизирует жестокую и чёрную средневековую действительность Арканара. Благородный дон Румата, историк с планеты Земля, наблюдавший за жителями Арканара, сначала предстаёт перед нами человеком, одержимым властью, хотя это не его сущность, он всего лишь играет роль благородного дона. Но власть его захватывает и постепенно Румата теряет человеческий облик. Ради власти и пары монет жители Арканара готовы повесить любого, глумиться и унижать. 
После произошедшего в Арканаре восстания и захвата власти «чёрным Орденом» мы видим преображение главного героя. Теперь власть не имеет для него никакого значения, он хочет сделать всё возможное для спасения людей, для того, чтобы перестала литься кровь. Он нарушает законы и с тяжёлым сердцем берётся за оружие («Господи, если ты есть, останови меня!»), но применением силы ему не удаётся изменить окружающий его мир… Конец фильма в пугающей безысходности: белый снег, тихий блюз главного героя, который никому не нужен и от которого у прохожих «болит живот». «Там, где всю жизнь живут серые, обязательно придут черные». Дону Румате не удалось стать созидателем, он остался наедине со своими мечтами изменить этот мир: «Моё сердце полно жалости…»
Я долго думала, почему Герман так безжалостен к зрителю. Почему он показывает человеческие пороки и во всей их уродливости и человеческое падение с морем грязи, крови и слизи. Очевидно, что автор показывает современные реалии и указывает на то, к чему может прийти общество в своей неудержимой жажде власти, конформизме в условиях произвола и нежелании освободиться от него. В фильме есть один эпизод, который, на мой взгляд, является одним из ключевых. Дон Румата подходит к человеку, который с рождения прикован к цепи. Его убеждают в том, что если освободить пленника, он погибнет. Румата разбивает мечом цепь, пленник убегает и падает замертво. Он никогда не знал, что такое свобода и привык  быть рабом, крайняя степень рабства стала для него обычным состоянием, поэтому он не смог прожить, будучи свободным, и нескольких минут…
Ещё один запоминающийся эпизод в конце фильма, где мы видим маленького мальчика, абсолютно спокойно глумящегося над трупами и обкрадывающего мёртвых. Жестокость, насилие и массовые убийства стали для него нормой. Будущее у этого мальчика тоже безнадёжно: он уже потерял человеческий облик… 
Для просмотра фильма следует внимательно и вглядываться, и вслушиваться: монтаж звука составлен таким образом, что некоторых слов невозможно разобрать, герои Арканара зачастую говорят обрывочными фразами, невнятно бормочут, в связи с чем зритель воспринимает происходящее на экране на ином, почти интуитивном уровне.
«Оставайтесь людьми. Даже если вокруг происходит чудовищная жестокость, не теряйте человеческий облик» - таков призыв автора к зрителям. 
И несколько слов об актёрской игре. Честно говоря, лично мне исполнение актёров, сыгравших в эпизодических ролях, показалась намного сильнее игры Леонида Ярмольника. Его роль – для гения, отразить душевные метания главного героя от наслаждения властью до отчаянного желания изменить мир к лучшему ему не удалось. 
Впрочем, это исключительно моё мнение…
Сразу хочется отметить, что к просмотру этой картины следует  быть подготовленным зрителем. Для восприятия ленты нужно обладать достаточно высоким уровнем культурного развития. Признаюсь честно, что я после просмотра фильма в кинозале ещё раз посмотрела его уже дома, иногда останавливая ленту и обдумывая происходящее на экране. В зале уже через двадцать минут после начала фильма было понятно, что далеко не все оказались готовы к этому зрелищу: сначала переполненный зал опустел на треть, ещё через полчаса – на половину, а к концу фильма остались самые стойкие.
Но в то же время « Трудно  быть  Богом» - безусловный шедевр современного кинематографа. Ожившие полотна Босха и Брейгеля. Целенаправленная гиперболизация. Крик души автора о стремлении изменить мир к лучшему. 
А в конечном итоге режиссер словно подводит нас, зрителей, к краю пропасти, для того, чтобы мы, увидев в ней страшную клоаку со всеми тончайшими нюансами, вышли к свету и сами меняли этот мир и людей вокруг нас к лучшему.
В картине нет привлекательных картин и ласкающих слух звуков. Напротив, мы видим грязь, скользкие лужи, десятки трупов, уродливые голые тела, выворачивающиеся кишки. На экране мы видим ожившие на экране картины Иеронима Босха, которые вдохновляли авторов фильма. Герои Германа – сошедшие с полотен Босха и Брейгеля персонажи, заглядывающие нам в глаза из глубины камеры и кажется, что они рядом с нами…Эти герои – наши современники, привыкшие к безысходности и не желающие выходить из неё, не умеющие  быть по-настоящему свободными и неспособные выйти из этого порочного круга. 
Режиссёр показывает, к чему приводит циничная борьба за власть и намеренно гиперболизирует жестокую и чёрную средневековую действительность Арканара. Благородный дон Румата, историк с планеты Земля, наблюдавший за жителями Арканара, сначала предстаёт перед нами человеком, одержимым властью, хотя это не его сущность, он всего лишь играет роль благородного дона. Но власть его захватывает и постепенно Румата теряет человеческий облик. Ради власти и пары монет жители Арканара готовы повесить любого, глумиться и унижать. 
После произошедшего в Арканаре восстания и захвата власти «чёрным Орденом» мы видим преображение главного героя. Теперь власть не имеет для него никакого значения, он хочет сделать всё возможное для спасения людей, для того, чтобы перестала литься кровь. Он нарушает законы и с тяжёлым сердцем берётся за оружие («Господи, если ты есть, останови меня!»), но применением силы ему не удаётся изменить окружающий его мир… Конец фильма в пугающей безысходности: белый снег, тихий блюз главного героя, который никому не нужен и от которого у прохожих «болит живот». «Там, где всю жизнь живут серые, обязательно придут черные». Дону Румате не удалось стать созидателем, он остался наедине со своими мечтами изменить этот мир: «Моё сердце полно жалости…»
Я долго думала, почему Герман так безжалостен к зрителю. Почему он показывает человеческие пороки и во всей их уродливости и человеческое падение с морем грязи, крови и слизи. Очевидно, что автор показывает современные реалии и указывает на то, к чему может прийти общество в своей неудержимой жажде власти, конформизме в условиях произвола и нежелании освободиться от него. В фильме есть один эпизод, который, на мой взгляд, является одним из ключевых. Дон Румата подходит к человеку, который с рождения прикован к цепи. Его убеждают в том, что если освободить пленника, он погибнет. Румата разбивает мечом цепь, пленник убегает и падает замертво. Он никогда не знал, что такое свобода и привык  быть рабом, крайняя степень рабства стала для него обычным состоянием, поэтому он не смог прожить, будучи свободным, и нескольких минут…
Ещё один запоминающийся эпизод в конце фильма, где мы видим маленького мальчика, абсолютно спокойно глумящегося над трупами и обкрадывающего мёртвых. Жестокость, насилие и массовые убийства стали для него нормой. Будущее у этого мальчика тоже безнадёжно: он уже потерял человеческий облик… 
Для просмотра фильма следует внимательно и вглядываться, и вслушиваться: монтаж звука составлен таким образом, что некоторых слов невозможно разобрать, герои Арканара зачастую говорят обрывочными фразами, невнятно бормочут, в связи с чем зритель воспринимает происходящее на экране на ином, почти интуитивном уровне.
«Оставайтесь людьми. Даже если вокруг происходит чудовищная жестокость, не теряйте человеческий облик» - таков призыв автора к зрителям. 
И несколько слов об актёрской игре. Честно говоря, лично мне исполнение актёров, сыгравших в эпизодических ролях, показалась намного сильнее игры Леонида Ярмольника. Его роль – для гения, отразить душевные метания главного героя от наслаждения властью до отчаянного желания изменить мир к лучшему ему не удалось. 
Впрочем, это исключительно моё мнение…
Сразу хочется отметить, что к просмотру этой картины следует  быть подготовленным зрителем. Для восприятия ленты нужно обладать достаточно высоким уровнем культурного развития. Признаюсь честно, что я после просмотра фильма в кинозале ещё раз посмотрела его уже дома, иногда останавливая ленту и обдумывая происходящее на экране. В зале уже через двадцать минут после начала фильма было понятно, что далеко не все оказались готовы к этому зрелищу: сначала переполненный зал опустел на треть, ещё через полчаса – на половину, а к концу фильма остались самые стойкие.
Но в то же время « Трудно  быть  Богом» - безусловный шедевр современного кинематографа. Ожившие полотна Босха и Брейгеля. Целенаправленная гиперболизация. Крик души автора о стремлении изменить мир к лучшему. 
А в конечном итоге режиссер словно подводит нас, зрителей, к краю пропасти, для того, чтобы мы, увидев в ней страшную клоаку со всеми тончайшими нюансами, вышли к свету и сами меняли этот мир и людей вокруг нас к лучшему.
В картине нет привлекательных картин и ласкающих слух звуков. Напротив, мы видим грязь, скользкие лужи, десятки трупов, уродливые голые тела, выворачивающиеся кишки. На экране мы видим ожившие на экране картины Иеронима Босха, которые вдохновляли авторов фильма. Герои Германа – сошедшие с полотен Босха и Брейгеля персонажи, заглядывающие нам в глаза из глубины камеры и кажется, что они рядом с нами…Эти герои – наши современники, привыкшие к безысходности и не желающие выходить из неё, не умеющие  быть по-настоящему свободными и неспособные выйти из этого порочного круга. 
Режиссёр показывает, к чему приводит циничная борьба за власть и намеренно гиперболизирует жестокую и чёрную средневековую действительность Арканара. Благородный дон Румата, историк с планеты Земля, наблюдавший за жителями Арканара, сначала предстаёт перед нами человеком, одержимым властью, хотя это не его сущность, он всего лишь играет роль благородного дона. Но власть его захватывает и постепенно Румата теряет человеческий облик. Ради власти и пары монет жители Арканара готовы повесить любого, глумиться и унижать. 
После произошедшего в Арканаре восстания и захвата власти «чёрным Орденом» мы видим преображение главного героя. Теперь власть не имеет для него никакого значения, он хочет сделать всё возможное для спасения людей, для того, чтобы перестала литься кровь. Он нарушает законы и с тяжёлым сердцем берётся за оружие («Господи, если ты есть, останови меня!»), но применением силы ему не удаётся изменить окружающий его мир… Конец фильма в пугающей безысходности: белый снег, тихий блюз главного героя, который никому не нужен и от которого у прохожих «болит живот». «Там, где всю жизнь живут серые, обязательно придут черные». Дону Румате не удалось стать созидателем, он остался наедине со своими мечтами изменить этот мир: «Моё сердце полно жалости…»
Я долго думала, почему Герман так безжалостен к зрителю. Почему он показывает человеческие пороки и во всей их уродливости и человеческое падение с морем грязи, крови и слизи. Очевидно, что автор показывает современные реалии и указывает на то, к чему может прийти общество в своей неудержимой жажде власти, конформизме в условиях произвола и нежелании освободиться от него. В фильме есть один эпизод, который, на мой взгляд, является одним из ключевых. Дон Румата подходит к человеку, который с рождения прикован к цепи. Его убеждают в том, что если освободить пленника, он погибнет. Румата разбивает мечом цепь, пленник убегает и падает замертво. Он никогда не знал, что такое свобода и привык  быть рабом, крайняя степень рабства стала для него обычным состоянием, поэтому он не смог прожить, будучи свободным, и нескольких минут…
Ещё один запоминающийся эпизод в конце фильма, где мы видим маленького мальчика, абсолютно спокойно глумящегося над трупами и обкрадывающего мёртвых. Жестокость, насилие и массовые убийства стали для него нормой. Будущее у этого мальчика тоже безнадёжно: он уже потерял человеческий облик… 
Для просмотра фильма следует внимательно и вглядываться, и вслушиваться: монтаж звука составлен таким образом, что некоторых слов невозможно разобрать, герои Арканара зачастую говорят обрывочными фразами, невнятно бормочут, в связи с чем зритель воспринимает происходящее на экране на ином, почти интуитивном уровне.
«Оставайтесь людьми. Даже если вокруг происходит чудовищная жестокость, не теряйте человеческий облик» - таков призыв автора к зрителям. 
И несколько слов об актёрской игре. Честно говоря, лично мне исполнение актёров, сыгравших в эпизодических ролях, показалась намного сильнее игры Леонида Ярмольника. Его роль – для гения, отразить душевные метания главного героя от наслаждения властью до отчаянного желания изменить мир к лучшему ему не удалось. 
Впрочем, это исключительно моё мнение…
Сразу хочется отметить, что к просмотру этой картины следует  быть подготовленным зрителем. Для восприятия ленты нужно обладать достаточно высоким уровнем культурного развития. Признаюсь честно, что я после просмотра фильма в кинозале ещё раз посмотрела его уже дома, иногда останавливая ленту и обдумывая происходящее на экране. В зале уже через двадцать минут после начала фильма было понятно, что далеко не все оказались готовы к этому зрелищу: сначала переполненный зал опустел на треть, ещё через полчаса – на половину, а к концу фильма остались самые стойкие.
Но в то же время « Трудно  быть  Богом» - безусловный шедевр современного кинематографа. Ожившие полотна Босха и Брейгеля. Целенаправленная гиперболизация. Крик души автора о стремлении изменить мир к лучшему. 
А в конечном итоге режиссер словно подводит нас, зрителей, к краю пропасти, для того, чтобы мы, увидев в ней страшную клоаку со всеми тончайшими нюансами, вышли к свету и сами меняли этот мир и людей вокруг нас к лучшему.





ОБСУЖДЕНИЕ


Татьяна Геннадьевна Бердник2014-06-21 00:49:14 - Татьяна Геннадьевна Бердник
Не знаю...Стругацких не читаю, не нравится. И фильм смотреть не стала. Вот муж книгами Стругацких зачитывался в юности. И фильм посмотрел - сказал, что очень разочарован.
Елена Александровна Ермолик2014-06-21 03:43:59 - Елена Александровна Ермолик
Смотрела фильм Петера Фляйшмана 1989 года (Стругацким он не понравился), фрагменты германовского фильма тоже. Надо посмотреть, конечно, но пока опасаюсь: фильмы Германа очень сложные, противоречивые, жуткие (чего стоит хотя бы `Хрусталёв, машину!`), они на самом деле не для широкой публики. Но посмотрю обязательно!
Татьяна Викторовна Носова2014-06-21 03:49:58 - Татьяна Викторовна Носова
Читаю и перечитываю. А фильм тоже побаиваюсь смотреть...
Елена Александровна Ермолик2014-06-21 04:21:51 - Елена Александровна Ермолик
Мне очень понравился радиоспектакль, но там немного изменена фабула.
Наталья Васильевна Иванова2014-06-21 05:18:54 - Наталья Васильевна Иванова
А я повесть Стругацких, честно говоря, посмотрела уже после фильма. Первые ощущения от просмотра действительно были тяжёлые: но после второго просмотра я `вошла` в художественную концепцию картины и пришла для себя к выводу, что это шедевр, крик души автора о том, что происходит в обществе...
Татьяна Викторовна Носова2014-06-21 05:22:45 - Татьяна Викторовна Носова
а я вот повесть читала раза три-четыре, поэтому и боюсь фильм смотреть. Я, к примеру, Тарковского очень уважаю, но `Пикник на обочине` и `Сталкер` - это две большие разницы.

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться









  Copyright © 2berega.spb.ru, ПроШколу.ру, 2007-2024. Все права защищены.   Контакты
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу