Статья сказкотерапия - Юлия Александровна Зуйкова
 
 

Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?


ГЛАВНАЯ

ШКОЛЫ

ДЕТСАДЫ

КУЛЬТУРА, СПОРТ ...

КАРТА

БИБЛИОТЕКА

СООБЩЕСТВА

КОНКУРСЫ











Юлия Александровна Зуйкова


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Юлия Александровна Зуйкова / Блог / Статья сказкотерапия


ЗАПИСЬ #1

КОММЕНТАРИИ (2)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


16 ноября 2020, 12:51, автор - хозяйка блога
Юлия Александровна Зуйкова

Статья сказкотерапия

СТАТЬЯ

СКАЗКОТЕРАПИЯ, КАК ЯЗЫК, НА КОТОРОМ МОЖНО И НУЖНО ГОВОРИТЬ С ДЕТЬМИ.

 

Автор: Зуйкова Ю.А.

Педагог-психолог ГБОУ школа № 574 Невского района Санкт-Петербурга

2020 год

 

Если вы хотите, чтобы ваши дети были умными — читайте им сказки.
Если вы хотите, чтобы они были еще умнее — читайте им больше сказок»
Альберт Эйнштейн.

Вы замечали, как внимательно ребёнок слушает сказки? А почему? Потому, что сказка, не поучая и ничего не требуя, ведёт с ребёнком таинственный разговор, через который передаёт модели поведения в разных ситуациях, даёт возможность переживать страх, и дарит надежду, что добро обязательно победит. А между тем, родившись в незапамятные времена, раньше многих других жанров устной и письменной литературы, вобрав в себя всю народную мудрость и мечту о гармоничной, созидательной жизни, сказка дает ребенку больше ценного опыта, чем обычный разговор или наставление взрослого. Сказка учит ребенка учиться, познавать себя самого и мир вокруг. Встреча со сказкой для детей величайшая необходимость и источник радости. Неслучайно произошло возрождение самого древнего и в тоже время самого молодого метода в современной научной практике   — сказкотерапия.

Слово «сказкотерапия» появилось в русском языке сравнительно недавно. И, как все еще не устоявшиеся термины вызывает многообразные ассоциации. Для одних – это лечение сказками, для других – прием коррекционной работы, для третьих – способ передачи знаний о жизни.

Дать однозначное определение сказкотерапии не просто. С одной стороны – это один из методов развития самосознания, с другой – это наиболее древняя воспитательная система, позволяющая тонко формировать представления о базовых жизненных ценностях. Так же можно говорить о сказкотерапии как о способе поговорить о душе.

Что же все-таки такое – сказкотерапия? Способов работы со сказкой, мифом, легендой, притчей и т.д. немало. Следовательно, и подходов в использовании так же много.

Мы остановимся на, так называемом, «питерском» подходе, основателем которого считается Татьяна Зинкевич-Евстигнеева – доктор психологии, директор Санкт-Петербургского Института сказкотерапии, психотерапевт.

Комплексная сказкотерапия – это язык, на котором можно говорить с внутренним миром человека, его бессознательным, его душой. Это система развития эмоционального интеллекта. Благодаря методикам разработанным в Комплексной Сказкотерапии, развиваются самосознание, саморегуляция, социальная чуткость и способность управлять отношениями.

 

Типология сказок

Типология сказок предложенная Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева:

1. Художественные сказки. К ним относятся сказки, созданные многовековой мудростью народа и авторские истории. Именно такие истории и принято называть сказками, мифами, притчами.

2. Народные сказки. Сюжеты народных сказок многообразны. Среди них можно выделить следующие виды:

 Сказки о животных, взаимоотношения людей и животных;

 Бытовые сказки. В них часто рассказывается о превратностях семейной жизни, показаны способы разрешения конфликтных ситуаций. В этих сказках рассказывается о маленьких семейных хитростях.

 Сказки о преобразовании. Например, сказка Г.Х. Андерсена «Гадкий утёнок».

 Страшные сказки. Сказки про нечистую силу. Также сказки – страшилки. Многократно моделируя и переживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования. Рассказывание страшилок детям семи лет, необходимо учитывать, что конец должен быть обязательно неожиданным и смешным.

 Волшебные сказки. Наиболее увлекательные сказки для тех, кому 6-7 лет.

    3. Авторские художественные сказки. Чтобы помочь детям осознавать свои внутренние переживания, желательно выбрать для работы с ними авторскую сказку. В работе с особенными детьми подойдет авторская сказка Мамин-Сибиряк Д. «Серая шейка».

    4. Дидактические сказки создаются для подачи учебного материала. Так например, на непосредственно-образовательной деятельности детей можно обучать записывать математические примеры в виде дидактических сказок.

    5. Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребёнка. Психокоррекционную сказку можно просто почитать ребёнку, не обсуждая. Таким образом, мы дадим ему возможность побыть наедине с самим собой и подумать. Если ребёнок захочет, то можно обсудить с ним сказку, проиграть её с помощью кукол, рисунков, песочницы.

    6. Психотерапевтические сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Такие сказки, не всегда однозначны и не всегда имеют счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны.

 

Функции сказкотерапии

Сказкотерапия в ДОУ связана с реализацией следующих функций:

1.Диагностическая. Установление индивидуальных особенностей человека.

2. Воздействующая. Сказкотерапевтическое воздействие происходит на сознательном и бессознательном уровне благодаря использованию пяти видов сказок: художественных авторских и народных), дидактических, психокоррекционных, терапевтических и медитативных.

3. Психопрофилактическо-развивающая. Рассказывать, сочинять, слушать сказки.

Сказкотерапия – это не только лечение сказками, это еще и процесс расшифровки знаний. Когда начинаешь рассматривать сказку с разных точек зрения, оказывается, что в них содержится информация о динамике жизненных процессов. Мы можем найти в сказках полный перечень проблем и образные способы их решения. Слушая сказки, дети накапливают некий «багаж жизненных ситуаций».

 

Задачи сказкотерапии :

1. Сформировать в человеке способность к обучению, саморазвитию, пробудить его дремлющую созидательную силу и направить ее на познание внутреннего и окружающего мира.

2. Развить умение видеть оборотную сторону проблемы.

3. Пробуждение Веры в собственные силы. При этом важно не путать веру с надеждой. Как ни странно, но именно надежда часто оказывается препятствием для развития личности. Пока человек надеется, что все обойдется, он не делает того, что мог бы сделать.

         Сказкотерапия полезна всем. Есть специальные лечебные сказки не только для маленьких детей, но и для подростков и взрослых. Сказка поможет решить многие психологические проблемы. Но особенно это актуально для детей дошкольного возраста.

Занятия в детском саду сказкотерапией  помогают быстрее адаптироваться к ДОУ, раскрывают и развивают внутренний потенциал ребенка.

Умственное развитие детей от трех до шести лет характеризуется  формированием  образного мышления,  которое позволяет ребенку думать о предметах, сравнивать их в уме даже тогда, когда он их не видит. Ребенок начинает  формировать модели той действительности,  с которой имеет дело, строить ее описание. Делает он это с помощью сказки. Апогеем сказочного мышления считается возраст 4-6 лет.

По мере расширения сферы общения дети  испытывают  действие разнообразных социальных факторов, значительно активизирующих их эмоциональный мир. Ребенок должен научиться преодолевать  ситуативные  эмоции, научиться понимать и управлять своими чувствами. На помощь в этом не простом деле  и приходит сказка и игра. Например, справиться со страхами. Для ребенка, который чего-то боится, подбирается готовая или составляется коррекционная сказка, в которой метафорически зашифрована информация о его страхе и способах его преодоления. На занятии ребенок не только прослушивает эту сказку, но и проигрывает способы преодоления страха, идентифицируясь с главным сказочным героем. Можно также предложить ему нарисовать иллюстрации к сказке, переписать сказку на свой лад, придумать новую с этим же главным героем и др. В процессе такой работы ребенок не только «знакомится» со своим страхом, но и научается справляться с ним.

Сказка в определенной степени  удовлетворяет три естественные психологические потребности ребенка дошкольного возраста:

·          потребность в автономности. В каждой сказке герой действует самостоятельно на протяжении всего пути, делает выбор, принимает решения, полагаясь только на самого себя, на свои собственные силы;

·          потребность в компетентности. Герой оказывается способным преодолеть самые невероятные препятствия и, как правило, оказывается победителем, достигает успеха, хотя может терпеть временные неудачи;

·          потребность в активности. Герой всегда активен, находится в действии: куда-то идет, кого-то встречает, кому-то помогает, что-то добывает, с кем-то борется, от кого-то убегает и т. д. Иногда вначале поведение героя не является активным, толчок к активности провоцируется извне другими персонажами.

В результате удовлетворения вышеописанных потребностей является формирование таких качеств личности, как:

·          автономность , которая выражается в стремлении проявить свое личное мнение, позицию или взгляды;

·          активность , которая предполагает способность владеть инициативой в общении, умение организовать внимание партнеров, эмоционально откликнуться на состояние партнеров;

·          социальная компетентность , которая состоит из нескольких компонентов: мотивационного, включающего отношение к другому человеку (проявление доброты, внимания, сочувствия, сопереживания и содействия); когнитивного, связанного с познанием другого человека, способностью понять его особенности, интересы, потребности, заметить изменения настроения, эмоционального состояния и др.; поведенческого, который связан с выбором адекватных ситуаций, способов общения.

Сопереживая героям сказок, ребенок получает новые представления о людях, предметах и явлениях его окружающих.

  Сказка   в жизни ребенка имеет колоссальное значение. Она становится средством развития и воспитания буквально с первого дня жизни крохи и сопровождает его вплоть до подросткового возраста.

Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу – так происходит коррекция личности, расширение эмоционально-поведенческих реакций. 

Из сказочных образов черпаются первые представления о справедливости и несправедливости. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость. Процесс сказкотерапии даёт ребёнку альтернативную концепцию, которую он может либо принять, либо отвергнуть.  

Комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни. И значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с окружающей действительностью и другими людьми.

Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь  ребенку узнать мир, может одарить его воображение и научить критически, воспринимать  окружающее.
Джанни Родари.

 

 

Список используемой литератуты

1. Ермолаева М. Е. Практическая психология детского творчества /Московский психолого-социальный институт. — М., 2001.

2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. "Игры в   сказкотерапии" - СПб., Речь, 2006.- 208 с.

3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. "Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. " — СПб.: "Златоуст", 1998. — 352 с.

4. Капская А. Ю., Мирончик Т. Л.   «Планета чудес». Развивающая сказкотерапия для детей. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2008. – 221с.





ОБСУЖДЕНИЕ


Владимир Николаевич Моисеев2020-11-16 16:55:35 - Владимир Николаевич Моисеев
http://proshkolu.ru/user/04061958kozina/file/6693874/
Любовь Ивановна Тащиева2020-11-20 20:53:41 - Любовь Ивановна Тащиева
Актуальная тема....)))

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться









  Copyright © 2berega.spb.ru, ПроШколу.ру, 2007-2024. Все права защищены.   Контакты
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу