Методическая разработка - Юлия Александровна Зуйкова
 
 

Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?


ГЛАВНАЯ

ШКОЛЫ

ДЕТСАДЫ

КУЛЬТУРА, СПОРТ ...

КАРТА

БИБЛИОТЕКА

СООБЩЕСТВА

КОНКУРСЫ











Юлия Александровна Зуйкова


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Юлия Александровна Зуйкова / Блог / Методическая разработка


ЗАПИСЬ #2

КОММЕНТАРИИ (0)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


16 ноября 2020, 13:00, автор - хозяйка блога
Юлия Александровна Зуйкова

Методическая разработка

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ПО РАЗВИТИЮ

ПАМЯТИ И ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

Подготовила:  педагог-психолог ГБОУ школа № 574 Невского района Санкт-Петербурга

Зуйкова Ю. А.

 

 

 

Санкт-Петербург

2020 год


Данный комплекс состоит из 24 специально подготовленных занятий, каждое из которых состоит из 3 частей: Вводная часть – знакомство с детьми, приветствие. Создание благоприятного настроя на дальнейшую работу.

Основная часть – проведение игр и упражнений на развитие, формирование и коррекцию основных свойств внимания детей старшего дошкольного возраста. Итоговая часть – подведение итогов занятия, прощание с группой.

         Упражнения подобраны так, чтобы прицельно действовать на развитие познавательных процессов, таких как внимание и память и влияющих на них восприятие, внимание, воображение и, конечно, мышление.

         Комплекс разработан для педагогов-психологов дошкольных образовательных учреждений, без предъявления требований к стажу и уровню подготовки.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

№ п/п

ОГЛАВЛЕНИЕ

№ стр

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

3

1.1

Цели и задачи

4

1.2

Учебно-тематическое планирование

5

2

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

6

2.1

Вводное занятие

6

2.2

Развитие логической памяти

6

2.3

Развитие вербальной памяти

7

2.4

Развитие ассоциативной памяти

9

2.5

Развитие образной памяти

10

2.6

Развитие кратковременной памяти

11

2.7

Развитие концентрации, объема, переключения внимания

12

2.8

Развитие слухового внимания

14

2.9

Развитие зрительного внимания

15

2.10

Развитие активного внимания

16

2.11

Диагностика

17

3

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

19

3.2

Психолого-педагогические условия для проведения занятий

19

4

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

20

 

 

 

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Дошкольное детство - небольшой отрезок в жизни человека. Но за это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь.

Период дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования необходимых психических функций. Именно в это время закладываются предпосылки будущей учебной деятельности, идет активное развитие познавательных возможностей.

Возрастание объемов информации, интенсификация обучения, увеличение нагрузки заставляют педагогов и родителей искать варианты такой подготовки, которая смогла бы обеспечить ребенку нормальную адаптацию  в школе.

Благодаря познавательным психическим процессам ребенок получает знания об окружающем мире и о себе, усваивает новую информацию, запоминает, решает определенные задачи. Среди всех познавательных процессов хочется выделить память и внимание.

         В опросами развития познавательных процессов у детей занимались многие выдающиеся психологи: Л.С.Выгодский, Л. А. Венгер, П.П.Блонский, А.В.Запорожец, Дж. Гилфорд, Р. Торренс, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин и другие.

         Л.С. Выготский утверждал, что дошкольный возраст является начальным этапом становления познавательной деятельности. Он считал, что в дошкольном возрасте ведущую роль начинает играть память. Память в основном носит непроизвольный характер, но к концу дошкольного возраста в связи с развитием игры и под влиянием взрослого у ребенка начинают складываться произвольное, преднамеренное запоминание и припоминание.

         Произвольная память начинает развиваться примерно в 4-5 лет. Ребенок уже может ставить перед собой определенную цель – запомнить то, что нужно. И использует при этом специальные приемы запоминания: повторяет слова за взрослыми, повторяет слова про себя, делает попытки установить логические связи между словами.

В своих трудах отечественный психолог Н.Ф. Добрынин подчеркивает, что внимание есть особый вид психической деятельности, выражающейся в выборе и поддержании тех или иных процессов этой деятельности. Л.С. Выготский и Л.Н. Леонтьев указывали на существенное значение речи для внимания, т.к. при посредстве слова происходит указание предмета, на котором надо сосредоточиться. Л.С. Выготский пытался проследить историю развития внимания. Он писал, что история внимания есть история развития организованности его поведения, что ключ к генетическому пониманию внимания следует искать не в нутрии, а вне личности ребенка.

П.Я. Гальперин определяет внимание как идеальное, свернутое и автоматизированное действие контроля, учение о внимании как функции контроля - составная часть теории поэтапного формирования умственных действий.

Проблема развития произвольного внимания детей уже давно интересует и волнует воспитателей, учителей, психологов. В настоящее время хорошо известно насколько сложна и объемна программа начальных классов, и как трудно бывает порой ребенку, который не умеет удерживать внимание на деталях, не сосредоточен на работе, рассеян, неусидчив, невнимателен. Совсем по-другому чувствуют себя дети, которые умеют удерживать свое внимание на деталях продолжительное время.

         Успехи ребёнка в овладении деятельностью в значительной степени зависят от сосредоточенности и направленности психики, от внимания. На самом раннем этапе внимание выступает в связи с ориентировочным рефлексом, который И.П. Павлов метко назвал «Что такое?».  

Овладение ребёнком-дошкольником новыми видами деятельности (игровая, художественная, трудовая, учебная) неуклонно повышает требование к его вниманию. В деятельности возникает новый вид внимания - произвольное, сугубо человеческое. Формирование произвольного внимания начинается с того, что взрослый с помощью слова, указательного жеста привлекает внимание ребёнка к определённым сторонам деятельности.

         На протяжении дошкольного периода увеличивается продолжительность сосредоточения внимания, его объём, способность к распределению, переключению.

         Память и внимание являются важнейшими познавательными процессами, лежащими в основе развития и обучения, обеспечивающими целостность и развитие личности. Старший дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для их развития.

Адресат: Программа рассчитана на работу с детьми 6-7 лет.

 

1.1 Цель : развитие памяти и внимания через систему игр и упражнений.

Задачи :

1.      Развитие коммуникативных навыков;

2.      Способствовать развитию самостоятельности;

3.      Стимулирование развитие познавательных процессов, влияющих на развитие памяти и внимания: восприятие, внимание, воображение, наглядно-образное мышление, логическое мышление;

4.      Способствовать развитию познавательных интересов и потребностей детей.

Программа основана на следующих принципах:

1.      Принцип единства диагностики и коррекции.

2.      Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач.

3.      Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей детей.

4.      Принцип комплексности методов психологического воздействия.

5.      Принцип возрастания сложности.

6.      Принцип учета объема и степени разнообразия материала.

7.      Принцип учета эмоционального состояния детей.

8.       Принцип наглядности.

 

Содержательная характеристика курса: занятия проводятся в течение 3 месяцев, 2 раза в неделю (24 часа). Продолжительность занятия 30 минут.

 

1.2 Учебно-тематическое планирование

Темы занятий

практических

теоретических

всего

1. Вводное занятие.

2. Развитие логической памяти.

3. Развитие вербальной памяти.

4. Развитие ассоциативной памяти.

5. Развитие образной памяти.

6. Развитие кратковременной памяти.

7. Развитие концентрации, объема, переключения внимания.

8. Развитие слухового внимания.

9. Развитие зрительного внимания.

10. Развитие активного внимания.

1

1

3

2

3

2

 

4

 

3

3

2

 

1

1

3

2

3

2

 

4

 

3

3

2

 

 

 

2.2 СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

 

Программа состоит из 24 специально подготовленных занятий, каждое из которых состоит из 3 частей:

1. Вводная часть – знакомство с детьми, приветствие. Создание благоприятного настроя на дальнейшую работу.

2. Основная часть – проведение игр и упражнений на развитие, формирование и коррекцию основных свойств внимания детей старшего дошкольного возраста.

3.   Итоговая часть – подведение итогов занятия, прощание с группой.

 

2.1 Тема 1 «Вводное»

Занятие 1

Создание условий для установления в группе положительного эмоционального контакта, снятия барьеров в общении.

1.«Давайте познакомимся». Детям предлагается назвать свое имя и придумать одно прилагательное, характеризующее его, например: «Я, Маша, красивая» По цепочке дети называют свое имя, одно прилагательное и «вспоминают», как зовут остальных участников группы.

2. Игра «ЗВЕЗДА». В этой игре дети должны все вместе изображать звезду, которая медленно движется. Дети учатся объединяться друг с другом и двигаться вместе так, чтобы при этом сохранялась форма звезды.

3. «Я положил в мешок». Взрослый начинает эту игру и говорит: «Я положил в мешок яблоки». Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет что-нибудь свое: «Я положил в мешок яблоки и бананы». Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя. И так далее. Можно просто добавлять по одному слову, а можно подбирать слова по алфавиту: «В саду у бабушки растут…» (порядок тот же).

4. Ритуал прощания. Подводится итог занятия (что запомнилось, что понравилось) улыбнитесь друг-другу и пожелайте добра.

 

2.2 Тема 2 «Развитие логической памяти»

Занятие 1

1. Игра «Маленькие солнышки». В этой игре дети вместе пытаются изобразить геометрическую фигуру — круг, а затем двигаться по комнате, не нарушая форму круга. При этом они должны избегать столкновений друг с другом. Это непростая задача для детей, поскольку им еще сложно ориентироваться в пространстве. Игра усиливает чувство принадлежности к группе, дает возможность детям объединить свои усилия для решения общей задачи, учит их действовать совместно.

1. Игра «Запомни слова». Предлагается запомнить  слова к картинкам:                                         - картинки: корова, курица, книга, веник, игла, рыба, яблоко, ландыш, пирог;                                                 - слова: молоко, цыпленок, читать, уборка, шить, река, сад, душистый, вкусный.

2. Игра «Собираем букет». Первый участник собирает 1 цветок в букет. Второй повторяет и добавляет свой. Третий повторяет 2 цветка и добавляет в букет свой цветок и  т. д.

3. Игра «Пиктограмма». Детям для запоминания предлагается 7-10 словосочетаний:  мальчику холодно, девочка плачет, папа сердится, бабушка отдыхает, мама читает, дети гуляют, пора спать. Каждое последующее словосочетание проговаривается только после того, как сделан рисунок. После окончания работы взрослый просит воспроизвести детей, словосочетания опираясь на сделанные рисунки.

4. Релаксация «Макароны» Станьте все вместе вплотную друг к другу и опустите руки вниз. Представьте, что вы — пучок макарон, которые подают на обед. Вы в кастрюле с водой. Сейчас я включу плиту, и макароны начнут вариться. Макароны варятся и делаются все мягче и мягче. Они медленно, очень медленно опускаются на дно кастрюли легким красивым сообществоком… А когда я крикну «Кетчуп!», вы можете снова встать, осмотреть свои ладони, руки и ноги и почувствовать, какие вы замечательные. Прощание.

 

2.3 Тема 3 «Развитие вербальной памяти».

Занятие 1.

1. Игра «ГДЕ ТЫ?». Эта игра расслабляет и создает хорошее настроение. В ней дети развивают чувство пространства и зрительную память.

По правилам все участники закрывают глаза. Станьте друг за другом в большой круг и положите руки на плечи ребенка, который стоит перед вами.

Теперь вы должны закрыть глаза и поднять руки высоко над головой. Затем, не открывая глаз, вы должны один раз повернуться на месте вокруг себя. После этого медленно поводите руками и поищите плечи соседа, который стоит в кругу перед вами. Мне любопытно, кто из вас сумеет с закрытыми глазами найти плечи соседа и снова положить на них руки.

2. Игра «Каскад слов».  Детям предлагается повторить слова в той же последовательности: - вода; огонь, дым; - тетрадь, ручка, карандаш;                                                    -сосна, береза,  клен, тополь; -машина, трактор, автобус, троллейбус,  трамвай;  -стол, стул, кровать, диван, кресло, шкаф;  -ромашка, одуванчик, василек, лилия, роза, фиалка, ландыш;  -платье, сарафан, футболка, шорты, брюки, куртка, комбинезон, свитер; -яблоко, груша, банан, апельсин, мандарин, лимон, виноград, гранат, киви; -огурец, помидор, картофель, свекла, морковь, кабачок, баклажан, лук, чеснок, редис.        

3. Игра «Повтори за мной». Дети стоят возле стола ведущего. Ведущий предлагает одному ребенку прохлопать все, что ему простучит карандашом ведущий. Остальные дети внимательно слушают и оценивают исполненные движения: поднимают вверх большой палец, если хлопки правильные, и опускают его вниз, если неправильные.

4.  Игра «12 картинок».  Детям предлагается на основе 12 картинок (в виде таблицы) составить рассказ. Когда задание выполнено, взрослый убирает картинки и просит детей воспроизвести увиденные образы, но при этом не использовать связный рассказ, а просто перечислить их.

5. Релаксация «Мороженое». Станьте ровно и поднимите руки над головой. Выпрямитесь. А сейчас каждый из вас должен представить, что он — вафельный стаканчик со своим любимым мороженым. Какого вы вкуса?.. А цвета?.. Вы очень вкусные; представьте, что кто-то начал вас медленно есть. Это очень хорошо, вас медленно, очень медленно едят! Почувствуйте, как вы становитесь все меньше и меньше. Почувствуйте, как все больше и больше таете, и в конце концов от вас не остается ничего, что можно было бы еще съесть. Совсем медленно вы можете опуститься на пол, чтобы показать мне, что этот прекрасный вафельный стаканчик целиком и полностью съеден… И когда вы ляжете на пол, то можете отдохнуть, помечтать и подождать, пока я не скажу всем вам, что вы можете снова встать. Прощание.

Занятие 2.

1. Ритуал начала занятия. Игра «ПРИВЕТ!». Сядьте в большой круг на пол. Когда я дотронусь до спины какого-нибудь ребенка, он встает и начинает прогуливаться по кругу. Затем он слегка касается чьей-нибудь головы. Ребенок, к которому прикоснулись, встает и идет по кругу в другом направлении. Когда эти двое встречаются, они останавливаются, пожимают друг - другу руки и говорят: «Привет!» Тогда первый из них садится на пол, в то время как другой продолжает идти по кругу и слегка дотрагивается до головы кого-то еще. Так игра идет дальше.

2. Игра «Магазин».  Взрослый предлагает запомнить слова и говорит: «Мы идем в продуктовый магазин. Нам, нужно, купить: чай, сахар, творог, сметану, хлеб, колбасу, яблоки, бананы, огурцы».  

3. Игра «Запомни движения». Дети повторяют движения рук и ног за ведущим. Запомнив очередность упражнений, повторяют их в обратном порядке.

4. Ведущий предлагает детям: «Сейчас я буду читать слова. Услышав слово, представьте себе  и расскажите о внешнем виде предмета, его вкусе, запахе, звуках, которые он может издавать. Например, зубная паста на вид белая и блестящая, с мятным запахом и вкусом». Бумага, гнездо, кот, колесо, палка, фильм, блин, счастье. 

5. Релаксация «Могучий лев». Встаньте на колени на пол и положите руки на ноги. Сейчас вы можете превратиться в великолепных львов: сильные когти… хвост с коричневой кисточкой… могучая голова с громадной пастью и блестящими зубами… Широко откройте свои львиные глаза. Теперь распахните львиную пасть и высуньте львиный язык. Очень устрашающе!.. Но можно сделать еще кое-что… Издайте негромкий, но мощный львиный рык; он, вероятно, звучит, как далекий гром или рычание большой, очень большой собаки. А сейчас попытайтесь издать действительно страшный рык. Рычите на меня страшным рыком… Теперь порычите на своих соседей с одной, а потом с другой стороны от вас… Закройте глаза и постарайтесь почувствовать свою львиную морду и львиный язык… Опять откройте глаза и еще раз порычите на меня… на ребят с левой стороны… на ребят с правой стороны… Не закрывайте львиную пасть. Закройте глаза, еще раз почувствуйте свои львиные глаза, морду и язык… А теперь закройте свою пасть. Оближите львиным языком львиные губы, сильно потрясите головой… и откройте глаза. 

Занятие 3.

1. Приветствие рукопожатием.

2. Игра «Зоопарк». Ведущий бросает мяч ребенку, называя животное. Ребенок ловит мяч, повторяет то животное, которое назвал ребенок, вспоминает другое животное, называет его, бросает мяч другому ребенку и т.д.

3. Игра «Внимательный слушатель». Детям предлагается прослушать рассказ. Затем один ребенок воспроизводит рассказ устно, а остальные дети оценивают правильность и точность передачи.

4. Игра «Запомни свою позу». Дети стоят в кругу или в разных местах комнаты, каждый ребенок должен встать в какую-нибудь позу и запомнить ее. Когда начинает звучать музыка, все дети разбегаются, а с ее окончанием они должны вернуться на свои места и встать в ту же позу.

5. Ритуал прощания. Подводится итог занятия (что запомнилось, что понравилось) улыбнитесь друг-другу и пожелайте добра.

 

2.4 Тема 4 «Развитие ассоциативной памяти»

Занятие 1.

1. «Назови имя» По кругу назвать имя и придумать прилагательное.

2. Игра «Подбери картинку». Нужно подобрать 7-10 слов, которые  предлагаются для запоминания, а также набор карточек с картинками (20-30). Картинки не должны быть прямой иллюстрацией к запоминанию слов: лес, животное, обед, огород, одежда, посуда,  цветок, мебель, машина, книга.

3. Игра «Запомни порядок». Дети выстраиваются друг за другом в произвольном порядке. Водящий, посмотрев на детей, должен отвернуться и перечислить, кто за кем стоит. Затем водящим становится другой.

4. Релаксация «Пальцы прячутся». Сядьте на пол, протяните руки вперед и пошевелите пальцами, как сороконожка ногами. Очень быстро поработайте пальцами в воздухе, вверх, вниз, в одну сторону, в другую сторону… А теперь хорошенько спрячьте пальцы в кулачках, так чтобы никто не смог их увидеть. Они должны полностью скрыться. Никто не должен их больше видеть! Мы сможем их найти, только если позовем сыщика. Теперь выпустите свои пальцы наружу. Покажите им весь белый свет, чтобы они сказали: «Мы уже бывали здесь прежде!» Потяните растопыренные пальцы, превращая каждую кисть в красивую звездочку… Теперь поднимите руки высоко вверх и скажите потолку нашей комнаты: «Добрый день, это я». Помашите другому ребенку обеими руками и скажите: «Привет, это я». Теперь положите руки на колени и дайте им перевести дух; пусть отдохнут ваши мизинцы; пусть отдохнут безымянные пальцы; средние пальцы пусть отдохнут; пусть отдыхают указательные пальцы; и, наконец, пусть отдохнет ваш красивый гибкий большой палец.

Занятие 2.

1. Игра «Маленькие солнышки». См. тему 2.

2. Игра «Запомни пару». Детям медленно зачитывается 10 пар слов для запоминания: книга-окно, ручка-тучка, вилка-дело, сосна-ложка, спина-лампа, корова-стол, ящик-палец, число-крыша, ножик-лето, корзина-свеча. Затем зачитывается лишь первое слово каждой пары, а ребенок припоминает второе слово.

3. Игра «Запомни свое место». В зале каждый ребенок запоминает «свое место». Например, у одного ребенка это место угол, у другого стул, у третьего – окно у двери, у четвертого – центр зала т д. Затем все дети собираются в группу, около ведущего и ждут команды. По команде ведущего «Место!» они разбегаются по своим местам, водящий проверяет правильное выполнение задания.

4. Прощание. Сесть в круг и попрощаться с каждым участником.

 

2.5 Тема 5 «Развитие образной памяти».

Занятие 1.

1. Игра «Звезда». В этой игре дети должны все вместе изображать звезду, которая медленно движется. Дети учатся объединяться друг с другом и двигаться вместе так, чтобы при этом сохранялась форма звезды.

Инструкция детям. Распределитесь по комнате так, чтобы между вами было достаточно пространства. Представьте, что вы — небесные звезды, которые светят и красиво блестят. Разведите руки в стороны и покажите мне, как каждая звезда медленно вращается, стоя на месте... Теперь остановитесь и покажите мне, как одна звезда движется к другой... Я хочу видеть только красивые звезды, которые медленно перемешаются из стороны в сторону... Хорошо у вас получается! А теперь я хочу посмотреть, можете ли вы сделать одну большую звезду. Станьте в круг друг за другом. Сделайте круг столь тесным, чтобы вы могли вытянуть руки в центр круга и коснуться рук других детей.

2. Игра «Представьте себе». Предлагается закрыть глаза и представить следующие картины: 1) красная роза; 2) собака, виляющая хвостом; 3) муха в супе; 4) шоколадное печенье в коробке; 5) молния в темноте; 6) пятно на новой кофте; 7) капли, сверкающие на солнце; 8) страшный крик  в ночи; 9) радуга во время дождя.  Детям необходимо вспомнить и зарисовать название визуальных картинок. Проверить правильность воспроизведенных образов.

3. Игра «Запомни эмоции». Ведущий стоит перед группой детей, у которых на лицах  выражены разные виды эмоций, он запоминает их и отворачивается, в этот момент один ребенок меняет выражение лица, когда ведущий разворачивается к детям, то он должен угадать, кто  изменил выражение лица.

4. Релаксация «Мороженое». Тема 3 занятие 1.

Занятие 2.

1. Игра «Смешанные лица». Сядьте в круг. Виктор начнет нашу игру. Он поворачивается к соседу, смотрит ему в глаза и корчит смешную рожицу. Тот показывает смешную рожицу своему соседу и так далее. Смешное лицо отправляется путешествовать по кругу. Но Виктор на этом не останавливается. Он поворачивается к другому соседу и корчит рожицу, но уже другую. Новое смешное лицо тоже передается по кругу, но в обратном направлении.

2. Игра «Что вам запомнилось». Закройте глаза и вообразите следующие картины: Коробка конфет. Коробка конфет на столе. Коробка конфет на верхней полке.  Ребенок на скамейке. Ребенок с мамой сидят  на скамейке. Плачущий ребенок на скамейке. Птичка, клюющая корм в саду. Птичка, купающаяся в луже. Птичка, спасающаяся от кошки.   Расскажите, что вам запомнилось».

3. Игра «Запомни и нарисуй». Детям зачитывается с установкой на запоминание 10 слов: книга, луна, звон, мед, вода, окно, лед, день, гром, брат.                                      Детям предлагается к каждому слову сделать рисунок, который бы помог ему, потом вспомнить эти слова.

4. Игра «Запомни фигуры по цвету». Детям предлагается для запоминания 5 карточек разного цвета с изображенными на них значками (цифры, буквы, геометрические фигуры). Время запоминания - 15 сек. Далее на пустых бланках детям нужно самостоятельно воспроизвести увиденное.

5. Релаксация «Макароны». Тема 2.

Занятие 3.

1. «Назови имя» По кругу назвать имя и придумать прилагательное.

2. Игра «Фигуры по порядку». Детям предлагается карточка с  четырьмя геометрическими фигурами в ряд. Время демонстрации одной карточки — 10 секунд. После демонстрации одной из карточек следует попросить ребенка нарисовать фигуры в той последовательности, в которой они были изображены на карточке.

3. Игра «Придумай рассказ». Детям предлагается составить рассказ по таблице с геометрическими фигурами. Затем, взрослый зачитывает рассказ, а дети на пустом бланке зарисовывают фигуры.

4. Игра «Разведчики». Из группы выбирается «разведчик» и «командир», остальные - «отряд». В комнате хаотично расставлены стулья. «Разведчик» ходит между стульями с разных сторон. «Командир» наблюдает за действиями «разведчика». Затем проводит отряд по тому пути, который был ему показан «разведчиком». Потом второй «разведчик» показывает новый путь и другой «командир» повторяет его.

5. Прощание в кругу с каждым по очереди.

 

2.6 Тема 6 «Развитие кратковременной памяти».

Занятие 1.

1. Приветствие. Здороваемся друг с другом за руку.

2. Игра «Запомни и нарисуй». Детям зачитывается с установкой на запоминание 10 слов: книга, луна, звон, мед, вода, окно, лед, день, гром, брат.                                      Детям предлагается к каждому слову сделать рисунок, который бы помог ему, потом вспомнить эти слова.

3. Игра «Запомни пару». Детям медленно зачитывается 10 пар слов для запоминания: книга-окно, ручка-тучка, вилка-дело, сосна-ложка, спина-лампа, корова-стол, ящик-палец, число-крыша, ножик-лето, корзина-свеча. Затем зачитывается лишь первое слово каждой пары, а ребенок припоминает второе слово.

4. Релаксация «Пальцы прячутся». Тема 4 занятие 1.

Занятие 2.

1. Ритуал начала занятия. Игра «Привет!». Тема 3 Занятие 2.

2. Игра «Запомни 10 слов». Детям называются 10 слов для запоминания: ночь, лес, дом, окно, кот, стол, пирог, звон, игла, огонь. Детям предлагается составить рассказ из 10 слов.

3. Игра «Собираем букет». Первый участник собирает 1 цве-ток в букет. Второй повторяет и добавляет свой. Третий повторяет 2 цветка и добавляет в букет свой цветок и  т. д.

4. Релаксация «Могучий лев». Тема 3 Занятие 2.

 

2.7 Тема 7 «Развитие концентрации, объема и переключения внимания».

Занятие 1.

1. Приветствие «Передай улыбку». Дети садятся в круг, по очереди соединяют ладошки и улыбаются друг другу.

2. Игра «Поставь пальчик». Оборудование:16 картинок с изображением овощей и фруктов; коврики (по количеству детей). Коврики, на которых будут сидеть дети, располагаются в виде лепестков цветка. В центре «цветка» выкладываются 6-10 картинок изображением вверх так, чтобы они не касались друг друга. Дети занимают свои места. Звучит команда «Внимание!», затем называется какая-то из картинок, например: «Яблоко». Цель первым ставит пальчик на картинку.

3. Игра «Найди выход из лабиринта». Каждому ребенку дается карточка с лабиринтом и карандаш. Задание карандашом провести до выхода.

4. Игра «Лиса с лисятами и сокол». Выбираются «лиса» и «сокол». «Сокол» уходит в укрытие и наблюдает за играющими. Ребенок, который изображает лису, ведет за собой «лисят» и проделывает при этом постоянно меняющиеся движения. «Лисята» в точности их повторяют. Кто не успевает повторить, того «сокол» забирает к себе в укрытие. Выигрывает оставшийся с мамой «лисенок».

5. Прощание. Сесть в круг и попрощаться с каждым участником.

Занятие 2.

1. Игра «Где ты?». Тема 3 Занятие 1.

2. Игра с палочками «Повторяй за мной!». Каждому ребенку выдается одинаковое количество счетных палочек. Все садятся в круг, и ведущий начинает игру. Выкладывает из счетных палочек произвольную композицию. Пусть дети смотрят и запоминают. Затем композиция закрывается листом бумаги, детям надо будет сложить из своих палочек такую же фигуру. Если все смогли повторить, роль ведущего переходит к следующему игроку.

3. Задание «Зашифрованные слова». На столе перед каждым ребенком находятся карточка к заданию и простой карандаш.

Психолог предлагает детям, используя «ключ» (алфавит, данный в верхней части карточки), «расшифровать» (записать) и прочитать слова. В зависимости от темпа работы дети могут «расшифровать» от одного до четырех-пяти слов.

4. Ритуал прощания. Подводится итог занятия (что запомнилось, что понравилось) улыбнитесь друг-другу и пожелайте добра.

Занятие 3.

1. Игра «Кого нет?» Все вместе сядьте в круг на пол. Один ребенок выходит за дверь примерно на минуту и ждет. Другой ребенок в это время прячется в комнате. Затем первый ребенок возвращается и осматривает всю группу, чтобы понять, кто отсутствует. Когда он определяет, кого нет, он должен его назвать. Если он не может вспомнить имя, он может описать этого ребенка.

2. Задания «Соедини точки и увидишь рисунок». Каждому ребенку дается карточка с точками, соединив которые они получат рисунок.

3. Упражнение «Ладошки». Участники садятся в круг и кладут ладони на колени соседей: правую ладонь на левое колено соседа справа, а левую ладонь на правое колено соседа слева. Смысл игры заключается в том, чтобы ладошки поднимались поочередно, т.е. пробегала "волна" из поднимающихся ладошек. После предварительной тренировки ладошки, поднятые не вовремя или не поднятые в нужный момент, выбывают из игры.

4. Игра «Найди отличия». Найти 10 отличий на двух, казалось бы, одинаковых картинках.

5. Релаксация «Могучий лев». Тема 3 Занятие 2.

Занятие 4.

1. Игра «Назови имя». Дети по очереди называют свое имя и придумывают прилагательное.

2. Игра « Пишущая машинка». Каждому играющему присваивается название буквы алфавита. Затем придумывается слово или фраза из двух-трех слов. По сигналу дети начинают печатать: первая буква слова хлопает в ладоши, затем вторая и т.д. Когда слово целиком напечатано, все дети хлопают в ладоши.

3. Игра «Лови - не лови». Ребята становятся в круг. У играющих два мяча, которыми они перебрасываются, - светлый и темный. Светлый мяч нужно ловить всегда, а темный только тогда, когда его бросают молча. Если бросающий темный мяч говорит: “Лови”, ловить нельзя. Пытающийся поймать мяч выбывает из игры.

4. Игра «Графические ряды». Каждому ребенку дается карточка с нарисованными рядами предметов, геометрических фигур, которые надо закончить.

5. Ритуал прощания. Подводится итог занятия (что запомнилось, что понравилось) улыбнитесь друг-другу и пожелайте добра.

 

2.8 Тема 8 «Развитие слухового внимания».

Занятие 1.

1. Игра «Маленькие солнышки». См. тему 2.

2. Задание «Нарисуй и зачеркни». На столе перед каждым ребенком находится лист бумаги и простой карандаш. Психолог предлагает детям:

а) нарисовать три треугольника, один квадрат, один круг и зачеркнуть первую фигуру;

б) нарисовать два круга, два треугольника, один овал и зачеркнуть четвертую фигуру;

в) нарисовать один прямоугольник, два овала, три квадрата и зачеркнуть шестую фигуру.

3. Игра «4-й лишний» (вербальный вариант). Дети сидят в кружок. Ведущий бросает мяч ребенку и называет 4 предмета, 3 из которых относятся к одному общему понятию. Ребенок должен определить лишний предмет, т.е. не подходящий к остальным, назвать его и вернуть мяч ведущему.

Варианты слов:

1.  стол, стул, кровать, чайник;

2.  лошадь, кошка, собака, щука;

3.  елка, береза, дуб, земляника;

4.  огурец, репа, морковь, заяц;

5.  блокнот, газета, тетрадь, портфель.

4. Релаксация «Макароны». Тема 2.

Занятие 2.

1. Игра «Смешанные лица». Тема 5 занятие 2.

2. Игра «Слушай хлопки». Психолог просит детей изобразить с помощью жестов ветер и снег. Дети поочередно выполняют задание. Самые выразительные жесты предлагается повторить и запомнить всем участникам игры. Затем психолог договаривается с детьми, что на один хлопок они будут изображать ветер, на два — снег, на три — встанут в круг. Включается музыка, дети танцуют. Когда музыка остановится и прозвучит определенное количество хлопков, дети должны быстро выполнить соответствующее движение.

3. Игра «Будь внимателен». Психолог просит детей изобразить с помощью выразительных движений кенгуру, кузнечика, лягушку. Дети поочередно выполняют задание. Самые выразительные движения предлагается повторить и запомнить всем участникам игры. Затем включается музыка, дети движутся по кругу или танцуют. Когда музыка остановится и прозвучит команда (например: «Кенгуру!»), дети должны быстро выполнить соответствующее движение.

4. Игра «Запретное число». Психолог договаривается с детьми, что во время звучания музыки будут произноситься какие-то числа. Когда дети услышат число «восемь», они должны хлопнуть в ладоши. Затем включается музыка, дети идут по кругу. Психолог произносит, например: 2, 6, 9,10, 8, 3, 5, 7, 9, 12, 3,6, 8, 6, 9, 8 и т.д. На счет «восемь» дети хлопают в ладоши.

5. Прощание в кругу.

Занятие 3.

1. Приветствие «Передай улыбку». Дети садятся в круг, по очереди соединяют ладошки и улыбаются друг другу.

2. Игра «Четыре стихии». Играющие сидят по кругу и выполняют движения в соответствии со словами: "земля" - руки вниз, "вода" - вытянуть руки вперед, "воздух" - поднять руки вверх, "огонь" - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.

3. Игра «Послушай и воспроизведи». Ребенку предлагается воспроизводить по образцу, задаваемому взрослым, ритмичные удары палочкой по столу.

4. Игра «Испорченный телефон».  Дети сидят в ряд или по кругу. Ведущий произносит тихо (на ухо) рядом сидящему игроку какое-либо слово, тот передает его следующему и т.д. Слово должно дойти до последнего игрока. Ведущий спрашивает у последнего: «Какое ты услышал слово?» Если тот скажет слово, предложенное ведущим, значит, телефон исправен. Если же слово не то, водящий спрашивает всех по очереди (начиная с последнего), какое они услышали слово. Так узнают, какой игрок напутал, «испортил телефон». «Провинившийся» занимает место последнего игрока.

5. Релаксация «Могучий лев». Тема 3 Занятие 2.

 

 

2.9 Тема 9 «Развитие зрительного внимания».

Занятие 1.

1. Игра «Назови имя». Дети по очереди называют свое имя и придумывают прилагательное.

2. Игра «Выложи цифры». На столе перед каждым ребенком находится квадратный лист бумаги, разделенный на четыре клетки, и поднос с четырьмя карточками, на которых написаны цифры. Дети наблюдают за тем, как психолог располагает три демонстрационные карточки с цифрами в трех клетках. Дается время для запоминания — 5-6 секунд. Затем карточки с цифрами убираются (переворачиваются), и дети по памяти выкладывают те же цифры на своих листах.

3. Игра «Поезд». Выбирается водящий — «паровозик», остальные дети — «вагончики». «Вагончики» встают друг за другом. «Паровозик» внимательно смотрит на «вагончики» и старается запомнить их расположение. Потом он отворачивается, а психолог спрашивает: «Кто стоит на втором, третьем, четвертом месте?».

4. Игра «Найди два одинаковых предмета». Предлагается карточка с изображением пяти и более предметов, из которых два предмета одинаковые. Требуется найти одинаковые предметы, объяснить свой выбор.

5. Ритуал прощания. Подводится итог занятия (что запомнилось, что понравилось) улыбнитесь друг-другу и пожелайте добра.

Занятие 2.

1. Игра «Кого нет?». Один ребенок выходит за дверь примерно на минуту и ждет. Другой ребенок в это время прячется в комнате. Затем первый ребенок возвращается и осматривает всю группу, чтобы понять, кто отсутствует. Когда он определяет, кого нет, он должен его назвать.

2. Задание «Анализируем ряды». На столе перед каждым ребенком находится карточка к заданию и простой карандаш. Психолог предлагает детям:

а) продолжить ряд: 112,113,114 ...;

б) вычеркнуть лишнее число: 2,4, 6, 8,9,10,12;

в) вычеркнуть лишнюю фигуру.

3. Игра «Выкладывание узора». Ребенку предлагают выложить из мозаики (или палочек) по образцу букву, цифру, узор, силуэт и т.п.

4. Игра «Рисование по клеточкам». Ребенку дается лист в клеточку (крупную или мелкую), образец для рисования (орнамент или замкнутая фигура), карандаш. Необходимо перерисовать узор по клеточкам.

5. Релаксация «Пальцы прячутся». Тема 4 занятие 1.

Занятие 3.

1. Ритуал начала занятия. Игра «Привет!». Тема 3 Занятие 2.

2. Игра «Исключение лишнего». Предлагается карточка с изображением 4-5 предметов, один из которых отличается от остальных. Необходимо его найти.

3. Игра «Лабиринт». Пройти по лабиринту, прослеживая путь взором, в случае затруднения пальцем или карандашом.

4. Игра «Разведчики». Ребенку предлагается рассмотреть достаточно сложную сюжетную картинку и запомнить все детали. Затем взрослый задает вопросы по этой картинке, ребенок отвечает на них.

5. Релаксация «Мороженое». Тема 3 занятие 1.

 

2.10 Тема 10 «Развитие активного внимания».

Занятие 1.

1. Приветствие «Передай улыбку». Дети садятся в круг, по очереди соединяют ладошки и улыбаются друг другу.

2. Игра «Кто быстрее соберет?». Ведущий раскладывает 5 различных предметов на столе. Игроку завязывают глаза, и он должен быстро (не дольше, чем за 1 мин.) собрать все эти предметы в том порядке, который укажет ему ведущий.

3. Игра «Съедобное – несъедобное». Процедура игры. Дети садятся в круг. Ведущий говорит задуманное им слово и бросает мяч своему соседу. Если слово обозначает еду (фрукты, овощи, сладости, молочные, мясные и другие продукты), то ребенок, которому бросили мяч, должен поймать его (“съесть”). Если слово обозначает несъедобные предметы, то мяч не ловится. Если ребенок справился с заданием, то он становится ведущим и называет свое задуманное слово другому ребенку, и бросает мяч.

4. Релаксация «Могучий лев». Тема 3 Занятие 2.

Занятие 2.

1. Игра «Назови имя». Дети по очереди называют свое имя и придумывают прилагательное.

2. Игра «Карлики и великаны». Дети садятся или становятся полукругом. Ведущий называет предметы. Если слово означает что-то довольно большое, то дети становятся на носочки и поднимают руки вверх, а если наоборот, что-то очень маленькое (например, иголка, мышка), то дети садятся на корточки. Ведущий может сознательно ошибаться, а многие ребята непроизвольно, в силу подражания, будут повторять действия ведущего. Необходимо выполнять правильно, кто ошибается – выбывает из игры. И так до тех пор, пока не останутся 2-3 человека. Аналогично можно играть в игру “Летает – не летает”.

3. Игра «Слушай звуки!». Дети идут по кругу. Звучит низкий звук – и дети становятся в позу «плакучей ивы»: ноги на ширине плеч, руки слегка разведены в локтях и висят, голова наклонена к левому плечу. На высокий звук дети становятся в позу тополя: пятки вместе, носки врозь, ноги прямые, руки подняты вверх, голова запрокинута назад, смотреть на кончики пальцев рук.

4. Ритуал прощания. Подводится итог занятия (что запомнилось, что понравилось) улыбнитесь друг-другу и пожелайте добра.

   

Форма работы – групповая, численность детей 8-10 чел.

Тактика и поведение психолога во время проведения занятий, как директивная, так и не директивная.

 

2.11 Диагностика

Диагностика внимания.

 А.А. Осипова и Л.И. Малашинская «Оценка уровня развития произвольного внимания».

Цель: выявление уровня развития устойчивости, объема и распределения произвольного внимания.

Описание методики: ребенку предлагается выполнить задание в три этапа. На 1-м этапе ребенок по образцу вписывает знаки в геометрические фигуры. На 2-м этапе – зачеркивает и обводит два определенных предмета из четырех по указанию взрослого. На 3-м этапе – зачеркивает во всех фигурках нарисованных насекомых. Уровень развития произвольного внимания определяется по сумме результатов трех отдельно обработанных этапов работы.

Оборудование: три листа: 1) изображение геометрических  фигур; 2) образ реальных предметов – рыбка, воздушный шарик, яблоко и арбуз; 3) набор знакомых геометрических фигур, в двух из которых обозначены мухи и гусеницы. В каждом листе 10 рядов фигур (по 10 в каждом ряду). Верхние четыре фигуры – это образец работы для испытуемого, простой карандаш, часы с секундной стрелкой, протокол для фиксации параметров.

Нормативы:

Уровень развития произвольного внимания

Время заполнения

Количество ошибок

Баллы

Очень высокий

1 мин. 15 сек.

         -

        10

Высокий

1 мин. 45 сек.

         2

       8-9

Средний

1 мин. 50 сек.

         3

       6-7

Ниже среднего

2 мин. 10 сек.

         6

       4-5

Низкий

Более 2 мин. 10 сек.

    Более 6

       1-3

Диагностика памяти.

Методика «Запоминание 10 слов» (методика А.Р. Лурии)

Цель: Анализируется состояние памяти (опосредованного запоминания), утомляемости, активного внимания.

Инструкция: «Я прочту 10 слов. Ты должен постараться их запомнить, и, как только я закончу, сразу их повторить». Повторять можно в любом порядке. Слова: лес, хлеб, окно, стул, вода, брат, конь, гриб, игла, мед.

«Теперь я снова скажу тебе слова, и ты опять должен повторить их. Те, которые ты уже называл, и те, которые в первый раз пропустил».

Оценка результатов:

5 баллов - 10 слов за 5 или меньше попыток.4 балла - 8-9 слов воспроизвел за 5 попыток.3 балла - 6-7 слов.2 балла - 4-5 слов.1 балл - не более 3 слов.

         Диагностика проводится дважды, перед началом курса и в завершении. Обследование лучше проводить в утренние часы, пока дети полны сил и желание заниматься, во второй половине дня у большинства детей наступает утомление, и дети часто не хотят заниматься или выполняют задания с нежеланием.

 

 

 

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

 

Временные и материальные ресурсы.

         Занятия проводятся в первой половине дня, пока дети не устали. Учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей в группе.

Организация пространства – просторная комната со столами и стульями, и свободным пространством.

Для успешного проведения занятий психолог должен предварительно подготовить весь подсобный, раздаточный  материал, включая и музыкальное сопровождение.

Требования к квалификации педагога. Педагог реализующий программу должен иметь психологическое образование.

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.Азаров, Ю. П. Игра в дошкольном возрасте / Ю. П. Азаров. – М.: Мысль, 2000.

2.Венгер Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1989.

3.Выготский Л.С. Психология. – М., 2000.

4.Выгодский Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте. Хрестоматия по вниманию. - М. 1976.

5.Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. - М.: Тривола.

6.Дубровина И.В. «Руководство практического психолога. Готовность к школе: развивающая программа». – М.: 1995 г.

7.Запорожец А.В., Эльконин Д.Б. Психология детей дошкольного возраста: Развитие познавательных процессов. - М., 2001

8.Истратова О.Н. Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники / О.Н. Истратова. – Ростов на Дону: Феникс, 2007. 

9.Осипова А.А. Диагностика и коррекция внимания. Программа для детей 5-9 лет. М., 2001.

10.Панфилова М.А. Игротерапия общения / Методическое пособие для воспитателей и методистов дошкольных учреждений/ Под научной редакцией В.М. Аспапова, канд. психол. наук, доцента. М.: О-во “Знание” России, М.,1995 .

11.Смирнов А.А. «Хрестоматия по общей психологии». М. 1979 г.

 

 





ОБСУЖДЕНИЕ


Комментариев пока нет

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться









  Copyright © 2berega.spb.ru, ПроШколу.ру, 2007-2021. Все права защищены.   Контакты
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



`Про школу`, Ольга Вадимовна - это особый интернет ресурс. Постоянные пользователи рассматривают и используют здесь абсолютно всё для своего общения.))
В своем блоге, конечно, вы можете публиковать статьи, указывая автора, создавать собственные темы для обмена опытом. Я не читала статью, размещенную выше. Возможно, что ваши читатели ещё в пути.
Я новичок на этом сайте. И как мне кажется, блог для того и нужен, чтобы вести свои статьи и делиться опытом, а не для общения. Если вы прочитали мою статью, значит ознакомятся и другие.
Спасибо большое за информацию!
Очень познавательная информация ,спасибо большое!
Спасибо огромное за информацию!