«ИЗОТЕРАПИЯ - КАК НЕТРАДИЦИОННАЯ ФОРМА РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Изотерапия – терапия изобразительным творчеством, в первую
очередь рисованием Изобразительное творчество позволяет ребенку ощутить и
понять самого себя; выразить свободно мысли и чувства, мечты и надежды; быть
самим собой.
В современном мире человек постоянно подвергается нервным
перегрузкам. К перенапряжению нервной системы, неврозам и психосоматическим
заболеваниям приводят негативные переживания, которые не всегда могут быть
выражены в социально приемлемой форме. Стресс оказывает влияние на все сферы
жизни человека, в том числе на учебную и производственную деятельности, на
взаимоотношения в семье. Особенно подвержены стрессовым ситуациям дети,
подростки, люди с ограниченными возможностями здоровья. Это связано с
патологически протекающими возрастными кризисами, неправильным воспитанием,
непониманием со стороны окружающих, современной проблемой – зависимостью от
различных гаджетов и других электронных устройств.
Дошкольный возраст - важнейший период жизни человека, когда
формируются основные личностные характеристики, мировоззрение, отношение к себе
и окружающим. Ребенок активно познает мир и отражает его в своей естественной
деятельности – игре и рисунке. Наиболее яркие возможности для самовыражения
детей представляет изобразительное творчество.
Рисунок для человека – это удивительное средство общения с
самим собой, форма свидания со своей душой и возможность экскурсии в «музей»
своих тонких миров желаний и фантазий. Когда рисуешь, весь мир отодвигается за
скобки сознания, и ты создаешь свою реальность, именно свою, и это как раз
главное показание к тому, чтобы рисовать просто так: смело и без оглядки на
мастерство пропорций и перспектив.
В своей практической деятельности я использую детский
рисунок, как в диагностике, так и в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками,
имеющими проблемы в эмоционально-волевой сфере (высокая тревожность, агрессия,
низкая самооценка, робость, застенчивость). Именно в рисунке отражаются не
только уровень развития графических навыков и овладение техникой рисования, но
и характеристики интеллектуального развития, особенности личности и характера,
а также особенности межличностных отношений. На мой взгляд, ценность изотерапии
заключается в том, что техники и приемы могут использоваться в индивидуальной и
групповой работе с дошкольниками почти всех возрастных групп.
В течение учебного года я проводила занятия по
изобразительной деятельности с детьми дошкольного возраста, с применением
изотерапевтических техник, которые способствовали коррекции агрессии,
тревожности, общительности. После повторной диагностики результаты изменились:
снизилось проявление негативных эмоций, тревожность, повысились самооценка,
общительность и оптимизм детей.
Нельзя не согласиться, что изотерапия создает положительный
эмоциональный настрой у детей, облегчает процесс коммуникации со сверстниками,
укрепляет культурную идентичность ребенка, развивает чувство внутреннего
контроля, способствует творческому самовыражению, развитию воображения,
эстетического опыта и социализации ребенка.
Какие же цели и задачи я ставлю в работе с дошкольниками,
используя изотерапию?
Цель: Помочь ребенку начать осознавать себя и существование
в своем мире.
Задачи:
создать условия для свободного экспериментирования с
художественными материалами и инструментами.
обогащать индивидуального художественно-эстетического опыта.
стимулировать активность, самостоятельность, инициативу
детей в придумывании содержания и способов изображения.
поддерживать стремление детей видеть в окружающем мире
красивые предметы и явления.
формировать собственное мировоззрение, отношение к себе и
окружающим.
воспитание гармоничной личности, умеющей свободно
адаптироваться в социуме.
Для достижения поставленных цели и задач необходимы
следующие условия подбора техник и приемов создания изображений:
Условие 1. Техники и приемы должны подбираться по принципу
простоты и эффектности.
Условие 2. Интересными и привлекательными должны быть и
процесс создания изображения, и результат.
Условие 3. Изобразительные техники и способы должны быть
нетрадиционными.
Приемы работы
Живопись пальцами; рисование окрашенной нитью; рисование
мыльными пузырями; рисование трафаретом с помощью поролона; рисование
набрызгом; монотипия; рисование смятой бумагой и др. техники нетрадиционного
рисования.
Виды изотерапевтической активности.
наблюдение за комментируемой изобразительной деятельностью
совместная исследовательская игра с материалами и
инструментами для изобразительной деятельности
совместное рассматривание и ощупывание объектов и
изображений
совместная изобразительная игровая деятельность,
сопровождаемая общением.
Рисование - это процесс созидательный, а созидать, не
разрушать, как себя, так и других. Рисованием создаётся ощущения полного
погружения в процесс, а это с родни медитации и релаксации, что очень полезно в
нашем суетном мире. Рисунок в символической форме дает место всем нашим
переживаниям, проблемам и трудностям, обеспечивает активное взаимодействие с
любой сложной для принятия ситуацией в удобном виде и форме для самого
человека. Творчество обеспечивает ощущения контакта с миром своих фантазий и
аллюзий, дает возможность определить внутреннюю реальность. Рисунок - это
универсальная форма для самоподзарядки, дополнительные силы и возможности
приходят в процессе творческой деятельности и обеспечивают достаточной
активностью для изменения реальности. Рисование прекрасная форма дарования себя
миру, обеспечивает потребность человека делиться, отдавать, помогать,
вдохновлять. Через творчество легче реализовать стремления к гармоничному
единству: любви к себе, к людям, любви к миру.
Рисунок обеспечивает соотношение порядка и его отсутствия,
что всегда считалось главной характеристикой гармонии. Если говорить обобщенно,
то структурирования внутреннего хаоса в процессе творческой деятельности дает
возможность гармонизировать как внутренний, так и внешний мир. Рисунок – это
цвет и форма, а разнообразие дает ощущение радости, ну и создания нового тоже
очень значимо для позитивного состояния человека.
Правила изотерапии.
Чтобы не происходило в твоей жизни – просто рисуй:
мечтаешь или сомневаешься – рисуй;
расслабленный или напряженный – рисуй;
скучно или занят – рисуй;
весело или грустно – рисуй;
страшно или смело – рисуй;
радостно или печально – рисуй;
тяжело или слишком легко – рисуй;
устал или отдыхаешь – рисуй;
одиноко или со всем миром сразу – рисуй.
Из всего вышесказанного хочется сделать следующие выводы:
Изотерапия позволяет детям самовыразиться. С помощью
изотерапии они преодолевают страхи и застенчивость, улучшается их эмоциональный
настрой, снижаются эмоциональное напряжение, агрессивность, тревожность, и
улучшается психологический климат в коллективе. Таким образом, использование
нетрадиционных техник рисования в работе с детьми - это огромная возможность
для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное
развиваться.