( из опыта работы)
МО учителей начальных классов МОУ СОШ № 5 г.Мурманск
Цель: формирование ключевых компетенций учащихся
Задачи:
Изучить педагогические, психологические, методические
литературные источники по проблеме;
Исследовать актуальность проблемы в рамках нашей школы;
Выявить наиболее продуктивную технологию для достижения
поставленной цели;
Изучить теоретические основы новой технологии;
Выявить наиболее приемлемую форму введения метода проектов;
Ознакомить учащихся с проектной деятельностью, через
разработку коллективных учебных проектов во внеклассной работе;
Исследовать результативность применения метода проектов,
через внеклассную деятельность;
Использовать метод проектов в классно-урочной деятельности.
Актуальность:
«… Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение
со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения,
творчества и конкретного участия …»
В. Гузеев
Этапы работы:
Теоретический
Практический:
- коллективный проект во внеклассной работе;
- урок в режиме проектного обучения;
- опытно-экспериментальная работа.
Теоретические сведения о методе проектов
Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных
технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся,
умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в
информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Разработка проекта
I этап: «Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы)
II этап: Сбор и обработка информации
III этап: Разработка собственного варианта решения проблемы:
актуальность и важность данной проблемы;
анализ разнообразной информации;
программа действий;
разработка варианта реализации своей программы.
IV этап: Реализация плана действий (проекта)
V этап: Подготовка к защите проекта ( учащиеся делятся на
группы)
представляют проект на конференции
оформляют портфолио
готовят стендовую защиту
разрабатывают электронную презентацию и т.д.
VI этап: Презентация проекта ( для младших школьников
применимы все виды представления проекта: доклад-защита, инсценировка,
электронная презентация и т.д.)
VII этап: Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной
работы, свои впечатления).
Банк проектов
"Путешествие Капельки"
"Пернатые друзья"
"Осторожно, зима!"
"Охрана зрения"
"Я хочу, чтобы мой город был чистым!"
"Путешествие ботаника вокруг школы"
"О Жучках и Мурках"
Урок в режиме проектного обучения
Этапы работы методом проектов:
Мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает
положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные
идеи);
Планирующий – подготовительный (определяются тема и цели
проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются
критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной
деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием
ученической самостоятельности);
Информационно-операционный (ученики: собирают материал,
работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект;
учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным
источником);
Рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты,
участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и
процесса работы, осуществляют устную и письменную самооценку, учитель выступает
участником коллективной оценочной деятельности).
Опытно-экспериментальная работа
Участие в региональном эксперименте «От информационной
культуры учителя к информационной культуре ученика»
Обучение на курсах в МОИПКРО «Информационная культура
учителя»
Защита учебных проектов по программе Intel «Обучение для
будущего»
Обобщение и представление опыта работы МО учителей начальных
классов:
На областной научно-практической конференции «Единое
пространство детства: гуманизация и интеграция»
На городском семинаре «Использование проектной технологии в
формировании познавательной самостоятельности учащихся» в рамках недели «Уроки
педагогического мастерства»
ИНТЕРНЕТ (FTP://PROEKT2009:[email protected])
Вывод:
Таким образом, нам удалось повысить степень
самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной
мотивированности; способствовать развитию социальных навыков школьников в
процессе групповых взаимодействий, приобретению детьми опыта
исследовательско-творческой деятельности.
|