Доклад `Нечёткая истина` - Юрий Михайлович Малышев
 
 

Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?


ГЛАВНАЯ

ШКОЛЫ

ДЕТСАДЫ

КУЛЬТУРА, СПОРТ ...

КАРТА

БИБЛИОТЕКА

СООБЩЕСТВА

КОНКУРСЫ











Юрий Михайлович Малышев


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Юрий Михайлович Малышев / Блог / Доклад `Нечёткая истина`


ЗАПИСЬ #21

КОММЕНТАРИИ (10)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


02 ноября 2018, 22:12, автор - хозяин блога
Юрий Михайлович Малышев

Доклад `Нечёткая истина`

" "cloud.mail.ru/public/3N8Z/dgdHrorJi XI - 13-14 2018 . : 30/32 . 2047 .3033. " " cloud.mail.ru/public/626x/GspFJ1srE
Вот развёрнутая публикация доклада: https://alley-science.ru/domains_data/files/05January2019/NEChYoTKAYa%20ISTINA.pdf


Тэги: нечёткая гносеология



ОБСУЖДЕНИЕ


Александр Владимирович Серолапкин2018-11-03 03:11:40 - Александр Владимирович Серолапкин
`Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь;
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверюшку`.
Инна Викторовна Полякова2018-11-03 11:26:57 - Инна Викторовна Полякова
`Что есть истина?` (Понтий Пилат)
Юрий Михайлович Малышев2018-11-07 01:47:51 - Юрий Михайлович Малышев
доклад `Нечёткая истина` 14 ноября 2018 (среда) - ауд. 422 СПбГЭУ по адресу ул. Марата 27 на вечернем заседании: `ПОИСК ИСТИНЫ В КОНТЕКСТЕ ВСЕОБЩИХ КУЛЬТУРНО - ИСТОРИЧЕСКИХ ФОРМ` .
Проход в здание по списку участников на вахте и по документу, удостоверяющему личность.

Александр Владимирович - нечёткость в искусстве торжествует давно, в математике - более полувека. Спрашивается: почему до сих пор нет нечёткой гносеологии (теории познания)!?.
Александр Владимирович Серолапкин2018-11-07 01:58:13 - Александр Владимирович Серолапкин
Я прочитал доклад...
Философии много, математики не так уж.
Принципиально нового там что ?
Какие идеи можно было бы выделить ?
Юрий Михайлович Малышев2018-11-07 02:12:30 - Юрий Михайлович Малышев
Принципиально новым является сам концепт нечёткой истины. Статью и доклад можно рассматривать как введение в нечёткую гносеологию. Вместе с нечёткой онтологией, изложенной в предыдущих работах, она образует философскую систему, в которой не хватает одного существенного элемента, а именно: нечёткой аксиологии (не говоря уже о деталях, дискуссионных моментах, многочисленных эвристиках и приложениях).

Инна Викторовна, меня просили покороче и не касаться религии, поэтому я убрал из статьи: `В христианстве провозглашается абсолютной истиной Бог, который сам открывается человеку. В христологии утверждается, что две природы божественная и человеческая пребывают в единой ипостаси Иисуса Христа нераздельно и неслиянно, то есть не смешиваются и не существуют отдельно, но взаимно проникают друг в друга [11]. Вера в Бога и вера в человека последовательно проведенные и до конца осуществленные сходятся в единой полной и всецелой истине Богочеловечества [12]. Это образ-мечта, сопровождающая человечество, стремящееся к истине смыслу собственного существования и свободе [13, с.30-31]. Истина эта по природе своей Богочеловеческая конечно-бесконечная, локально-нелокальная истина веры, надежды, любви нечёткая как по составляющим, так и по области определения её. В различных исторических, социальных ситуациях она может проявляться по-разному. В творении мира и человека как божественная с коэффициентом божественности 1; в непорочном зачатии, рождении, земной жизни, явлениях народу, проповедях вероучения, распятии, страстях и смерти как богочеловеческая с коэффициентом человечности асимптотически приближающимся к 1. И в случае воскресения опять устремлённая к божественной 1! В учении о Троице говорится, что Бог существуют в трёх Лицах: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой, что также можно трактовать как сущностную нечёткость существования в человекомерных терминах.
Если же коснуться такой удивительной религии-мировосприятия, как индуизм, то сразу бросается в глаза его фундаментальная нечёткость, которая в сочетании с гибкостью, открытостью, незавершённостью, обновляемостью, пополняемостью новыми знаниями (в том числе научными, философскими) придаёт ему необычайную устойчивость и вместе с тем историческую перспективу, стремление заполнить собой весь мир. Нечёткость индуизма обнаруживается по разным основаниям. Прежде всего, спрашивается: религия это или не религия (может быть, образ жизни или её путь)? Если религия, то одна или их много? Есть канон или его нет (насколько он зыбок, пополняем)? Многобожие или один Бог (присутствующий, проявляющийся в разных ипостасях, сущностях)?.. Единого пути нет. Следовательно, никаких сект, ересей быть не может. Новое органично сочетается со старым. Утверждается, что на каком бы пути ты ни приблизился к Богу, Он встречает тебя на полдороге... Душа есть во всём. Это Абсолют, который разлит, присутствует во всём И человек, это душа, обладающая телом. Так или иначе, идея бога не центральная в индуизме. Отцов-основоположников пусть даже мифических нет. Церкви тоже нет, но есть домашние молельни, в которых встречаются, находятся самые различные боги, символы, наименования. Тотальное мировосприятие тоже есть. Причём существенно отличающееся от условно европейского. Характеризуя крайнюю поляризацию мировосприятия европейцев и индусов, Рыбаков приводит выразительный фрагмент диалога. На ироническую реплику представителя авраамических религий: Да знаем мы вашу религию! По-вашему, и у кошки душа есть!.. убеждённый в истинности своего космического вероучения индус риторически замечает: `А что же у неё!?.` [14]. Очевидно, вопрос о наличии или отсутствии души у кошки не может быть решён в рамках формальной логики, универсально и общезначимо, поскольку смысл понятия душа многозначен, нечёток, в разных контекстах меняет свой объём и содержание.
Мы уже не говорим о сомневающихся, нечётких верующих, удивительным образом совмещающих в своём сознании различные представления, в том числе прямо противоположные, крайне противоречивые, о суевериях, инопланетянах и других околонаучных верованиях, замаскированных под научные концепции, которые также присутствуют в общественном сознании. Всё это можно было бы отнести к слабостям и несовершенству человеческой природы, но ведь такая вера продолжается в истории веками и даже тысячелетиями!.. Другой истории и другого человека в ней, мы не знаем`
Литература
11. Нераздельно неслиянно: чудо воплощения Иисуса Христа. URL: imolod.ru/grow/3897.
12. Соловьёв В.С. Чтения о богочеловечестве. Чтение второе. URL: http://lib.ru/HRISTIAN/SOLOWIEW/chteniya.txt; Институт Русской Цивилизации. Большая энциклопедия русского народа. Богочеловечество. URL: http://www.rusinst.ru/articletext.asp?rzd=1&id=206
13. Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010. URL: http://ponjatija.ru/node/5064
14.Рыбаков Р.Б. Индуизм как вызов европейскому религиоведению. URL: https://www.youtube.com/watch?v=eBN0ZRzah-I; https://vk.com/videos41891375?z=video-53003889_456239049%2Fpl_41891375_-2.
Спутник Nulllogica Миг2018-11-07 03:14:07 - Спутник Nulllogica Миг
Если люди начнут фотосинтезировать,то почему и нет.
А то одному рыбу дай,другому удочки.А кто рыбачить то будет.
Александр Владимирович Серолапкин2018-11-07 03:40:20 - Александр Владимирович Серолапкин
В одном широко известном в узких кругах тексте сказано:

``сомневаться в правомерности обращения к вам, как к разумной расе. Основой вашей логики являются понятия да-нет, как якобы реально существующие и многократно повторяющиеся при ступенчатом анализе любого сложного вопроса. При этом число ступеней в анализе конечно и чаще всего весьма мало. Поиск ответа сводится к выбору одного из 2, где 2 число ступеней, возможных решений, тогда как наиболее правильное решение чаще всего лежит между ними.

Вашим математикам будет понятна следующая аналогия: решение проблемы, появляющееся после решения частных опросов типа да-нет, аналогично выбору одной из вершин N-мерного куба, тогда как пространством возможных решений являются в первом приближении все точки N-мерного пространства. Если не уточнять, то реальная мерность пространства решений чаще всего определяется вами неверно и очень редко является на самом деле целочисленной.

Отсев ложных от истинных утверждений составляет, по самым завышенным оценкам, список из не более 3,9х10 в степени 37 утверждений, которые могут быть высказаны вами и соответствовали бы реальности.

Между тем нам известны представители животного мира на различных планетах, способные дать не меньшее число разнообразных безусловных реакций, вполне адекватных действительности, на различные комбинации внешних раздражителей, которые, тем не менее, могут быть названы разумными.

По-видимому, правильнее было бы считать Человечество не разумной, а потенциально разумной расой, поскольку ограниченность мышления все же не является у вас врожденной``.

http://mirtayn.ru/trete-poslanie-k-chelovechestvu-ot-kon/?_utl_t=lj
Юрий Михайлович Малышев2018-11-14 23:14:42 - Юрий Михайлович Малышев
Выступить - выступил, так себе, на 4, может быть, с плюсом в одном отношении и с минусом в другом, по обыкновению эмоционально, но как минимум оказался не понятым!.. Как обычно, новое воспринимается с трудом, ни в какую, а некоторыми - в штыки! Самым интересным, на мой взгляд, и неожиданным был вопрос (из зала): `Что такое чёткость?` Надо было ответить откровенно: иллюзия, мираж! Но я сказал помягче: `Частный, как правило, вырожденный случай, идеальный тип, вроде математического маятника`...

А ещё говорили, что нечёткое понятие - это оксиморóн ! Я возражал в том смысле, что всё зависит от экстраполяции понятия, границ его применимости. К примеру, пространство отдельно и время отдельно можно и нужно рассматривать и учитывать в классической механике Ньютона - Лапласа. А вот пространство-время Минковского или бестраекторное движение Гейзенберга, или существование `кота Шрёдингера` и т.п. - это уже нечёткие понятия, фиксирующие нечёткие события - нечёткие сущности, их свойства и отношения...
Елена Вильевна Кулак2018-11-15 07:22:47 - Елена Вильевна Кулак


Без названия
Вы можете нажать на это фото для перехода на его страницу

Без названия
Вы можете нажать на это фото для перехода на его страницу
Юрий Михайлович Малышев2018-11-28 23:47:28 - Юрий Михайлович Малышев
Благодарю, Елена Вильевна!




Коробочка хорошая, а вот эти `вездесущие` звёзды мне не нравятся, воспринимаю их как вариацию golden star... Откуда они вообще здесь, на русской почве, появились, Вы не знаете?.. Повсюду их у нас стараются навесить!.. А ведь надо понимать, что человек - это существо символическое, может быть, прежде всего символическое, живущие в мире символов, их сплачивающей тайны!..

`Нечёткая истина` (обновлённый вариант статьи) cloud.mail.ru/public/JTpK/KNo3db23X

Подытожим вышесказанное.

1.Онтологическая нечёткость выступает для нас как мера осуществлённости событий в данном модусе существования.
2.Следы нечёткой размерности, которая присутствует в сознании человека, проявляются в мифологии, религии, искусстве, философии, науке, в некоторых видах техники и технологии, способах деятельности, особенно в современной политике и экономике.
3.Теории вероятностей и статистические методы представляют собой язык перевода из одного модуса существования в другой: из модуса, в котором доминирует нечёткость, в модус существования, в котором доминирует чёткость. Это язык, на котором нечёткие объекты соотносятся с сущностями относительно чёткими, в том числе, с познающими субъектами.
4.В динамически нечётком сущем, в котором непрерывно идут процессы фазификации дефазификации, невозможна повторяемость событий (во всяком случае, в традиционно классическом её понимании) и, следовательно, абсолютная познаваемость сущего. Истина в таком сущем может быть по определению нечёткой, уникальной, неповторимой (моментальной, мгновенной, если угодно), нечётко верифицируемой.
5.Динамически нечёткий объект, выступающий в качестве предмета познания для относительно чёткого субъекта, по своей онтологической природе не соответствующего познаваемому, полностью не познаваем. Природа этой неполноты содержит в себе нечёткость, связана с нечёткостью существования, но не сводится к ней. Познанное будет частично познанным, приблизительно, относительно, в том числе относительно условий и обстоятельств, в которых находится познающий и познаваемое.
6.Принцип истинности определяет и специфику нечёткой рациональности, находящейся в пределах от её классической, традиционной определённости до постнеклассической и, возможно, постнеоклассической.
7.Поскольку нечёткое сущее не допускает повторяемости событий (в указанном выше смысле), постольку принцип верификации один из ключевых принципов научного познания нуждается в серьёзной модификации и в доработке. Доработка принципа верификации, по всей видимости, может осуществляться в контексте развития нечётких онтологий, нечёткой логики, теории нечётких множеств, теории возможностей [79; 55; 56; 57; 80 и др.], квантовой логики (которую пытаются представить как расширение логических систем, в частности, как модальное расширение системы бесконечнозначной логики Лукасевича, релевантной логики, классического пропозиционального исчисления и логики Хао Вана, ввести в рассмотрение бимодальное расширение логических систем, с использованием временного оператора, имеющего интуитивное значение в следующий момент [61, с.9]). Принцип нечёткой верификации (или нечёткий принцип верификации) может появиться в качестве важнейшего элемента теории познания в результате продуктивного синтеза вышеперечисленных и, возможно, других, ещё не появившихся направлений научного и философского поиска.
8.Существуют спектр логик: от классической, формальной, бинарной, чёткой до неклассической, неформальной, многозначной, нечёткой. Какой из них в большей мере соответствует логика существования сущего, вселенной или, сокращая масштаб, логика событий нашей макроскопической, человекомерной области существования не известно. По всей видимости, происходит (или может происходить) наложение и когеренция логик существования, логик событий, что, как правило, создаёт довольно сложную ситуацию, при анализе которой следует иметь в виду, что существуют области определения, распространения и границы эффективного применения любой и каждой конкретной логики. В этом в очередной раз проявляется принцип конкретности истины...
9.Предпринята попытка введения и разработки концепта нечёткой истины, под которой понимается идеальный образ в познании, понятие, формируемое на основе определённого совпадения, тождества рассматриваемого объекта и знаний о нём, способное в континуальном множестве значений выражать нечёткое сущее в формах, соответствующих нечёткому существованию объективной реальности, фазиверсности сосуществующих сущностей, их свойств и отношений нечётких событий.
10.Нечёткая истина не вводится как выстрел из пистолета, она опирается на научную традицию, уходящую корнями в начало XX века, которая затем получает научно-теоретическое осмысление и многочисленные научные, в том числе прикладные разработки, и продолжается в веке текущем. Концепция нечёткой истины вполне укладывается в парадигму постнеклассического этапа развития науки. Она может сыграть ключевую роль в становлении полноценного искусственного интеллекта.
11.Движение к концептуализации нечёткой истины осуществляется через обнаружение, выявление, формализацию и фиксацию различных форм и видов нечёткости на разных масштабно-онтологических уровнях существования объективной реальности, причём с разных гносеологических направлений. Прежде всего, со стороны нечёткой логики и со стороны нечётких понятий, а также возможной вершины их систематизации нечёткой системы нечётких категорий. Обозначим пунктирно (основные вехи) путь к нечёткой логике: Н. А. Васильев (Воображаемая логика, паранепротиворечивые логики) = Квантовая логика (от Г. Бирхофа, Дж. фон Неймана до В. Л. Васюкова и др.) = расширения логических систем (модальное расширение системы бесконечнозначной логики Лукасевича, релевантной логики и др.) = нечёткая логика, которая выступает метаэмпирическим обобщением этого ряда логик. Контрапунктиром по отношению к чёткому понятию, выступает нечёткое множество Л. А. Заде, имеющее многочисленные коннотации смыслов, своего рода тени, лингвистическая переменная (его же), многочисленные смыслообразы и другие, по сути, нечёткие элементы, принимающие участие в мышлении. В этом плане также имеются существенные наработки и свои традиции, путеводным завершением которых выступает концептуализация нечёткого понятия и нечёткой системы нечётких понятий и категорий. Чётких понятий в реально функционирующем сознании, в мышлении не существует. Чёткое понятие это абстракция, идеализация имеющихся понятий и желаемых представлений. Мы исходим из того, что любое понятие в той или иной мере нечётко, асимптотически нечётко
12.Нечёткая истина, в частности, может иметь комплексное значение истинности, при этом мнимую её часть можно считать контекстуальной истинностью [61, c.159].
13.Если нечёткая онтология дана в монографиях [1; 53, с. 194-278] и в статье Фазиверс [2], то доклад и данную статью Нечёткая истина можно рассматривать как введение в нечёткую гносеологию. Таким образом, вместе с нечёткой онтологией образуется философская система, в которой не хватает одного существенного элемента, а именно: нечёткой аксиологии (не говоря уже о деталях, дискуссионных моментах, многочисленных эвристиках и приложениях).

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться









  Copyright © 2berega.spb.ru, ПроШколу.ру, 2007-2024. Все права защищены.   Контакты
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу