« Нам надо знать, что нас любят,
поддерживают и что мы дороги кому-то.
Любовь- это то, зачем мы сюда пришли»
Кэндрис Крилмэн, Индиго.
XXI
век. Какой он? Какие семьи в нем живут? Какие дети? Какое воспитание получают наши дети? В чем « плюсы» и «минусы»
нашего воспитания? Таких вопросов много. Нет на них и однозначных ответов.
Семьи, в которых воспитываются наши дети, по уровню воспитанности, образованности, материальному благополучию очень разные.
Ценность многих российских семей - материальное благосостояние, которое не дает душевного комфорта и взаимопонимания. И, практически, во всех семьях
нашим детям не хватает любви. Подумать только, как это дико звучит - не любить своих детей! Сколько чудес совершается во имя любви! Вот за этой
любовью и тянутся дети в школу.
Поэтому
педагог должен стать символом любви, доброты, требовательности, терпения и отзывчивости. Тот учитель, который сам любит детей, умело сдруживает детей и родителей, добивается больших успехов в воспитании. Такого учителя и дети любят. Дети, которые
воспитываются в классе, где царит любовь, безумно любят учителя, они боятся его огорчить или расстроить.
Для многих моих детей – школа – это первый дом, свой класс- это семья, а учитель приравнивается к матери.
В моем классе можно смеяться до слез и плакать, сопереживая, прыгать до «потолка», обниматься, целоваться… А с какой радостью встречают меня мои дети! Они всегда приходят первыми. Увидев меня, бегут, обнимаются, здороваются, машут руками и просто улыбаются. Они рады встрече с учителем! А как радуется моя душа!
Много их у меня было.…Уже четвертый выпуск. Всех я
полюбила. И они меня. Радуются встрече со мной, всегда здороваются, пишут по электронной почте, посвящают мне стихи.
Марина Алексеевна-чудо из чудес…
Дети моего класса - это мои дети. Бог пока не дал мне своих детей, поэтому все радости и горести, все события класса для меня, как события личные.
Поэтому и считаю, что, главным требованием к педагогу, является любовь к детям, к своей профессиональной деятельности, широкая эрудиция и педагогическая интуиция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственности, профессиональное владение методами воспитания.
Профессиональный педагог- это единственный человек, который большую часть времени отводит на обучение и воспитание детей. Остальные взрослые люди, включая родителей ребенка, заняты только своими профессиональными проблемами и домашними заботами.
Душевные богатства учащихся множатся через душевное богатство учителя. В младшем школьном возрасте происходит интенсивное накопление положительного нравственного опыта.
Такие человеческие отношения как душевная щедрость, чуткость к человеку, понимание его
и сострадание, проявляются в личности
учащихся через отношения учителя и ученика и остаются на всю жизнь.
Если бы обучением и воспитанием не занимались педагоги, то через несколько поколений общество прекратило бы свое развитие. Какая важная роль отводится учителю начальной школы, и особая ответственность перед детьми и государством.
Учитель в начальной школе - это знаковая фигура. Ни для кого не секрет, что младшие школьники, идеализируют своего учителя и подражают ему. Психологами отмечено, многим из тех, кого правильно воспитывали в детстве, удалось пройти остальную часть пути, без усилий преодолевая трудности.
Учитель должен всегда поддерживать ученика, будь то улыбка, доброе слово, похвала. Ведь улыбка учителя- эликсир жизни и здоровья ребенка. Улыбка учителя и улыбка ребенка лежит в основе построения духовного каркаса, на основе которого впоследствии будет формироваться целостная личность.
Для ребенка нет чувства страшнее чем то, что тебя не любят и ты сам никому не нужен, и твоя любовь не нужна. Дети должны ощущать любовь на каждом шагу. Отсюда и страх « меня не любят». Происходит ожесточение от того, что тебя не замечают, не понимают, не берегут, не уважают. Страх породит массу проблем и комплексов в жизни ребенка, которые будут ему мешать.
« Страх «меня не любят»- самый большой страх, потому что без любви нет жизни и духу…гибель любви, есть гибель духа. Гибель любви хуже смерти».
Лууле Вилма
Любить надо детей! Не ругать, не наказывать за шалости, а воспитывать любовью! Конечно, ребенку необходимы преграды и усилия, необходимо испытывать свои силы и оценивать себя по достоинству. Ребенок должен познать и плохое, чтобы чувствовать себя перед ним уверенно. Важно, чтобы у него было желание в трудную минуту обратиться к учителю за советом. Именно любовь дает ребенку чувство защищенности, он должен знать, чтобы ни происходило в школе, дома, в классе, ему не грозит ничего, ведь учитель его принимает таким, какой он есть. Любовь учителя к ученикам должна быть искренней.
Если мы искренне любим детей, то главной нашей заповедью станет «Не навреди!» Как бы ни вел себя ребенок, нужно думать не о том, какой он плохой, а о том – плохой или хороший - это мой ребенок, а значит что-то я, взрослый, сделал не так
и это заставляет вести его со мной таким образом.
Если мы хотим жить в мире и покое рядом со своими детьми, нам многое предстоит
изменить в себе, преодолевая конфликты через обращение к любви.
Терпение, настойчивость и чувство юмора - вот основное условие педагогического успеха. Ну, а чтобы ребенок, как можно быстрее, стал нашим союзником, очень важно внушить ему способность к сопереживанию, умение прощать и не быть категоричным.
Дети - это чудо света,
Я увидел это сам.
И причислил чудо это
К самым дивным чудесам.
Мы пред будущим в ответе.
Наша радость, боль
и грусть,
Наше будущее- дети!
Трудно с ними, ну и пусть!
В наших детях- наша сила,
Внеземных миров огни.
Лишь бы будущее было.
Столь же светлым, как они
!