«Формирование
культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»
Культурно-гигиенические навыки –
это навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка
в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со
взрослыми.
В работе
дошкольного учреждения большое внимание уделяется воспитанию у детей
культурно-гигиенических навыков. Формируются элементарные навыки поведения за
столом: умение правильно пользоваться столовыми приборами, аккуратно есть,
пользоваться салфеткой, не крошить хлеб, пережёвывать пищу с закрытым ртом, не
разговаривать во время еды; всегда мыть руки перед едой; следить за своим
внешним видом; формируются элементарные представления о необходимости
соблюдения правил личной гигиены.
Воспитание
культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников – первооснова всей
дальнейшей работы и основа для развития физически крепкого ребенка.
Основой
полноценного физического развития дошкольника является приобщение его к
здоровому образу жизни. Забота о здоровье детей, их физическом развитии
начинается с воспитания у них любви к чистоте, опрятности, порядку.
Важно, как
воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, так и закреплять их, чтобы
они со временем стали привычками и постоянно совершенствовались. Необходимо
вызвать у воспитанников желание действовать определенным образом, точно и четко
выполнять действия в правильной последовательности.
Овладение
воспитанниками младшего дошкольного возраста культурно-гигиеническими навыками
будет успешнее, благодаря организации обстановки, способствующей поддержанию
интереса к выполнению культурно-гигиенических навыков.
Для успешного
решения задач по воспитанию культурно-гигиенических навыков используется целый
ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ,
упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр, важно, чтобы
эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и
творчество. Важно использование положительной оценки при успехах овладения
новыми навыками: поощрение, одобрение, похвала. Это поддерживает желание в
дальнейшем поступать так же, сделать еще лучше.
Подготовкой к формированию навыков,
самостоятельным движениям по самообслуживанию является создание у ребенка
положительного отношения к одеванию, умыванию, приему пищи.
Навыки у
дошкольников достаточно быстро становятся прочными, если они закрепляются
постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно и чтобы они
могли видеть результаты своих действий.
Очень полезно
вовлекать дошкольников в разные игры, персонажи которых – куклы, зайчики –
помогут ребенку усвоить необходимые навыки более успешно. Используя игры,
взрослые закрепляют у детей навыки, которые вырабатываются в повседневной
жизни. Видное место отводится при этом дидактическим играм «Оденем куклу Машу
на прогулку», «Покормим куклу Катю». Подобные игры не сложно придумать и
родителям, их можно сделать разнообразными, интересными для ребенка и подчас
гораздо более эффективными, нежели любые беседы.
Большое влияние на
формирование навыков оказывают соответствующие иллюстрации, художественные
произведения, фольклор. В то время, когда дети играют и прослушивают
художественный материал, не подозревая этого, они осваивают какие-то знания,
овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре
общения друг с другом. Использование художественного слова создает у детей
хорошее настроение и формирует положительное отношение к выполнению
культурно-гигиенических навыковa.
Если все
необходимые правила гигиены будут достаточно четко усвоены дошкольником, можно
рассчитывать на то, что и в дальнейшем он будет всегда их выполнять.
Список использованной литературы.
1. Бархатова Л. Воспитание
культуры поведения.- Дошкольное воспитание.-1989.
2. Белостоцкая Е.М., Виноградова
Т.Ф. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет, 1991.
3. Богина Т.Л., Терехова Н.Т.
Режим дня в детском саду.- М.: Просвещение, 1987.
4. Болотина Л.Р., Комарова Т.С.,
Баранов С.П. Дошкольная педагогика. -М.: Академия, 1997.
5. Конина Е.Ю. Формирование
культурно-гигиенических навыков у детей. Игровой комплект.- Айрис-пресс, 2007.
6. Урунтаева Г.А., Афонькина
Ю.А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию. - М.: Просвещение,
1997.
Тэги:
Культурно-гигиенические навыки,
дети младшего дошкольного возраста