Всегда ли новое хорошо? - Галина Николаевна Назарова
 
 

Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?


ГЛАВНАЯ

ШКОЛЫ

ДЕТСАДЫ

КУЛЬТУРА, СПОРТ ...

КАРТА

БИБЛИОТЕКА

СООБЩЕСТВА

КОНКУРСЫ











Галина Николаевна Назарова


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Галина Николаевна Назарова / Блог / Всегда ли новое хорошо?


ЗАПИСЬ #1

КОММЕНТАРИИ (14)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


23 апреля 2011, 16:37, автор - хозяйка блога
Галина Николаевна Назарова

Всегда ли новое хорошо?

Всегда ли новое лучше?

 

Урок литературы. Каким он должен быть? – до боли надоевший вопрос, на который отвечают все, кому не лень, изощряясь, как только можно.

Из школьных лет я помню наши уроки литературы. Урок начинался, и с первых же минут мы переносились в мир литературных героев и сами как будто становились другими. На парте лежала потрепанная книга с самодельными закладками, с аккуратными карандашными пометками. Звучал голос учителя, то торжественный, то дрожащий, то негодующий, то лился, как песня фоном, а иногда и в качестве соло выступала заезженная пластинка ( и именно потому что заезженная, она особенно трогает тебя); горела, подрагивая, свеча, создавая впечатление «пульсации вен».

Открываешь книгу и ощущаешь живое дыхание. Чье это дыхание? Это душа автора, дыхание тех, кто создавал эту книгу, кто читал ее, делал пометки, кто прикасался к ней. От страниц пушкинской трагедии «Моцарт и Сальери», где описывалось отравление «гуляки праздного», холодели пальцы. И наоборот, какое-то блаженное тепло разливалось по рукам, когда прикасался к странице с описанием первого бала Наташи Ростовой… Весь урок был каким-то полетом в неизведанное, но такое манящее…

Уходя с урока, мы осознавали, как отвратительна и опасна зависть: как высока и чиста душа человека, наполненная добротой, сочувствием, любовью; как омерзительны обман и предательство и как трудно понять, что есть добро, а что зло, где правда, а где неправда, где черное, а где белое. Это были уроки нравственности, души…

… А теперь от учителей требуют презентаций – на всех уроках. И уроки становятся близнецами: один сплошной экран, компьютерная графика…  Добавим еще распечатки тестов или, еще хлеще, тексты на КПК – и урок теряет свою оригинальность, свою душевность; никаких ощущений, никакой теплоты, никакого трепета, никаких мурашек. Чисто зрелищное восприятие!

Я не против новых технологий, но во всем должно быть чувство меры. Конечно, замечательно, что поиск нужной информации теперь проходит гораздо быстрее, нежели в «безынтернетные» времена. Хотя есть своя прелесть и в читальном зале, когда тебя не видно из-за стопок книг. В поисках информации приходилось перебирать массу литературы, зато во многих книгах ты находил что-то интересное и уже позже, когда был написан реферат, научная или творческая работа, ты возвращался к книге, с которой познакомился во время поиска нужного материала. Так расширяли свой кругозор. Не хочется, чтобы утрачивалось то хорошее, что было раньше…

Я за урок литературы живой, трепещущий, отличающийся от других дисциплин. Раз свечи запрещает противопожарная безопасность, так покоримся. А все-таки жаль: огонь – символ жизни, любви, да и тепло от него исходит…

Нельзя забывать, что урок литературы – это в большинстве своем урок словесности, развития речи. Вот и давайте развивать речь и будить воображение.

 

Назарова Галина Николаевна, учитель русского языка и литературы высшей категории школы № 23 Невского района Санкт-Петербурга.





ОБСУЖДЕНИЕ


Светлана Валентиновна Cиротина2011-04-23 21:00:35 - Светлана Валентиновна Cиротина
Полностью с Вами согласна, уважаемая Галина Николаевна! На уроке литературы должна звучать живая речь - и учителя, и ученика.Но главное - КНИГА!
Сиротина Светлана Валентиновна.

Марина Валерьевна Михайлова2011-04-23 21:10:44 - Марина Валерьевна Михайлова
Галина Николаевна, Вы немного утрируете. Каким будет урок литературы - зависит только от учителя. И раньше учителя были разные и разные теперь. Вам повезло: у Вашего учителя был дар чтеца, творчество, романтика...А были и такие, кто сухо и нудно требовал пересказ, тупое заучивание наизусть, и каждый урок - ужасная тоска и никаких ощущений и мыслей...И кто сказал, что сейчас обязательны презентации на каждом уроке? Это Ваши местные перегибы... У нас учителя сами определяют, что будет на уроке: ИКТ или свечи...
Лариса Алексеевна Тюлина2011-04-23 22:32:18 - Лариса Алексеевна Тюлина
Галина Николаевна! А кто мешает совместить презентацию и взволнованнкю речь учителя? А разве плохо, если во время чтения того или иного отрывка на экране демонстрируются иллюстрации к этому отрывку, или читает не только учитель, но и например, известный актер (аудиокнига), или звучит романс на слова того или иного автора? И насколько я знаю, статью в законе об образовании о свободе выбора методики каждым учителям самостоятельно еще никто не отменял! Не видите вы пользы от использования ИКТ на уроках литературы или другого учебного предмета, значит, будете подбирать такие методы, которые вам близки! И никакая самая качественная презентация не заменит учителя, его комментарии, знания, опыт, гражданскую позицию!
пользователь отключен2011-04-23 23:42:54 - пользователь отключен
Комментарий отключен модератором
Ольга Серафимовна Нестеренкова2011-04-24 00:55:30 - Ольга Серафимовна Нестеренкова
Разделяю мнения коллег, ВСЁ зависит от ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ! Только он хозяин на уроке, и от его мастерства зависит, с какими мыслями и чувствами уйдёт ученик с урока! Никогда не любила и не люблю обобщений, где-то прочитала, что нет людей плохих или хороших, есть люди разные... Понравилось, так и с учителями, МЫ РАЗНЫЕ! Нельзя отказываться от тех возможностей, которые дают нам новые технологии , и нельзя отбрасывать то, что нарабатывалось годами... Сейчас учителя создают сайты, которые становятся методическими копилками, общаются (консультируют) с детьми и родителями при помощи скайпа и др., используют презентации и т.д. Но всё это не панацея, это всего лишь ТЕХНОЛОГИИ... И чем больше технологий, тем лучше для творческого учителя. Ничто не должно возводиться в Абсолют! Это как краски и кисточки в руках художника: один создаст шедевр, а другой... Поэтому каждый из нас должен стремиться к тому, чтобы стать МАСТЕРОМ, а уж какие краски и кисточки он выберет, это на его совести. Главное - не обобщать, подписываюсь под каждым словом Марины Валерьевны и Ларисы Алексеевны
пользователь отключен2011-04-24 01:47:51 - пользователь отключен
Комментарий отключен модератором
Ольга Серафимовна Нестеренкова2011-04-24 02:05:08 - Ольга Серафимовна Нестеренкова
Не судите и не судимы будете,Андрей Рэмович, увлекаясь, вы отвечаее н какие-то свои вопросы и опровергаете невидимых противников, я ещё раз призываю -не обобщать. http://2berega.spb.ru/user/nester/file/79446/
пользователь отключен2011-04-24 22:00:14 - пользователь отключен
Комментарий отключен модератором
Ольга Серафимовна Нестеренкова2011-04-25 13:51:07 - Ольга Серафимовна Нестеренкова
Вот и опять `вы не знаете`, `по вашему мнению тоже нет`. Вы заранее предполагаете в собеседнике человека или малообразованного, или малограмотного, или...
Я призываю видеть людей разных, в полном лексическом значении этого слова (не просто думать надо на русском языке, а хорошо его знать и писать на нём грамотно). `Часто люди `слышали звон, да не знают где он`, - это вы о ком? Разве это не обобщение? `Люди`, это кто (опять обобщение)? В образовании важны не просто люди, а каждый конкретный отдельный человек, который может быть и `честным, открытым, откровенным, прямодушным, совестливым, правдивым, целомудренным, искренним`, а может быть и с противоположными характеристиками. Галина Николаевна затронула тему применения новых технологий, и простите, уж, мне - малограмотной - использование ещё одной цитаты` имеющий уши, да услышит` Перечитайте ответы коллег, и вы поймёте смысл приведённого вами изречения: `...Каким судом судите, таким судимы будете, какою мерою меряете, такой и вам будет отмерено` Я привыкла видеть в людях лучшее и стараться не просто видеть, но и развивать это лучшее, привлекая всё тех же `честных, открытых, откровенных, прямодушных, совестливых, правдивых, целомудренных, искренних` к работе, чтобы они несли новое в школу, опираясь на положительный опыт поколений, потому что `всё разрушая, ничего не построишь` (И.С. Тургенев) В блоге затронута конкретная тема `Всегда ли новое хорошо?` Моя позиция: всё зависит от конкретной личности, которая и использует это новое в своей практике. Думаю, мы ответили на вопрос Галины Николаевны
Ольга Николаевна Ф2011-04-25 14:25:49 - Ольга Николаевна Ф
Я не литератор, но вклинюсь в дискуссию.
Такая небольшая зарисовочка из жизни. Есть в моём классе симпатичный мальчишка. Семья у них большая, но все дети совсем взрослые, он -самый младший. Родители в возрасте и такие убитые жизнью, что совсем не успевают следить за младшеньким. Ходит в школу через раз - просыпают всей семьёй. Вобщем, пропустил он уроки, когда разбирали `Мцыри` Лермонтова.Скачала я у Рябизовой В.С. аудио по этому произведению, ребята приносили презентации, и после уроков пригласила Мишу пообщаться.Послушав отрывок и посмотрев презентацию, человек сделал открытие: оказывается, что Мцыри был молод и, оказывается, что он умер... Михаила это здорово потрясло: прочитал всё произведение и выучил отрывок. Рассказывал выученное в классе, и было такое впечатление, что рассказ ведётся от первого лица, как будто о себе.
Презентации - это хорошее дополнение, но не замена живого общения.
Валентине Сергеевне отдельное спасибо ещё раз.))
Татьяна Александровна Захарова2011-04-25 14:55:38 - Татьяна Александровна Захарова
Уважаемые коллеги! Сколько людей - столько и мнений. Нельзя всех и вся обобщать. А использование презентации на урорке литературы - это уж зависит от учителя: просто картинки или живой взволнованный рассказ `на великом, могучем`. Раньше искали-собирали картинки, чтобы проиллюстрировать произведение - сейчас это сделать легче; раньше - затёртая пластинка, а теперь тоже, только аудио. И, конечно, живой голос учителя!!! Без него настоящий урок литературы НЕ ПОЛУЧИТСЯ!!! А если ученики - СО-авторы, урок - СО-творчество - вот это урок!!! И для ума, и для души. Ведь мы, учителя, должны `сеять разумное, доброе, вечное...`, может, не сразу, а когда-нибудь наши ученики скажут нам спасибо не за уроки литературы, а за уроки жизни, которыми эти уроки должны быть наполнены. Полностью подписываюсь под словами Марины Валерьевны, Ларисы Алексеевны и Ольги Серапфимовны.
Ольга Серафимовна Нестеренкова2011-04-25 15:24:23 - Ольга Серафимовна Нестеренкова
Так об этом мы и говорим, что многое, если не всё, зависит от личности педагога, который для определённой (конкретной) ситуации подбирает (выбирает) те технологии, которые применимы (будут полезны) в конкретной ситуации с конкретным ребёнком ( в конкретном) классе. Но здесь есть одно большое `НО`, чтобы выбирать технологии, их надо знать, поэтому со всем инновационным надо знакомиться, надо брать на вооружение. Но это совсем не значит, что надо всё применить ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС: где-то важна живая речь учителя, где-то диалог, где-то презентация, где-то аудиозапись живого слова поэта или писателя.... но всё равно во главе процесса УЧИТЕЛЬ, иначе никак
P.S. У меня первый урок по творчеству Толстого строился на фотографиях писателя разных периодов, интересно было понаблюдать, как философия жизни писателя отражается на его лице,в его позе, манере одеваться и т.д. Я хранила затёртые фотографии в специальной папочке, на уроке мы передавали их из рук в руки.... И представьте, сколько возможностей появилось, когда я смогла отсканировать эти фотографии и в увеличенном виде показать детям, мы вместе могли размышлять над каждой фотографией (но и от старых фотографий я тоже не отказалась, всё можно совместить). Или, знакомясь с философией Достоевского или Булгакова, я всегда приглашала профессора Духовной семинарии, чтобы рассказал детям тонкости религиозной философии того или иного автора, познакомил с апокрифами, с философией гностиков, без этого никогда не понять ни Раскольникова, ни Воланда, ни Иешуа Га-Ноцри... А теперь у меня появилась возможность записать эти лекции, и в момент, например, изучения главы, где Раскольников читает о Воскрешении Лазаря включить комментарии воцерковлённого человека, дети в последствии сами определяться с верой (предупреждаю возгласы о том, что мы, мол, им что-то навязываем), но читать о Библейских сюжетах и не знать их.... А не секрет, что многие педагоги не сильны в этих вопросах. Не говоря уже о том, что с применением новых технологий на мои уроки `пришли` преподаватели высшей школы... Но ещё раз повторюсь, всё должно быть подчинено цели урока, который ведёт грамотный дирижёр, чтобы не превратить благое намерение в какофонию
Галина Николаевна Назарова2011-05-02 12:44:43 - Галина Николаевна Назарова
Личность учителя - это само собой. А вот для подтверждения, что ты можешь работать учителем, тебе необходимо, как мне сообщили, 5 презентаций в электронном виде. И где тут личность учителя? Вот о чём речь.И потом всё-таки, на мой взгляд, дети привыкают к экрану в принципе.У них и без презентаций слишком много экрана в жизни... А это замечательная мысль - пригласить профессора Духовной семинарии.И Вы, Ольга Серафимовна, считаете, что запись может заменить присутствие такого человека?! К экрану они привыкли и не всегда слышат те слова, которые звучат на экране. А вот когда перед ними стоит такой необычный человек и говорит не на массу прихожан, а лично к ним обращается... В этом есть что-то трепещущее, живое.
Алла Игоревна Павличук2011-05-02 12:50:02 - Алла Игоревна Павличук
Солидарна! Ни одна презентация не может заменить эмоцию учителя!Специально научилась все делать и применять -что б доказать -качество образования от применения презентаций не повышается...Но есть случаи, когда они помогают -например ,при подготовке к ЕГЭ.Но учитель должен все делать сам, а не сидеть на стуле ,кнопки нажимать и только озвучивать, как иногда бывает...

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться









  Copyright © 2berega.spb.ru, ПроШколу.ру, 2007-2024. Все права защищены.   Контакты
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу