Проблемы образования - Борис Георгиевич Новокрещин
 
 

Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?


ГЛАВНАЯ

ШКОЛЫ

ДЕТСАДЫ

КУЛЬТУРА, СПОРТ ...

КАРТА

БИБЛИОТЕКА

СООБЩЕСТВА

КОНКУРСЫ















Борис Георгиевич Новокрещин


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Борис Георгиевич Новокрещин / Блог / Проблемы образования


ЗАПИСЬ #65

КОММЕНТАРИИ (7)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


28 июня 2013, 04:54, автор - хозяин блога
Борис Георгиевич Новокрещин

Проблемы образования

Школьное образование: вернуться на первые позиции!

По материалам «Российской газеты», газеты «Труд», портала «Статистика российского образования», сайта Малой академии наук. 

Система общего среднего образования Российской Федерации включает более 67 тысяч учебных заведений, в которых обучается 20 млн. детей и подростков. Охват общим образованием в Российской Федерации является одним из самых высоких в мире и  оставляет 81 процент от численности населения в возрасте от 7 до17 лет включительно. В системе общего образования работает 1,7 млн. человек преподавателей, или 2 процента трудоспособного населения России.

Гонка вооружения… знаниями

В конце 50 – начале 60-х годов прошлого века американцы, находясь под впечатлением «русского прорыва» в космос, обратили самое пристальное внимание на систему советского образования. Тогда в свет вышел целый ряд публикаций и исследований на эту тему, и выводы американцев были единодушны: они проигрывают не только в космосе, но и за школьной партой.

Вот, например, что пишет журнал «Тайм» весной 1961 года в статье «Что читает Иван?»: «…Во втором классе советские школьники с помощью чтения удваивают свой словарный запас до 4000 слов. В третьем классе, благодаря замечательному 384-страничному учебнику – до 8 000 слов. Бумага дешевая, зато проза – богатая. Третьекласснику даются начальные знания обо всем: от рек и стали до лягушек и ветра. Им преподают основы анатомии и медицины и, как взрослым, объясняют, что такое кости, мускулы, легкие, сердце, ухо, инфекционные заболевания и шесть основных бактерий, причем весь материал подкрепляется иллюстрациями. В учебник для чтения включены рассказы лучших писателей: Чехова, Тургенева, Горького. Ученик советской школы заканчивает четвертый класс со словарным запасом в 10 000 слов, и он готов к систематическому изучению русской литературы, истории, географии и иностранных языков. Для сравнения, в США четвероклассник все еще занимается по ‘базовому’ учебнику со словарным запасом менее 1 800 слов…»

И вот, спустя всего несколько десятилетий, о том, что «с передовых позиций мы уже откатились», заявляет первое лицо государства – Президент РФ. Что же случилось? Где та «точка бифуркации», о которую мы запнулись, и – пошло все «не в лад, невпопад»? Впрочем, бессмысленно искать однозначный ответ, тем более, когда речь идет не просто о «точке», а о целом «многоточии». Попробуем лучше хотя бы кратко определиться и оглядеться, на каких, используя выражение президента, «позициях» находится наша школа сегодня.

Смело с мелом у доски?

Сегодня в российской школе только один из восьми учителей моложе тридцати лет. Шестая часть педагогов – 213 тысяч – пенсионного возраста. Примерная ежегодная потребность школ в молодых специалистах – 30 тысяч человек, особенно ждут в российских школах преподавателей иностранного языка, физики, математики. Но, увы, из более чем 400-тысячной армии студентов педагогических вузов в школу идут лишь 40 процентов выпускников, а по некоторым данным, и того меньше – 15-20. Наглядный пример, как решить проблему, дает опыт европейских стран: в Финляндии, Франции, Норвегии и т.д. действует целая система социальных бонусов для школьных учителей. Например, в Германии учитель имеет статус государственного служащего с внушительными льготами по пенсии, жилью, медицинскому обслуживанию. Результат – жесткая конкуренция среди соискателей за каждую учительскую вакансию. Впрочем, имеются примеры стимулов и иного рода: в Таджикистане, где проблема нехватки учителей, особенно в сельских школах, стоит достаточно остро, Министерство образования страны недавно даже подало судебные иски в Высший экономический суд на 1,5 тысячи выпускников-педагогов, отказавшихся ехать в сельские школы. Министерство требует с них возврата потраченных бюджетных денег за все годы обучения.

Но, какой бы опыт – кнута и/или пряника – Россия ни восприняла, следует учитывать одну из главных проблем школьного образования – непопулярность, непрестижность учительской профессии. Так, по данным ВЦИОМ, сегодня 69 процентов россиян не хотят, чтобы их дети стали в будущем педагогами, и только 17 процентов не против такого выбора. Вот еще любопытные данные – от кадрового агентства «Kelly Services»: в 60-е годы прошлого века о профессии учителя мечтали 27 процентов советских школьников – это первое место среди всех профессий. К 80-м годам это число снизилось до 18,5 процента. А в первой десятке предпочтений современных детей эта профессия уже вовсе не значится… Да, ежегодно 10 тысяч учителей отмечаются президентским грантом в 100 тысяч рублей. Да, 2010 год объявлен Годом учителя. Все это важно, необходимо и давно назрело. И все-таки – пока общественное медийное пространство заминировано сериалами типа «Бригады» и ect., как этому обществу «дожить до понедельника»? Кто ответит на этот вопрос?

PISAнские наклонности российских школьников

Данные Международного исследования образовательных достижений учащихся (PISA), проводимого раз в три года и оценивающего достижения пятнадцатилетних учащихся в навыках чтения и понимания текста, в математике и естественных науках свидетельствуют – качество российского образования неукоснительно снижается. В 2000 году мы заняли 27-е место (из 57 стран), в 2003-м – 32-е, в 2006-м – 37-е. Правда, всего 11 стран показали результаты «выше среднего» во всех трех видах испытаний: Финляндия, Гонконг, Канада, Эстония, Новая Зеландия, Австралия, Нидерланды, Лихтенштейн, Корея, Швейцария, Бельгия. А около 60 процентов стран-участниц показали результат «ниже среднего». Россия же вошла в число 11 стран со средним (по крайней мере, не ниже среднего) результатом во всех видах испытаний.

Вот как, например, прокомментировал эти результаты в «Российской газете» директор московской школы № 584 Ефим Рачевский: «Российские дети умеют все, пока не начинают ходить в школу». Действительно, вспомним, что обычно говорит учитель во время урока: спишите с доски, повторите за мной, выучите параграф… Ребят заставляют зубрить учебник, а не приучают думать. Идет трансляция готовых знаний, без поиска готовых решений. Отечественная школа сформировалась триста лет назад, при Петре Первом. За образец была взята немецкая система, где главное – послушание и порядок. Кстати, немецкие ребята заняли по результатам PISA 20 место – выше наших, но в Германии разразился скандал – многие были недовольны результатами… У нас – тишина».

Нет, все-таки резонанс был, и анализ – достаточно подробный – тоже проведен. И вот, например, к какому любопытному выводу пришли авторы статьи «PISA2006: больше, чем просто рейтинг» (О. Карпенко, М. Бершадская, Ю. Вознесенская, Л. Гадрани): «…Относительно низкие результаты ряда крупных стран в рейтинге PISA (США, как и Россия – приводят пример авторы – также не вошли в первую тридцатку стран) связаны с трудностями обеспечения равного доступа многомиллионного населения к качественному образованию. Итак, для крупных стран с большой территорией на первый план выдвигаются проблемы внутристрановой дифференциации качества образования. Важно подчеркнуть, что в крупных городах России с населением более 1 миллиона функциональная грамотность школьников не только значительно выше средней по России, но в отдельных испытаниях выходит на уровень, заметно превышающий средний балл по странам ОЭСР. Здесь достигнуты результаты на уровне стран-лидеров. Таким образом, дело не в том, что мы не умеем хорошо учить. Мы не умеем хорошо учить везде – во всех уголках нашей огромной страны».

Итак, обеспечение равного доступа к качественному образованию (через новые образовательные технологии, в том числе ИКТ) – один из путей «к нашей новой школе». Кажется, мы вновь стоим перед «точкой бифуркации», вернее, многоточием…

СМОтрите, кто идет!

К счастью, на этот раз у нас есть все шансы об эту точку вновь не споткнуться. ПНП «Образование», комплексные проекты модернизации образования, проект «Российское образование-2020», положенный в основу Современной модели образования (СМО), как и президентская инициатива «Наша новая школа», – те концептуальные программы, призванные помочь выбрать и идти, наконец, в верном направлении. Кстати, четко обозначены и вполне конкретные вешки. Вот только некоторые.

2010 год. Завершение организационного перехода на принципы профильного обучения в общеобразовательной школе. Создание единого Образовательного кодекса.

2012 год. Выделение на каждого школьника в среднем не менее 2 часов дополнительного образования в неделю за счет бюджетных средств, к 2020 году – не менее 6 часов.

2015 год. Создание единой добровольной цифровой системы учета образовательных достижений школьников. Развитие и других институтов оценки результатов общего образования школьников, помимо Единого государственного экзамена. Завершение эксперимента, в ходе которого будут апробированы конкретные механизмы обновления внутренней структуры школьного образования. Обновление всех учебных программ и методов обучения с использованием элементов компетентностного подхода. Завершение методического и технологического обеспечения широкого выбора индивидуальных образовательных траекторий, в том числе с использованием информационных технологий и возможности получать основы профессионального образования.

2020 год. Переход на современную модель образования в масштабах всей страны...

Так что, в добрый путь!






ОБСУЖДЕНИЕ


Валентина Вениаминовна Королева2013-06-28 09:01:58 - Валентина Вениаминовна Королева
Спасибо! Информация к размышлению.
пользователь отключен2013-06-28 09:02:48 - пользователь отключен
Комментарий отключен модератором
Елена Ивановна Попова2013-06-28 09:11:26 - Елена Ивановна Попова
Говорим и пишем много об образовании,но действия приводят в ужас. Всё гораздо глубже, в моральном облике, в нравственном воспитании и учителей, и учащихся...
Сергей Викторович Евсютин2013-06-28 09:21:02 - Сергей Викторович Евсютин
Следует иметь виду, что мы НИКОГДА не были на передовых позициях в образовании. Наша система образования мало чем изменилась с начала 19 века, когда `нас всех учили . ..чему нибудь и как нибудь. И продолжают так учить.

Американская система образования при всех ее недостатках, всегда была впереди. С меньшими затратами она готовила более приспособленных к жизни людей. Есть одно мерка реального качества образования и воспитания- это качество и уровнь жизни населения страны. Где очень выше? Все ясно без всякой болтовни.
Даже спорить не очем, так факты разумный человек оспаривать не будет. Если мы работаем больше ряда зарубежных коллег, это не значит, что мы работаем лучше.

Что касается успехов в космосе начала 60-х, то мы достигли этого за счет концентрациии усилий на немногих направлений. Но пожертвовали ради этого очень много.
Людмила Николаевна Громакова2013-06-28 09:22:24 - Людмила Николаевна Громакова
Мы не умеем хорошо учить везде во всех уголках нашей огромной страны.
А почему не умеем? Есть кадры- нет условий для их полноценного труда.
Материально- техническая база школ -это забота государства, а не работника школы.
Я работаю в маленькой сельской школе.Категория высшая.Есть мел, доска и я .
Интернет слабый дома, а у некоторых детей вообще нет. Без современных средств коммуникаций говорить о повсеместном качестве не приходится.
Остался один ПК в школе( было три), да еще свой ноутбук ношу. Проектор один ( прислали для первоклассников два года назад), стали пользоваться. Но для систематического использования того, что уже есть в современной школе, этого недостаточно.
Нет системы, не достает и качества.
Кадры готовы решать проблемы. Руководство, стоящее над этими кадрами, скорее всего, НЕТ!
Надежда Васильевна Cеребренникова2013-06-28 09:30:14 - Надежда Васильевна Cеребренникова
Тришкин Кафтан (И.А. Крылов, 1815)

У Тришки на локтях кафтан продрался.
Что долго думать тут? Он за иглу принялся:
По четверти обрезал рукавов -
И локти заплатил. Кафтан опять готов;
Лишь на четверть голее руки стали.
Да что до этого печали?
Однако же смеется Тришке всяк,
А Тришка говорит: `Так я же не дурак
И ту беду поправлю:
Длиннее прежнего я рукава наставлю`.
О, Тришка малый не простой!
Обрезал фалды он и полы,
Наставил рукава, и весел Тришка мой,
Хоть носит он кафтан такой,
Которого длиннее и камзолы.
_____

Таким же образом, видал я, иногда
Иные господа,
Запутавши дела, их поправляют,
Посмотришь: в Тришкином кафтане щеголяют.
Светлана Витальевна Петухова2013-06-28 09:49:23 - Светлана Витальевна Петухова
В советское время прекрасно выучивали детей только с мелом, доской, специальными предметными аппликациями и другим наглядным материалом. да, с Интернетом, мультимедиа и прочая (кто ж спорит!) - и легче, и нагляднее, и, наверное, увлекательнее для детей.
Но... чем легче восприятие, тем больше мозг изначально НЕ приучается работать.
Да и в целом дело - меньше всего в техническом оснащении. Больше - в отношении к кадрам руководства: от руководства страны до руководства школ.
`Дети жалуются, что мало рассказываете и много заставляете работать с учебником, текстами` - это фраза одного из руководителей - претензия учителю-предметнику. Спрашивается: руководитель имеет представление о том, что сегодня репродуктивный уровень не нужен никому? Очень сомнительно.
На каждого ребенка - не менее 2-х часов дополнительно. Чудесно, конечно. Но вот работают рядом два педагога. Одному дается 2 часа элективных курсов (при том, что дети, идущие к этому педагогу, ходили бы еще на 3-4 занятия), а другому - 5 часов, из которых реально проводится 0,5. У первого - по 10 человек в группе и без уважительной причины нет пропусков. у второго - 1-2 и те - формально, лишь в журнале для элективов.
Конечно, с таким отношением мы НИКОГДА на передовые позиции и не выйдем.
И это - лишь мелочи. Только накапливаются они по всей нашей необъятной Родине и имеем мы то, что имеем.

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться









  Copyright © 2berega.spb.ru, ПроШколу.ру, 2007-2024. Все права защищены.   Контакты
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Благодарю!
Большое спасибо! Давно искала такие конспекты.
Какие же лапочки!)))
Галина Ефимовна, ну, кто виноват что мы повзрослели и нас ножки уже не держат. Пусть обживаются и работают.
Татьяна Павловна, может, лучше коньячку рюмочку? 😀😀😀. Просто удивляюсь: молодые же люди, должны понимать и рпзбираться , как работать на страничке, но... Просто поражает, КТО приходит работать в образование😒😒😒
Галина Ефимовна, валерьяночки?