Камо грядеши - Борис Георгиевич Новокрещин
 
 

Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?


ГЛАВНАЯ

ШКОЛЫ

ДЕТСАДЫ

КУЛЬТУРА, СПОРТ ...

КАРТА

БИБЛИОТЕКА

СООБЩЕСТВА

КОНКУРСЫ















Борис Георгиевич Новокрещин

Папка "Корень зла"



КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ

Все не так!

Риски детства
Ценные Указания
Каждому - своё
Издержки образования
Не в коня корм

 Камо грядеши




 
http://president.kremlin.ru/transcripts/8296

Стенографический отчёт 

о заседании Совета по развитию информационного общества в России

(Фрагменты, связанные с вопросами образования)

Д.МЕДВЕДЕВ:

Сначала об образовании. В рамках приоритетного национального проекта решена задача обеспечения школ, специализированных детских учреждений, интернатов и детских домов современной компьютерной техникой и доступом в интернет. По этим показателям Россия практически приблизилась к ведущим странам, разрыв между регионами существует, но он, конечно, не является уже столь критичным, как это было ещё совсем недавно, несколько лет назад, и этот разрыв стремительно сокращается. Мы начали проект по внедрению в школах свободного программного обеспечения на базе платформы Linux. Я хотел бы узнать, что в этом плане сейчас делается, потому что разные сигналы до меня доходят. Кто-то говорит, что это всё живое, однако я слышу и то, что в значительной мере эта работа заглохла, а многие ведомства продолжают покупать разрозненные программы, платят за это большие деньги, и мы несём существенные расходы бюджета. Доложите, что сделано.

Изменилась и компьютерная грамотность учителей. Надо признаться, ещё несколько лет назад, когда мы начинали внедрять интернет в школах, она была ниже низшего, и это была просто психологическая проблема. Сейчас, какую бы школу я ни посещал, учителя с гордостью говорят: мы всем этим уже владеем, мы не боимся компьютеров и почти не боимся детей. Так что результаты налицо.

Тем не менее внедрение электронных образовательных ресурсов в учебный процесс идёт ещё достаточно медленно, нужна система методической и технической поддержки педагогов на местах. Есть национальная инициатива «Наша новая школа». Она предусматривает переход к самым эффективным образовательным технологиям. Пока же такие новеллы, как, скажем, электронные журналы оценок с доступом родителей к оценкам через сеть Интернет и получением в ряде случаев SMS-оповещений, используются только в школах крупных городов. А это очень удобная система. Я как-то рассказывал о своих впечатлениях, пользовался даже применительно к личным целям, всегда приятно залезть, посмотреть на успехи своего ребёнка или, наоборот, на «двойки» посмотреть. Поэтому нужно обязательно эту идею продолжить.

Дальнейшего совершенствования требует и компьютерная система единого госэкзамена. Её задача – исключить любого рода манипуляции при сдаче выпускных экзаменов. Я, конечно, не переоцениваю роль собственно компьютерных средств, но и исключать их влияние или недооценивать тоже не следует.

До сих пор не завершено создание системы дистанционного обучения для тех детей, которые из-за проблем со здоровьем не могут посещать школу. Это вообще просто важнейший приоритет, потому что именно для них такого рода система образования является единственно возможной и вполне эффективной. Средства регионам на эти цели выделялись, но в большинстве работы не завершены, поэтому эту задачу нужно решать в приоритетном порядке. Если в обычной школе и к обычным детям это ещё может быть растянуто на какое-то время, то по отношению к тем, кто имеет проблемы со здоровьем и сидит дома, это нужно решить незамедлительно.

Если говорить об университетах, то здесь информатизация должна способствовать не только повышению качества образования и научных исследований, но и коммерциализации получаемых разработок. Сегодня высшие учебные заведения могут создавать инновационные компании, в том числе в сфере инновационных технологий. Государством были приняты решения о дополнительном налоговом стимулировании таких организаций. Надо научиться пользоваться этим. Для исследовательских университетов предлагается создать единую среду их информационного взаимодействия и обеспечить через неё возможность обмена получаемыми знаниями по конкретным исследовательским проектам.

И особое внимание – я об этом, кстати, говорил уже, наверное, года три назад, ещё в Правительстве работал – должно быть уделено формированию единой базы научных диссертаций в электронном виде и обеспечению прозрачности процедуры их защиты. Все диссертации, все авторефераты по-хорошему должны быть выложены в электронной форме, чтобы были видны те, кто у нас реально наукой занимается, и те диссертации, за которые просто стыдно иногда бывает. А познакомиться с ними можно только через интернет, никто никогда не пойдёт в библиотеку ковырять такой фолиант, написанный за известные деньги, для того чтобы получить статусную добавку.

А.ФУРСЕНКО: Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

Уважаемые коллеги!

Сегодня основная наша задача – это обеспечение доступности качественного образования, и успех реализации этой задачи напрямую зависят от информатизации всех уровней образования, в первую очередь школьного.

Год назад на форуме в Твери мы подводили итоги реализации нацпроектов и обсуждались перспективы движения вперёд.

Что сделано за прошедший год? Этот год стал первым годом, когда ответственность за оплату трафика, за поддержку той сети, которая была создана в рамках нацпроекта (а были подключены к интернету все школы), полностью перешла на регионы. В основном сеть сегодня работает, развивается, количество обращений со стороны школьников растёт. Вместе с тем мониторинг показал, что в ряде субъектов Российской Федерации показатель обеспеченности образовательных учреждений доступом к сети Интернет составляет от 66 до 99 процентов. Я по Вашему поручению докладывал Вам, Дмитрий Анатольевич, по поводу того, как обстоят дела, это было примерно полтора месяца назад. Ситуация с тех пор улучшилась практически по всем регионам, однако есть проблемы.

Недавно мы обсуждали вопрос с кавказскими республиками. Там, конечно, ситуация более сложная. Есть проблемы в ряде регионов, где школы очень сильно раскинуты друг от друга и очень дорого стоит трафик. Кроме этого, вводятся в строй новые школы и реформируются старые. Во всех этих случаях (не во всех, в некоторых случаях) происходит из-за этого сбой при подключении к интернету. Сейчас часть школ на каникулы отключена от интернета. При этом мы поставили задачу в соответствии с Вашим поручением обеспечить безусловное подключение (100 процентов) всех школ с 1 сентября к интернету. И у нас осенью заработает специальный информационный ресурс, который позволит отслеживать эту работу в реальном режиме. Мы сможем в постоянном режиме отслеживать работоспособность всех элементов сети.

Д.МЕДВЕДЕВ: Андрей Александрович, я сам этим занимался и считаю, что мы тогда неплохо всё сделали, по сути, революцию, если хотите, провели в достаточно короткое время по подключению школ к интернету. Были города и регионы, где, в общем, и без нас этим занимались, особенно речь идёт о крупных городах, о центральных городах. Но были регионы, где без участия федерального центра тогда ничего сделать было невозможно в силу их удалённости и дорогостоящего трафика, того, что технологические решения, которые там использовались, были отсталыми. Я хочу понять: всё-таки у нас кто сейчас не платит за интернет из регионов и какие это деньги? Просто мне хотелось бы разобраться в этом персонально. Можете назвать эти регионы?

А.ФУРСЕНКО: Дмитрий Анатольевич, я могу сказать, что по ряду регионов, о которых я докладывал в прошлый раз, ситуация улучшилась. Здесь присутствует губернатор Иркутской области – я тогда говорил, что она была одной из отстающих. Ситуация коренным образом поменялась в лучшую сторону.

Д.МЕДВЕДЕВ: А какие это средства? Объём какой в бюджете?

А.ФУРСЕНКО: От региона к региону по-разному, но масштаб – десятки миллионов рублей в ряде случаев. Миллионы, десятки миллионов рублей.

Д.МЕДВЕДЕВ: Скажите просто, сколько у Вас?

Д.МЕЗЕНЦЕВ: 56 миллионов полностью.

Д.МЕДВЕДЕВ: Хорошо. Продолжайте.

А.ФУРСЕНКО: Сегодня не только создана и, в общем, работает сеть. Менее 5 процентов школ сегодня имеют сбои с доступом в интернет, и, как Вы сказали, мы улучшим эту ситуацию, но и обеспечено принципиально новое наполнение информационными ресурсами. В интернете должна быть лёгкость доступа к полезным ресурсам и запрет выхода на вредные. В этом плане я хочу сказать, что ещё в 2006–2007 годах была разработана система исключения доступа. В настоящий момент федеральный сегмент системы исключения доступа обрабатывает в среднем около 250 миллионов запросов в день, из которых примерно 1,5 миллиона запросов отфильтровывается как не соответствующие задачам образования и воспитания.

Необходимость дальнейшего развития системы продиктована развитием информационных технологий и появлением новых угроз в сети Интернет, необходимость ограничить детей от этих угроз не только в школе, но и дома. И данная мера позволяет создать единую государственную политику безопасного использования сети Интернет в образовательном процессе. Мы продолжаем этим заниматься. В принципе эта система работает. Одновременно создаются новые электронные образовательные ресурсы.

На сегодняшний день в нашей базе данных более 100 тысяч электронных образовательных ресурсов, из них 17 тысяч – интерактивные. При этом в новых электронных образовательных ресурсах в рамках Комиссии по модернизации появляются не только чисто образовательные ресурсы, но и культурно-образовательные. Мы оцифровываем доступ в ведущие музеи, в какие-то знаковые места, которые важны для России, появляются интернет-ресурсы нового поколения, в том числе ресурсы для детей-инвалидов. Это как раз та задача, которую Вы поставили.

Помимо перечисленного наше Министерство разрабатывает комплекс мер по внедрению электронных библиотечных систем в сфере образования и науки, нацеленных на обеспечение широкого доступа студентов вузов и специалистов к учебным научным материалам.

Однако есть проблема. Большое количество создаваемых внецентрализованных проектов электронных ресурсов, строящихся на собственной идеологии программных средств и дистанционного обучения, остаются слабо востребованными после завершения проектов, потому что они создаются как бы независимо ни от чего и не соответствуют тем стандартам, которые используются в единых образовательных центрах. По этой причине мы занимаемся сейчас выработкой решений для обеспечения максимальной совместимости создаваемых электронных ресурсов.

Здесь на выставке представлено очень много интересных ресурсов. При этом часть из них ориентированы на чисто коммерческое использование, поэтому не являются открытыми. Их сложно использовать учителям, для того чтобы создавать свои собственные образовательные программы.

Мы предлагаем нашим коллегам, партнёрам из коммерческих фирм, которые работают как по нашим контрактам, так и по своей инициативе, размещать их ресурсы в нашей сети. Но при этом требуем, чтобы была возможность открытого кода, чтобы учителя могли с этими ресурсами активно работать, чтобы это был не застывший ресурс, а ресурс, который может развиваться.

Ещё одно направление, о котором Вы тоже говорили, – это внедрение в образовательных учреждениях пакета свободного программного обеспечения. За счёт средств федерального бюджета обеспечены доступ к этому пакету и техническая поддержка. Мы провели обучение, тестирование почти 80 тысяч педагогических и административных педагогических работников. И, кроме этого, подготовлено более 7,5 тысячи тьюторов, которые обучают учителей на местах.

Практически в каждом образовательном учреждении сегодня есть человек, который получил образование и может использовать, обучать свободно программному обеспечению. При этом практически в каждой школе, не в каждой, к сожалению, а в 92 процентах образовательных учреждений созданы так называемые опытные зоны по использованию свободного программного обеспечения. Это значит, что как минимум на одном компьютере это обеспечение стоит.

Что мы предполагаем делать? В соответствии с планом реализации стратегии развития информационного общества до 2011 года определено увеличение доли образовательных учреждений, использующих разработанный пакет свободного программного обеспечения не менее чем на половине компьютеров в школе. В среднем по субъекту Российской Федерации до 25 процентов – в этом году и до 35 – в 2011 году, то есть более трети образовательных учреждений в каждом регионе в 2011 году будут использовать более чем на половине компьютеров свободное программное обеспечение. Для того чтобы это двигалось, мы сохраняем финансовую поддержку расширения свободного программного обеспечения на федеральном уровне. И сохраняем не только в этом году, но и в следующем, с тем чтобы поставить распространение свободного программного обеспечения в равные условия с так называемым стандартным программным обеспечением, я имею в виду «Майкрософт» и другие достаточно распространённые программы.

При этом с целью дальнейшего развития и возможности использования свободного программного обеспечения в образовательных учреждениях в 2010 году реализуется, как я уже сказал, проект обеспечения перехода общеобразовательных учреждений на использование разработанного пакета свободного программного обеспечения. При этом мы поддерживаем сопровождение, развитие программных продуктов и обеспечение развития и модернизации единого государственного репозитория свободного программного обеспечения, включая размещение различных дистрибутивов операционных систем семейства Linux, которые наиболее востребованы, причём не одной, а нескольких. Это Linux, это Mandriva, Red Hat и так далее, то есть те программы, которые сегодня наиболее распространены и востребованы в России.

Особого внимания, как Вы уже сказали, требует поддержка обучения детей-инвалидов, которые не могут посещать школу. Эта часть работы была выделена специально в отдельное направление национального проекта «Образование», были выделены существенные деньги из федерального бюджета на условиях софинансирования с регионами.

В 2009 году выделен 1 миллиард и по 2,5 миллиарда в 2010-м, 2011-м и 2012 годах, с тем чтобы к концу 2012 года практически все ребята, которые не могут посещать школу, имели возможность полноценной учёбы.

«Готовность наших граждан к электронным услугам – тема, которой надо заниматься, потому что всё-таки это некая революция в голове. У нас десятки миллионов граждан регулярно пользуются интернетом. Это уже значительная часть людей. А раз они пользуются интернетом, они абсолютно способны и к получению таких услуг».

По цифрам: к 1 января 2010 года 3900 человек получали такое обучение, к концу этого года будут 8 тысяч, и, как я уже сказал, к концу 2012 года – все 30 тысяч человек. Примерно 30 тысяч ребят не могут ходить в школу и должны получать обучение на дому по России.

Д.МЕДВЕДЕВ: Это корректные данные? Вы уверены в этом?

А.ФУРСЕНКО: Цифра постоянно меняется, я говорю порядок. Когда мы начинали, было 37 тысяч.

При этом создана уже сеть региональных центров. Сегодня 64 таких региональных центра обеспечивают поддержку и развитие этих услуг практически по всем регионам России. И одновременно, что очень важно, создаётся новое поколение электронных образовательных ресурсов, которые нацелены специально на этих ребят, потому что они по-другому проходят лабораторные занятия. Им надо в ряде случаев другое, не только программное обеспечение, но и компьютеры, потому что, скажем, для слабовидящих ребят требуется, чтобы была азбука Брайля на клавиатуре, и так далее. Этим тоже занимаются, этим мы занимаемся на федеральном уровне.

Успех всех перечисленных начинаний определяется наличием квалифицированных кадров. С одной стороны, это работа нашего Министерства с нашими коллегами о перераспределении бюджетных мест в пользу специальностей по информационным технологиям. Я могу сказать, что работа по пропаганде важности этого направления играет свою роль. Несмотря на демографический спад, у нас приём в 2009 году на 15 процентов превысил выпуск ребят по этим специальностям. В этом году единый государственный экзамен по информатике сдавало на 18 процентов больше ребят, чем в прошлом, притом что падение выпуска прошло на 7 процентов. Это значит, что на четверть больше ребят хотели поступать на специальности, связанные с информационными технологиями. При этом конкурс на эти специальности на сегодняшний день практически сопоставим с уровнем конкурса на экономические и гуманитарные специальности, что тоже крайне важно, то есть туда идут сильные ребята.

Одновременно с переподготовкой молодых специалистов идёт переподготовка учителей. Мы ежегодно переподготавливаем 250 тысяч учителей, причём при всех программах подготовки одна из важных составляющих требования – это требование айтишной грамотности. При этом мы вводим сейчас новую систему аттестации учителей, и не только учителей информатики. Во всех этих требованиях учитывается необходимость умения пользоваться компьютером, причём пользоваться в интересах своего предмета.

И последнее, о чём хотел сказать, – это государственные услуги. Помимо главной услуги, которую мы даём, – это качественное образование, есть ещё целый ряд направлений, за которые тоже отвечает наше Министерство. Это лицензирование образовательной деятельности, это приём в высшие и средние профессиональные учебные заведения. Сегодня ребята могут подать заявления по интернету. Более того, не надо везти документы, потому что вуз может проверить достоверность документов, которые подают, достоверность экзаменов, сданных ЕГЭ, тоже по интернету – через централизованную базу данных. И государственные услуги, связанные с информацией по документам об образовании.



Одновременно мы начинаем ещё одно важное направление – это программа, которая имеет условное название «профиль учащегося». Это программа, в которой мы учитываем у учащихся все достижения, всё то, что происходит во время учёбы с ними. И реализация этого проекта позволит нам перейти от оценки достижения ученика, как сегодня есть по результатам одного экзамена, к оценке достижения ученика во время всей его учёбы, что позволит, наверное, более объективно обеспечить и приёмную кампанию в высшие и средние учебные заведения, обеспечить развитие, дальнейшее продвижение образовательной траектории каждого ученика.


Доклад закончен.


Д.МЕДВЕДЕВ: Хорошо. По поводу траектории. Всё-таки когда у нас в школах будут использоваться электронные дневники и возможность доступа к ним в качестве обязательного правила?

А.ФУРСЕНКО: В качестве обязательного, мы планируем, к 2012 году. Когда школы перейдут на новую систему, эта задача будет введена. Сейчас я могу сказать, что реально есть несколько программ, и мы их анализируем, сравниваем. Я думаю, что сейчас где-то, наверное, процентов 30 школ уже в полной мере используют и электронные дневники, и учительские и совмещают их с дистанционным обучением.

Д.МЕДВЕДЕВ: Дело в том, что ведь это не настолько сложная штука, потому как сайт-то есть почти у любой школы, даже маленькой, малокомплектной, самой отдалённой, а если есть сайт, то, соответственно, можно обеспечить к нему доступ и активировать эту программу по электронному дневнику.

А.ФУРСЕНКО: Есть одна проблема, Дмитрий Анатольевич, – это проблема защиты индивидуальных данных.

Д.МЕДВЕДЕВ: Да, это должно быть обеспечено.

А.ФУРСЕНКО: Поэтому этой проблемой мы занимаемся.

Д.МЕДВЕДЕВ: Это должно быть обеспечено, но это делается при помощи достаточно обычных нехитрых средств, паролей и так далее. Займитесь этим.

И вторая вещь, которую мне бы хотелось обозначить, – по поводу интернета. Я уже давал поручение Вам, Контрольному управлению Президента. Я не могу допустить, чтобы те средства, которые когда-то были предусмотрены в федеральном бюджете, оказались выброшенными на ветер, но ещё более досадно будет, если таким образом дети, которые учатся в школе, лишатся возможности получать информацию из интернета. Поэтому если наши коллеги, которые отвечают за оплату трафика в регионах, я имею в виду губернаторов, этого не делают, то это должно быть предметом прямого реагирования, потому что, по сути, это означает перевод денег. Мы же как договаривались со всеми губернаторами? Если мы их подключаем, особенно те регионы, где этого не было, то они отвечают за оплату трафика по истечении определённого времени. Время это истекло. Да, сейчас не самая простая ситуация, но тем не менее ничего страшного нет, вполне можно эти деньги изыскивать – меньше строить бессмысленных вещей, а выделять деньги своим школам. Поэтому если эти факты будут продолжаться, по поводу отключения школ, Вы мне лично доложите, мы тогда будем уже определяться по-другому.

А.ФУРСЕНКО: Есть.

Д.МЕДВЕДЕВ: Пожалуйста, продолжим. Дмитрий Вадимович.

Д.ЗЕЛЕНИН: Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

Уважаемые члены Совета! Уважаемые приглашённые!

Прежде всего я благодарен за то, что Совет при Президенте Российской Федерации по информационному обществу проходит здесь, в Твери. Это очень важно для российских регионов, потому что прежде всего, конечно же, и цифровое неравенство у нас в Российской Федерации, если мы говорим по регионам, и использование всех информационных технологий должно идти с импульса развития субъектов Российской Федерации.

На форуме, который сегодня проходит здесь, в Твери, уже седьмой раз, в том числе представлены лучшие образцы информационных технологий, которые не только планируются к внедрению в субъектах Российской Федерации, а уже внедрены. И это позволяет многим бюджетным организациям, многим чиновникам увидеть то, что наиболее востребовано в России, если мы говорим по регионам, и наиболее просто к внедрению.

В прошлом году выставка по аналогичному форуму позволила в Тверской области уже за этот истекший год с прошлого форума внедрить некоторые программные продукты. Это многие хорошие решения по обучению инвалидов, это решения по школьным дневникам, это окончательное определение с вариантом соцкарты и многое-многое другое. Я бы отметил и Пермский край, и Татарстан, которые действительно на прошлом форуме показали свои лучшие образцы. И, конечно же, город Москва.

Хочу отметить, что такое большое участие регионов, большое участие губернаторов (огромная им благодарность за это) позволит изменить ментальность в нашем обществе у бюджетных работников, которые, конечно, пока ещё боятся подойти к информационным технологиям, к технологиям, которые используются уже в лучших учреждениях, позволит им быстрее преодолеть этот барьер.


Конечно же, я бы дополнил то, что было сказано Андреем Александровичем. Если мы говорим про образование и уверенное развитие технологий, то прежде всего должна быть обеспечена система общего образования. Если мы говорим о Тверской области, то, решая задачу в нашем регионе, мы создали 170 базовых школ, я расскажу про три этапа, и мы уже реализовали первый, находимся в окончании реализации второго и подходим к третьему. Базовых школ 170, это вплоть до 10 мегабит в секунду в каждой базовой школе. В них на первом этапе (а это было 2,5 года тому назад) обучалось чуть больше 60 процентов учеников всего региона, сейчас это 72 процента. То есть родители, ученики идут в эти базовые школы. Конечно, мы подтягиваем этот стандарт и по другим школам, но по этим школам мы достигли, я считаю, хорошего уровня.

Второй момент, который мы реализуем по этим базовым школам, – это элемент информационных центров. Это не компьютерные классы, это зоны, где ученик и в том числе учитель могут получить доступ к современным информационным технологиям, современным ресурсам. И здесь мы набрали несколько таких блоков, которые школы могут дополнительно софинансированием из регионального, из муниципального бюджетов получить в этот информационный центр. Например, создание фильмов, создание школьного телевидения, создание, скажем так, научных разработок, если мы говорим о программном обеспечении. И школы пока решают для себя, какие приоритеты им выбирать.

Ещё один очень важный момент – это специализация сельских школ. Она заключается в том, что при таких технологических возможностях сельские школы становятся технологическими центрами. И через эту систему подключения подключается и здравоохранение, и даже муниципальная власть, и образование. Поэтому здесь очень принципиальный вопрос в том, что это становится действительно технологическим ресурсным центром.

И здесь мы идём на третьем этапе дальше, говоря о том, что эти информационные ресурсы используются, в том числе в других отраслях. Например, отрасль здравоохранения. Мы через эти информационные центры внедряем помощь кабинетам здоровья. К 1 сентября мы откроем во всех школах (в 620 школах) кабинеты здоровья, которые являются основой для того, чтобы дать информацию и ученикам, и педагогам, и родителям о возможностях, которые есть в окружающем пространстве. Это и спортивные учреждения, это и медицинские учреждения со специальными врачами, это в том числе и, конечно же, принципы здорового образа жизни.

Ещё один момент (и это связь тоже этих базовых школ) – это библиотеки. Мы внедряем в сельских библиотеках деловые информационные центры, которые нужны не только самим жителям, а нужны ещё и малому предпринимательству, включая фермерство. Они получают через этот ресурс информацию, идущую от нашей Сельскохозяйственной академии, которую дают в Министерстве сельского хозяйства. И это проникновение интернет-технологий уже в сельскую местность. Библиотеке, в которой мы находимся, исполнилось в этом году 150 лет, она также является центром по сбору цифровой информации, которая обеспечена в других библиотеках, в других регионах Российской Федерации и в целом по России. И она отдаёт эту информацию этим информационным центрам в базовых школах, осуществляя тем самым единую сеть.

Конечно, мы находимся на этапах реализации этого проекта, но тем не менее лучшие примеры, а они есть уже в 25–30 процентах школ, говорят о том, что, уже получив хороший поток интернета, получив хорошее оборудование, учителя, руководители школ, директора школ уже сами видят, где им брать эту информацию. Надо дать такую возможность.

И ещё один момент, который тоже связан с информационными центрами в школах, – это непрерывное IT-образование. У нас работает очень хороший лагерь, круглогодичный лагерь, это лагерь «Компьютерия», в котором дети погружаются в мир интернета. Они создают такие образцы, которые на зависть многим нашим региональным телеканалам. Там учатся школьники от 7 до 17 лет. И, кстати, пользуясь случаем, Дмитрий Анатольевич, я хочу Вас пригласить в этот лагерь, который работает уже пятый год, и действительно это образец для многих летних лагерей.

Так вот этот процесс образования и проникновения в понимание ученика интернет-пространства дальше продолжается в течение всего учебного года как дополнительное образование в этих базовых школах через эти информационные ресурсы уже на основе коммерческого использования.

Есть две задачи, или два вопроса, которые я хотел бы поднять как проблемные и которые могут быть решены. У нас устройства для хранения образовательной информации представляют собой объём информации порядка 40 терабайт. Они заполнены у нас в регионе пока только на 1–1,5 терабайта. Есть огромное пространство для использования.

И я абсолютно согласен с Андреем Александровичем, который говорил о федеральных центрах и федеральном агентстве, которые помогают наполнять эту информацию. Но здесь мне кажется, что нужен дополнительный импульс и от других отраслей. Например, по библиотекам, по тем лучшим библиотекам, которые есть в Российской Федерации, чтобы они дали свои образовательные ресурсы, информационные ресурсы в наши региональные центры. Это позволит получить к этим ресурсам гораздо больший доступ. Сейчас я хочу сказать, что темпы наполнения хорошие, но тем не менее могут быть большими.


И ещё один момент. Персональный компьютер в будущем году отметит свое 35-летие – возраст достаточно молодой и несвободный от недостатков. Я говорю о пороках информатизации наших детей, о той информации, которая есть в интернете и к которой получают доступ наши дети. Здесь, считаю, у школьников нужно выработать иммунитет к «информационному шлаку», которым забит интернет, чтобы они умели искать и выбирать качественную и достоверную информацию. Культура пользования информационными ресурсами, считаю, очень важный момент. Поэтому предложил бы в рамках преподавания в школах предмета «информатика» на всех уровнях обучения ввести такой спецкурс, как «культура работы с информационными ресурсами», который позволяет на раннем этапе рассказывать молодому человеку – будущему гражданину о том, от какой информации ему лучше всего ограждать себя. Это же мы делаем по медицине, но считаю, что это нужно делать и по информационному пространству.

Переход к информационному обществу, конечно, процесс социальный. Сокращая информационное неравенство в наших регионах, в наших бюджетных организациях, в сельской местности, мы сокращаем и неравенство социальное. И эта черта, эта дорога, на которой мы находимся, которой в том числе посвящён тот форум, который проходит в Твери, и наш нынешний Совет, имеет огромное общественное значение.

Д.МЕДВЕДЕВ: Спасибо.

Я одну тему услышал от Вас и не очень понял. Вы сказали, что у Вас есть какие-то возможности, дополнительные ёмкости по хранению информации. Вы считаете, что они не заполняются из-за чего?

Д.ЗЕЛЕНИН: Я считаю, что те информационные ресурсы, которые существуют в мире и у нас в стране, не всегда подготовлены к тому, чтобы быть образовательными ресурсами.

Д.МЕДВЕДЕВ: Нет, я не об этом. Вы сказали, что у Вас есть 40 терабайт свободной памяти. Если Вы считаете, что это много, то это не так, потому что сегодня любой компьютер персональный, который стоит на столе, он в среднем имеет полтерабайта или терабайт памяти на жёстком диске, а продвинутые имеют по два, по пять терабайт. Так что это вообще-то ёмкость 20 компьютеров, и чего в этом особенного?

Д.ЗЕЛЕНИН: Это в том числе ссылки на те ресурсы, которые есть.

Д.МЕДВЕДЕВ: Нет, я просто мысли не понял, Дмитрий Вадимович, Вы объясните мне. Вы хотите это заполнить как-то?

Д.ЗЕЛЕНИН: Хочется, чтобы образовательные программы и информация об образовательных ресурсах быстрее доходила до регионов и была бы им доступна и из других отраслей, не только самой отрасли образования. Из библиотек, например.

Д.МЕДВЕДЕВ: То есть смысл такой: рады бы чем-то заполнить это, да нечем.

Д.ЗЕЛЕНИН: Стараемся, не всегда успеваем.

Д.МЕДВЕДЕВ: Ну ладно, хорошо. Достаточно спорно это прозвучало, потому что на самом деле объём информации таков, что, в общем, никаких проблем для заполнения любых массивов сейчас не существует.

Коллеги, кто хотел бы продолжить обсуждение? Я не буду никого называть, поэтому короткие выступления и только с предложениями, что делать, без рапортов. Пожалуйста, Рустам Нургалиевич.

Р.МИННИХАНОВ: Уважаемый Президент, Вы сказали, кто и чем должен заниматься. Я хочу озвучить три задачи, которые мы поставили перед собой. Первая задача – на самом деле мы первый шаг сделали, вроде бы везде компьютерные классы, широкополосный интернет, но того результата, который мы хотим, пока ещё не получили, надо всё-таки погружаться глубже.

Наша задача – создать электронное образование. Мы определили: у нас 450 тысяч учеников и учителей, и каждый из них должен получить электронный адрес, 50 тысяч уже имеют, а остальные 400 тысяч ещё не имеют. В чём проблема? Мы исследовали рынок оснащённости, в основном ученики имеют компьютеры, и они с желанием пользуются, – проблема в учителях. Поэтому мы приняли программу: в течение двух лет мы оснастим всех учителей ноутбуками, в этом году – 13 тысяч, всего 38 тысяч, на следующий год надо будет больше, конечно, приобрести. Но возникает следующая проблема – проблема того, что мы говорим о широкополосном интернете, и если брать те задачи, которые мы ставим на перспективу, этот широкополосный интернет недостаточен… Мы для себя определили решение, третье решение – это дойти до школ, где свыше 500 учеников, оптикой, и дать туда возможность не менее 100 мегабайт передавать информацию.

Вот эти задачи мы пытаемся за два года решить. Я думаю, что, если мы это сделаем, учитель уже будет иметь инструмент – ноутбук и дома, и на работе, и в целом дальше уже какая-то программа должна быть и по школьникам.

Вот то, что я хотел сказать.

Д.МЕДВЕДЕВ: Спасибо, Рустам Нургалиевич.

Знаете, я уже сказал в своём вступительном слове, что учителя почти перестали бояться компьютеров и своих учеников. Но, конечно, это не означает, что всё абсолютно гладко. Каждый регион должен для себя определить программу, по которой учителя будут в лучшей степени знакомиться с современными технологиями компьютерного образования, просто с новинками. Потому что очень быстро всё развивается, и если ученики, например, всем этим пользуются, особенно новыми программами, новыми видами компьютеров, а учителя просто не могут отличить одно от другого, это не очень хорошо. Это снижает авторитет учителя, делает учителя просто несовременным человеком. Понятно, что это имеет значение. Это не значит, что авторитет учителя должен основываться только на знании компьютера, только на использовании интернета. Но, с другой стороны, это всё-таки элемент общей культуры. Поэтому я думаю, что в конечном счёте мы должны выйти на то, чтобы при подведении итогов, проведении аттестации учителей всё-таки этот фактор был одним из ключевых при принятии решения о том, продолжать трудовые отношения с учителем или нет. Потому что это то, что, собственно, сейчас должны знать все.

Раньше, для того чтобы стать учителем, нужно было получить базовые знания по той или иной дисциплине для учителя-предметника, например, но сейчас эти знания должны быть ещё сопряжены с использованием современной техники. Поэтому, я думаю, это нужно заложить в стандарты. Сейчас у нас это в аттестационнные позиции включено, Андрей Александрович?

А.ФУРСЕНКО: Сейчас новый подход к аттестации, это включено, но при этом оговорено было с профсоюзами, что мы должны создать условия для переобучения.

Д.МЕДВЕДЕВ: Да, безусловно, потому просто требовать знания, не создав условия, нельзя. То, что делают в Татарстане, – это правильно. С учителей можно требовать, но для этого обеспечьте возможность просто самим подготовиться как следует. Договорились.

А.КУДРИН:

Правительством Российской Федерации 24 мая принято постановление о координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов. Это инициатива Минсвязи. Это очень, мне кажется, революционная инициатива, связанная с тем, что все ресурсы или все программы информатизации министерств и ведомств должны соответствовать друг другу, не дублировать или проходить по разным правилам.

Здесь также есть механизм обоснования, экспертизы качества таких информационных программ. И сейчас настраивается эта работа по работе всех министерств. К сожалению, эта очевидная вещь до сих пор не реализовалась в полном виде. Кроме того, этим постановлением предусматривается, что в бюджетную классификацию теперь вводится статья по закупкам, связанным с информационными технологиями. Например, сейчас я могу сказать, сколько наши министерства закупили информационных продуктов и технологий в 2008 году и в 2009-м.

В 2008 году – на 42 миллиарда, это по федеральным органам, в 2009-м – на 37,2. Но в части планирования мы не могли, и даже сейчас не можем сказать, сколько это будет в 2010 году, потому что нет такой статьи классификации, по которой бы уже на стадии планирования они показывали эти закупки.

Д.МЕДВЕДЕВ: А как это называется в Вашей отчётности, то, что Вы назвали, эти 37,2 и 42 миллиарда?

А.КУДРИН: Это закупка товаров, работ и услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий. Но правильно, здесь есть такая тонкая грань, которую нам пришлось сейчас методически отрабатывать, чтобы более чётко указывалась та техника, продукция, которая попадает под эту статью. И при этом, когда мы сейчас введём это в бюджетную классификацию, она распространяется и на субъекты, то есть мы будем видеть всю эту ситуацию по этим закупкам, включая субъекты.

Я, Дмитрий Анатольевич, ещё в силу Вашего вопроса в начале моего выступления скажу, что Министерство финансов является одним из ключевых в стране органов по информатизации в связи с тем, что Федеральное казначейство, которое в своём составе обслуживает 30 тысяч федеральных учреждений и 100 тысяч учреждений субъектов Российской Федерации, 36 субъектов Российской Федерации, в режиме реального времени 60 процентов документооборота проходит в электронном виде, не выходя из кабинетов. То есть сотрудники соответствующих бюджетных учреждений не ездят ни в какие казначейства, министерства, документооборот идёт исключительно в электронном виде, с электронным кодом доступа и подписью. Это уже реализованный проект, один самых крупных, кстати, в России, и он известен, он стоит около миллиарда долларов.

Я как раз хотел сказать в этой связи, что вот такая сложная система, работающая в режиме онлайн с электронным оборотом, стоит дешевле, чем некоторые услышанные здесь проекты по информатизации. Если мы посмотрим на концепцию здравоохранения, то увидим, что 14 миллиардов будет выделено по финансово-экономическому обоснованию на информатизацию аптек, и, например, каждая аптека получит поддержку (муниципальная или государственная аптека) на 1,8 миллиона рублей для своей информатизации, или, например, в рамках каждого медицинского учреждения, по примерным оценкам, это 4 миллиона рублей. Должен сказать, что мы за 4 миллиона рублей средний областной район информатизируем, включая весь электронный оборот района. В этом смысле надо ещё проверять, насколько эти обоснования и эти места соответствуют целям, функциям, результату, который будет. Мне кажется, у нас сейчас пока дороговатыми становятся эти программы.

Вот если говорить об образовании, то очень важная социальная, нужная функция по дистанционному доступу к детям-инвалидам, это место по ребёнку-инвалиду стоит 333 тысячи рублей. Должен сказать, что у нас место операциониста в банке ненамного дороже стоит. Поэтому нужно смотреть, что это за технологии, и всегда сравнивать с целью и результатом, который получается.

Д.МЕДВЕДЕВ:

Алексей Леонидович, спасибо за комментарии. Что мне бы хотелось сказать на Ваши комментарии? Я согласен с тем, что очень много дублирования. На самом деле это так. Я когда-то во все эти проблемы, работая в Правительстве, погружался, может быть, более глубоко, чем сейчас, но даже по закупке всякого рода программ, установке различного рода электронных ресурсов у нас продолжается дублирование в различных ведомствах по нескольким причинам. Во-первых, потому, что сейчас этим стало заниматься модно. А раз это модно, значит, под это есть бюджет. Если есть бюджет, соответственно, им можно распорядиться, можно чего-то «отпилить» себе – выгодная «тема». Поэтому здесь должен быть очень серьёзный контроль. Но этот контроль должен быть и вневедомственным – пусть президентское Контрольное управление занимается этим, Счётная палата. И контроль, которым должны заниматься сами правительственные структуры.

У нас есть, кстати сказать, и координирующее ведомство, неплохо бы, чтобы и оно в эти вопросы включалось активнее и говорило, например, что здесь нет смысла приобретать, допустим, вот эти программы, потому что у нас используется свободное программное обеспечение, отсекая, допустим, излишние заказы. Это, как мне представляется, весьма и весьма важная вещь.

Теперь по поводу общих сумм. Надо разобраться в их структуре. Вот эти 42 и 37 миллиардов – это вообще-то немаленькие деньги даже для такого крупного государства, как Россия, потому что если это только, собственно, закупка ИКТ, то есть информационно-коммуникационных технологий, то каждый год мы тратим по 1,5 миллиарда долларов почти. Это немало вообще-то. Надо понять, на что это идёт. И это, в общем, абсолютно справедливо, и это я поддерживаю.

С другой стороны, очевидно, что нам без решения целого ряда вопросов, связанных с созданием электронного правительства, внедрением электронных услуг, невозможно решить задачу модернизации страны. Поэтому тема, которую мы с вами сегодня рассматривали, полностью укладывается в общую повестку дня – модернизировать экономику, модернизировать наше государство. Я посмотрел тоже поручения, которые даются. Они действительно очень жёсткие: создать, создать и так далее. Я не против того, чтобы оценить ещё раз сроки создания соответствующих продуктов и соразмерить с нашими деньгами. Если Минфин ещё к этому не подключался – подключитесь. Но не для того, чтобы просто отбиваться от этих тем. Постарайтесь сопрячь это с тем, как у нас сегодня выглядит финансовая ситуация, и в кратчайшие сроки дайте ответ на вопрос о том, каким конкретно периодом можно было бы ввести соответствующие программные продукты, соответствующие виды электронных услуг. Нужно это доработать.

Д.МЕДВЕДЕВ:

Уважаемые коллеги!

Нам нужно продолжить работу над всеми проблемами, заниматься и региональными планами развития информационного общества и формирования электронного правительства в региональном разрезе. У нас есть специальные структуры, которые этим занимаются. У нас есть министерства, у нас есть другие структуры, у нас есть Администрация Президента, которая тоже активно занимается этим. Хотел бы, чтобы вы эту работу продолжили. Доработали совместно проект нашего решения, решения Совета по развитию информационного общества, не конкурируя друг с другом на этой поляне, а взаимно дополняя друг друга и помогая друг другу.

Всего доброго!


 

empty.gif
empty.gif
empty.gif

Фрагменты стенографического отчёта о заседании Совета по развитию информационного общества в России, связанные с вопросами образования. | 11.07.2010 |

Автор: Медведев и другие
Тэги: заседание Совета, правительство, образование, стенограмма



ОБСУЖДЕНИЕ


Дания Харисовна Сайфутдинова2010-08-28 22:37:25 - Дания Харисовна Сайфутдинова
Глаза боятся,а руки делают. Думаю, что все у нас получится.
Елена Викторовна Дернова2010-10-16 08:12:34 - Елена Викторовна Дернова
дело в другом, дистанционное обучение разве может быть лучше? то, что компьютерная грамотность даёт источник информации это плюс, но наши дети перестают думать, читать.Готовые сочинения из интернета.Много ли выпускников школ прочитали `Войну и мир` полностью?

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться










  Copyright © 2berega.spb.ru, ПроШколу.ру, 2007-2024. Все права защищены.   Контакты
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу