Прогулки вместо уроков - Михаил Альфредович Гутентог
 
 

Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?


ГЛАВНАЯ

ШКОЛЫ

ДЕТСАДЫ

КУЛЬТУРА, СПОРТ ...

КАРТА

БИБЛИОТЕКА

СООБЩЕСТВА

КОНКУРСЫ











Михаил Альфредович Гутентог


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Михаил Альфредович Гутентог / Блог / Прогулки вместо уроков


ЗАПИСЬ #3

КОММЕНТАРИИ (8)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


27 мая 2020, 09:35, автор - хозяин блога
Михаил Альфредович Гутентог

Прогулки вместо уроков

Существует некоторая асимметрия в действиях учителя, направленных на развитие детей. Чтение: мы постоянно понемногу что-то читаем; дети читают по очереди и наблюдают друг за другом, видят, что кто-то читает лучше, хотят сами научиться читать лучше. Уметь читать – очень важно; дети видят, что учитель считает это важным.


Но ещё более важно в младшем школьном возрасте гулять: играть с друзьями на улице, проходить пешком большие расстояния, просто ходить или бегать без цели, лазить по деревьям или по местности со сложным рельефом. Мы не можем поступать с гулянием так же, как с чтением: посадить весь класс перед окном, выводить учеников по одному во двор и просить их показать товарищам, как они умеют гулять – так же, как мы просим их прочитать одно-два предложения при всём классе.


Чтобы дети увидели, что для учителя это важно – много гулять на улице, нет другого способа показать детям эту важность, кроме как взять и пойти со всем классом куда-то далеко-далеко и делать это постоянно: и зимой, и летом, и осенью. Цели могут быть разные: экскурсия для знакомства с ледоколом «Ангара»; кормление диких уточек или почти уже ручных белочек; околачивание и поедание диких груш; поиск приятных мест в городе – каких-то рощ, парков на расстоянии «пешей доступности» от школы, где можно отдохнуть, полазить по детской площадке, слепить снеговика или просто поваляться на траве.


Идеальная схема работы для начальной школы – до обеда 4 часа учимся, после обеда 2-3 часа гуляем. Для достижения этого идеала с детьми должны работать как минимум два взрослых человека – учитель и воспитатель «продлёнки». Потому что один (одинокий) учитель начальной школы просто не успеет приготовить уроки к следующему учебному дню по нескольким предметам, если будет с детьми целый день. Либо он начнёт болеть. Либо халтурить. В некоторых школах бывает по два учителя, в некоторых нет – это зависит от нескольких факторов: от воли директора и педсовета, от «экономики», от желания родителей, даже от инфраструктуры города. «Нормой», наверное, сегодня нужно всё-таки считать, когда на классе учитель один. И тогда эта схема работы – 4 часа учимся, 2 часа гуляем – пропорционально должна уменьшаться: 3 часа учимся, 1 час гуляем, например (а лучше полтора часа гуляем – два урока по 45 минут).


Но в школьной программе нет такого урока – «гуляем». Хотя в вальдорфской школе есть – после главного урока обязательная прогулка во дворе школы в течение 20-30 минут. Но это количество гуляния не укладывается в «здоровую» пропорцию. Поэтому учителя начинают сами искать (изыскивать) возможности по оздоровлению бедных замученных городских детей. Например, взять и изъять целый день в каждой неделе из классно-урочной системы и провести этот день с классом в лесу (в роще). Или не целый день, а 2-3 урока для дальней прогулки.


Тогда сразу возникает вопрос учебного плана – на какие-то уроки в неделю станет меньше часов. Удлинять учебный день для младших школьников – дело совершенно неприемлемое, получится, что ради оздоровления (увеличения времени на открытом воздухе) мы будем увеличивать интенсивность нагрузки в классе. Поэтому приходится выбирать: литература, математика и английский или прогулка в роще (то есть «окружающий мир» на практике). И всегда будут родители, которые скажут: мы пришли в школу учиться, гулять мы можем и дома.


Ну, тут ничего не сделаешь, я говорю таким родителям: вы пришли в школу учиться в том числе и этому – приоритетам; и если я не буду учить детей (практически! на словах этому не научишь!), что движение на воздухе для них сейчас важнее всего, то к шестому классу половина из них приобретёт «смартфонную зависимость», например. Или что-то похуже. И самое сложное здесь в том, что невозможно учить приоритетам индивидуально: ты пойди погуляй, а ты посиди в классе и почитай книгу, так как ты и так много дома гуляешь.


Чтению и счёту учить индивидуально можно. Воспитательному приоритету – нет, это дело очень «коллективнозависимое»: как только кто-то один скажет «что-то у меня сегодня горло хрипит, можно я на прогулку не пойду», так сразу же назавтра полкласса найдёт причины не ходить на прогулку. Да, когда мы уже ушли далеко от школы, дети вполне довольны и счастливы, это вроде как приключение. Но для того чтобы туда попасть, в это счастливое место, нужно определённое волевое усилие – а зимой это ещё и нудное переодевание в тёплую уличную одежду.


Поэтому мы возвращаемся к вопросу из статьи «Ни чему не следует учить»: что именно «не успевают» делать из-за пропущенных уроков и кто не успевает – учитель или дети? Нет, возвращаемся к этому вопросу, конечно, не потому что дети долго переодеваются зимой для прогулки. А потому что прогулка важнее уроков; а пропуск уроков («нехватка часов» по учебному плану) совершенно на развитие детей не влияет. Если быть совсем уж точным, то потеря 80% часов повлияет, наверное. Но мы же говорим о каких-то 20%.



Тэги: начальная школа, чтение, русский язык, математика, прогулки



ОБСУЖДЕНИЕ


Алевтина Петровна Монастырская2020-05-27 14:13:21 - Алевтина Петровна Монастырская
В школе пифагорийцев даже математику изучали, прогуливаясь на природе.
Татьяна Павловна Гришкова2020-05-27 14:22:55 - Татьяна Павловна Гришкова
Согласна про гуляние. У нас есть уроки физкультуры, внеурочка, природа, технология и даже литература, русский и математика которые при желании можно проводить на улице.
Раньше, когда в 6 классе начиналась физика я часто гуляла с детьми и мы искали физику в гулянье - мы идем - как посчитать скорость? А машины - они идут быстрее или медленнее? А как определить это ничего не измеряя? А вот мы катимся с горки - а почему мы катимся? А если мы бросим камень - как он полетит? почему? А почему птица летит не как камень? И т.д. Находили много разных вопросов на которые потом искали в учебнике ответы. Больше было свободы в проведении урока. И не нужно было искать второго пристяжного когда ведешь во двор школы 20 человек. и пр.
Александр Леонидович Ус2020-05-27 14:34:17 - Александр Леонидович Ус
Лесные и пришкольные прогулки 3-6 класса вспоминаю с неизменным удовольствием. Карельская тайга, от опушки которой до школы буквально пара шагов; ухаживание за клумбами прямо около стен школы, `с сюрпризами` (ещё бы: клумбу взрыхлишь, да монетку-другую финскую отыщешь!). А аромат леса после дождя? А измерить крутизну склона школьного холма? Это уж не говоря о том, что в школу и из школы - всё по лесу. Даже не по дороге - по дорожке.

Турслёты, `Зарницы` - это, правда, немного другое. Но всё же. А походы, и неблизкие, в старших классах мы устраивали самостоятельно. Ну и физкультура, которая не просто побегать на лыжах вокруг стадиона (что удобно). Но поноситься по сопкам, устроить свалку за вымпел. Пройдя маршрут по карте, составленной физруком. Которого на маршруте и не видно, но который тут, никуда не делся - аж взгляд чуешь сквозь еловые лапы. Только не видать Юрия Петровича - он и в зимнем лесу маскируется - закачаешься...)
Михаил Альфредович Гутентог2020-05-27 15:07:54 - Михаил Альфредович Гутентог
Татьяна Павловна, почему `было` больше свободы? Почему сейчас не изучаете физику на улице? И что за `второго пристяжного` во дворе школы? Мы ходим со вторым классом, 30 человек, через полгорода: впереди двое дежурных с флажками и один учитель; позади... другие двое дежурных - замыкающие.
Геннадий Иванович Танченко2020-05-27 15:32:53 - Геннадий Иванович Танченко
`Но в школьной программе нет такого урока гуляем` У процентов 50 только эти уроки и есть. 9-11 лет гуляний.
Надежда Сергеевна Есипова2020-05-28 12:48:51 - Надежда Сергеевна Есипова
Михаил Альфредович, абсолютно с Вами согласна!
Не так давно закончила школу. Помню, как на продленке нас обязательно выводили на улицу на целых полтора часа! Даже площадку построили на территории школы! Физкультура обязательно была на улице, если было достаточно тепло. Очень жаль, что не застала лыжи. Окружающий мир весной превращался в уход за собственной клумбой (на территории школы) и выращивание растений на подоконнике. Но могу сказать, что прогулки очень важны для детей, особенно для начальной школы.
пользователь отключен2020-05-28 13:45:42 - пользователь отключен
Комментарий отключен модератором
Татьяна Павловна Гришкова2020-06-02 12:20:09 - Татьяна Павловна Гришкова
Михаил Альфредович, а потому что веду сейчас только информатику, а её на улице трудно изучать.

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться









  Copyright © 2berega.spb.ru, ПроШколу.ру, 2007-2024. Все права защищены.   Контакты
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу













Новые комментарии



Какие же лапочки!)))
Галина Ефимовна, ну, кто виноват что мы повзрослели и нас ножки уже не держат. Пусть обживаются и работают.
Татьяна Павловна, может, лучше коньячку рюмочку? 😀😀😀. Просто удивляюсь: молодые же люди, должны понимать и рпзбираться , как работать на страничке, но... Просто поражает, КТО приходит работать в образование😒😒😒
Галина Ефимовна, валерьяночки?
Да, у меня тоже было сообщение о повреждённом заголовке файла. В результате скачалось лишь 38 мб из 75 - ровно половина! Сразу внимание не обратил.
не получается 6811441-a2964208