Государственное
бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №25
компенсирующего вида
Петродворцового
района Санк4т-Петербурга
Конспект интегрированной образовательной деятельности
«
Путешествие осеннего
листочка»
с детьми с ТНР старшей группы
Воспитатель:
Осипенко И.П.
2017 г.
Образовательные области: - Познание
-
Коммуникация
- Речевая
- Художественно-
эстетическая
-
Физическое развитие
Цель: -
систематизировать знания детей
о сезонных явлениях
в природе
Задачи:
Образовательные:
-
продолжать формировать представления
детей о характерных
особенностях осени;
- продолжать знакомить со свойствами
воздуха (прозрачный, окружает нас повсюду),
- показать способы
создания ветра (экспериментирование)
-
упражнять детей в умении работать со
схемами, находить предмет в соответствии
с заданной схемой;
-
закреплять представления детей об овощах (растут в огороде на
грядке, осенью их
собирают)
-
закрепить представления о зимующих и перелетных птицах;
-
упражнять в умении различать листья разных
деревьев в соответствии с их
внешним
видом;
Развивающие:
-
формировать навыки правильного
дыхания у детей, умение менять
силу голоса;
- формировать умение
высказывать предположения и
делиться впечатлениями;
-
упражнять в умении отвечать на
вопросы полным предложением;
-
развивать физические качества детей – бегать стайкой, не наталкиваясь друг на
друга;
-
развивать мелкую моторику пальцев рук (умение
аккуратно вставлять в прорезь
черенок листочка)
-
развивать умение отгадывать загадки,
ориентироваться в пространстве;
Воспитательные:
- воспитывать
желание помогать в решении проблем (собрать урожай, помочь
птицам);
- формировать умение выполнять задания по очереди, не перебивать
друг друга;
Технологии
: - игровая
-
здоровьесберегающая
- критического мышления
- личностно – ориентированная
- информационная
Материалы и оборудование
:
-
декорации огорода (8 грядок с
муляжами разных овощей)
- 8 корзиночек для
сбора овощей (в каждой лежит
схема)
-
декорации осенней полянки (елочки, на
полу разбросаны листья:
кленовые, березовые, дубовые, рябиновые);
-
кленовый листочек в виде
презентации с голосовым
сопровождением
и такой же
листочек из картона, привязанный
к ниточке и палочке;
-
полиэтиленовые пакеты для
обнаружения воздуха, бумажные полоски
для создания
ветра;
-
презентация - игра « Поможем птицам»
(зимующие и перелетные);
Предварительная работа
:
- беседы о признаках
осени, об овощах, зимующих и перелетных птицах,
деревьях;
- дидактические и
подвижные игры по заданным темам;
- чтение художественной
литературы;
- изобразительная деятельность;
- пальчиковые игры;
- знакомство со
свойствами воздуха;
- артикуляционная гимнастика, игры на дыхание;
- игры на
определение эмоционального состояния ;
План образовательной деятельности.
1 часть: Вводная
-Разминка в форме приветствия
- Игра, создающая мотивацию (звонок по скайпу, появление осеннего листочка)
2 часть: Основная
Решение проблемных
ситуаций
- создать
ветер(экспериментирование),чтобы листочек мог прилететь;
-собрать овощи на огороде,
угадывая их по схемам
-помочь птицам разобраться,
улетать им в теплые края или нет;
- помочь листочку найти друзей
3 часть: Итоговая. Эмоциональная
рефлексия
Дети делятся впечатлениями
о путешествии, радуются, что
совершили много
добрых дел: собрали овощи в огороде, помогли
птичкам и т.д.
Ход.
Воспитатель: - Ребята, к нам сегодня
пришли гости. Давайте с
ними поздороваемся.
С добрым
утром, с новым днем руки
в стороны
Мы расскажем, как живем сжимают
и разжимают кулачки
Мы гуляем, мы играем загибают по очереди все пальчики
И немного
выступаем.
Занимаемся,
поем -
Вот как
весело живем. сжимают
и разжимают кулачки
Рады видеть
вас, друзья хлопают
в ладоши
Крикнем весело: «Ура!» поднимают
руки вверх
Слышится звонок
скайпа
Воспитатель: - «Ребята,
слышите звонок, кто- то выходит с
нами на связь
по скайпу. Посмотрим, кто это?»
Презентация. На экране
появляется
кленовый листочек, он висит на дереве и начинает говорить:
«Здравствуйте, ребята….. Я
– осенний листочек. Я живу
на этом дереве. Раньше на дереве было много
листочков, но сейчас я остался один, а мне так хочется
увидеться со своими
друзьями. Поэтому я отправляюсь в путешествие, чтобы найти
своих друзей, и приглашаю
вас с
собой.
Вы мне
поможете? (Да)
Тогда я лечу
к вам. (слайд закрывается)
Воспитатель: - Ребята, а
как же листочек к
нам прилетит? Ведь у
него нет крыльев?
Дети: - Его принесет ветер.
В-ль: Но в
нашей группе нет
ветра. Что же делать? … Кажется, я придумала. Мы можем
создать ветер сами. Вы согласны?
Тогда давайте
разберемся, что такое
ветер? Как вы думаете?
(высказывания детей)
Во-ль: Ветер – это движение
воздуха. А в группе
у нас есть
воздух? (да)
Но я его
почему-то не вижу.
Дети : Он невидимый.
В-ль: Тогда давайте проверим, действительно ли воздух есть.
Проведем опыт:
возьмите по одному
пакетику и попробуйте
поймать воздух. Если пакет
надуется - значит воздух есть.
Вывод: Воздух в
группе есть, хоть мы его и
не видим.
В-ль: Теперь нам надо
заставить воздух двигаться.
Как можно это
сделать?
Дети: включить пылесос, помахать картонкой, веером, включить фен, подуть.
В-ль: - Правильно. Я
предлагаю самый простой
способ: подуть. Для того, чтобы
увидеть движение воздуха, возьмем полоску
бумаги и подуем
на неё. Напоминаю, что
вдыхаем воздух носиком, а выдыхаем через
рот, щеки не надуваем.
Дети дуют, слышен звук
ветра (запись)
Раздается стук в
дверь.
В-ль: - Вот и листочек прилетел.
(открывает дверь, заносит листочек
)
Дети здороваются с
листочком.
В-ль: - Ребята, давайте вспомним, зачем листочек к нам прилетел?
Дети: он пригласил нас в
путешествие, чтобы мы помогли найти его
друзей.
Воспитатель: Листочек, мы
с ребятами готовы
отправиться с тобой в путешествие, чтобы найти
твоих друзей. Ты будешь
нашим проводником. Ты полетишь, а мы за
тобой. Согласен?
-Тогда
мы говорим волшебные слова «Раз,
два, три – листочек, лети!», создаем ветер
и отправляемся за тобой.
Дети говорят
слова, дуют и бегут стайкой за «летящим» листочком. Листок приводит всех
в огород.
Воспитатель: - Ребята,
куда привел нас
листочек?
Дети: - В огород.
В-ль: - Что растет
на огороде?
Дети: - Овощи.
В-ль: - Правильно, овощи. Но их
почему-то ещё не собрали? везде
уже урожай собрали, а про этот огород, наверное, забыли?
Мы должны
собрать овощи на
этом огороде. Каждый из
вас возьмет корзинку, в которой лежит
схема. На схеме – три части:
первая часть указывает
какого цвета овощ
надо собирать, вторая -
какого размера этот
овощ, третья – какую форму напоминает
овощ. Прочитав свою схему, вы сможете собрать нужные овощи с грядки.
Собирать овощи будем
по очереди. Начну
я.
У меня овощ
красный, маленький , круглый.
Я думаю, что это - помидор.
Я соберу
помидоры.
-Какой овощ у
тебя, Геля? (У меня
овощ зеленый, овальный, маленький)
Это огурец.
Дети по очереди рассматривают
свои
схемы, перечисляют признаки
овоща, называют его и собирают
овощ в свою корзинку.
В-ль:- Молодцы, много овощей собрали.
Отвезем их потом
на овощную базу.
- Ребята, но ведь мы
сюда пришли, чтобы найти
друзей листочка. Здесь их
нет.
Надо продолжать наше
путешествие. Листочек, ты готов? Ребята, говорим волшебные слова:
«Раз, два, три – листочек лети!» Создаем
ветер, идем за листочком.
Листочек приводит детей к скворечнику.
В-ль: - Ребята, смотрите, какой
красивый домик, как он называется?
(Скворечник)
- Кто
живет в скворечнике? (Скворец)
-Давайте позовем скворца и спросим у него, куда
делись листики с деревьев?
Дети зовут
сначала тихо, потом громко. Тишина.
В-ль:
- Я, наверное, загляну в скворечник (заглядывает)
- Ребята, там
никого нет. Где же скворец? (Он
улетел в теплые страны)
Слышится птичий
крик (презентация)
В-ль: - Что это птицы так раскричались?
- Листочек, ты не знаешь, что случилось?
Листочек говорит мне, что
птицы никак не могут
решить, кому из них надо
улетать
в теплые страны, а кому остаться
зимовать здесь.
-Давайте им поможем
решить эту проблему.
На экране будет
появляться птица. Надо назвать
её и решить, отправлять её в теплые страны к
солнышку или оставить
здесь.
Презентация – игра «Поможем птицам»
В-ль:
- Молодцы, птичкам мы помогли
разобраться, а вот листиков
не нашли. Поэтому отправляемся
дальше.
Говорим волшебные
слова: «Раз, два, три - листочек лети»
Дуют, бегут за листиком.
Прибегают к осенней полянке.
Воспитатель: - Ребята, листочек привел нас на осеннюю полянку.
Появляется Осень (взрослый в костюме осени)
Осень: - «Здравствуйте, ребята!
Вы зачем пришли на мою полянку?»
В-ль: Пусти нас на
полянку, мы ищем осенние
листочки.
Осень: - Я пущу
вас, если вы отгадаете
мою загадку.
Дни стали короче, Длиннее стали ночи.
Урожай собирают. Когда это бывает?
(осенью)
Осень: - Правильно. А
что вы знаете
об осени?
В-ль: А мы
тебе сейчас покажем, поиграем в
игру «Да или
нет»
-Ребята, слушайте внимательно
мои вопросы и
отвечайте короткими словами
«Да» или «Нет»
В-ль:
Осень снова
к нам пришла?
(Да, да, да)
Дождь и
слякоть принесла? (Да, да, да)
Бабочки
летают? (Нет, нет, нет)
Листья опадают?
(Да,да,да)
Птицы снова
гнезда вьют? (Нет,нет,нет)
Червячков они
клюют? (Нет, нет, нет)
После
осени – зима? (Да,да,да)
Будет рада
детвора? (Да,да,да)
Осень: - Молодцы, все про осень
знаете. Пропускаю вас на
осеннюю полянку. Разрешаю вам
забрать листочки.
Дети: - Спасибо, Осень.
В-ль: - Ребята, посмотрите
как много здесь
листочков. Назовите их. Какие
здесь листочки?
Дети: кленовые, рябиновые,
дубовые, березовые.
Воспитатель: - Листочков много, с разных деревьев, но
нам надо найти
только те, которые похожи
на наш листик. Какие
это будут листики?
(Кленовые). Возьмем по
одному кленовому листочку
и соберем их
в корзину.
(дети
выполняют задание: вставляют листочки
в прорези в корзине)
Воспитатель: - Вот, листочек, мы и нашли твоих друзей.).
- А нам
пора возвращаться в группу. Давайте
попрощаемся с листочками, заберем
овощи, которые мы собрали, скажем волшебные слова, повернемся вокруг себя и окажемся в нашей группе.
«Раз, два, три, четыре, пять
В нашей группе мы
опять»
В группе.
В-ль:
- Ребята, вам понравилось наше
путешествие? (Да)
А что понравилось
больше всего? (Дети
отвечают по очереди)
В-ль: - Вы все молодцы. Вы помогли листочку найти его друзей, собрать овощи,
помогли птичкам. Вы все задания
выполняли правильно, дружно, слушали
друг друга, не перебивали. Я
увидела, что вы много знаете про осень и любите это время года.
Угощения.
(
приносит
Осень)