Статья в родительский уголок «Хороший пример заразителен»
Хороший пример заразителен
Статья по работе с родителями в детском саду для
родительского уголка.
Детство, как всем хорошо известно, сензитивный период для
развития всех психических функций человека, период в жизни человека, создающий
наиболее благоприятные условия для формирования у него определенных
психологических свойств и видов поведения. Итальянский педагог Мария Монтессори
(которая, собственно, одной из первых определила границы сензитивных периодов
развития и восприятия у детей) отмечала, что с рождения до 3-х летнего возраста
период восприятия порядка, до 5,5 лет сенсорного развития, до 6 лет речевого
развития. Сензитивным периодом развития социальных навыков является возраст 2,5
- 6 лет. Задачей родителей в пору детства является не только развивать
формирующиеся процессы восприятия, внимания, памяти и речи, но и формировать с
самых пеленок правильное мировоззрение и культуру поведения в обществе-социуме.
Что именно должны вложить родители в сознание ребенка,
конечно же, определяется семьей, никаких прописанных постулатов не существует и
маловероятно, что они будут когда-нибудь узаконены. Но любой взрослый человек,
который существует в социуме и каждый день непосредственно контактирует с
людьми, должен понимать, что как только у ребенка начался процесс развития
активной речи, прививка у ребенка культуры общения - очень важный момент в его
социальном развитии. А где ребёнку этому учиться, как не у своих родителей?
Очень важно не только научить ребенка правильным, вежливым
словам, но и постараться объяснить ребенку смысл этого обряда, значения всей
культуры общения. Члены семьи объясняют малышу бытовые ритуалы, такие как мытье
рук и последующее их вытирание для предотвращения отравления. Так и слова
приветствия следует говорить не потому только, что ты знаешь этого человека, а
именно потому, что этими словами можно выразить свое уважение и пожелать
здоровья собеседнику (Здравствуйте - от слова «здравие»).
Очень часто в детском саду родители отправляют малыша
сказать «до свидания» воспитателю, а сами при этом ждут в дверях, забывая, что
лучшим примером для ребенка являются они сами. Если кто-то из них сам будет
регулярно прощаться с воспитателями, то у ребенка лучше произойдет закрепление
этого действия, принятия его как нормы поведения. Если отец в транспорте будет
уступать место пожилым людям и женщинам с детьми, вероятнее всего, для будущего
мужчины навсегда будет правилом этот поступок.
Взрослые в присутствии детей никогда не должны отступать от
определёенных норм, иначе ребенок может запутаться, какой образ поведения
верен, а какой нет и какой линии поведения стоит придерживаться. Поведение у
детей не очень устойчивое. Оно постоянно меняется в зависимости от увиденного
или прочитанного. Ребёнок еще не научился соотносить степень правильности
своего поведения и «образца». В этот период жизни любой ребёнок очень зависим в
своих действиях от взрослых или сверстников, он ещё подражает, не заботясь о
правильности своего поведения. Поэтому в своей нравственной ориентации он
вынужден равняться на взрослых.
В заключении хочется вспомнить такие слова Порфирия
Кавсокаливита: «Кажется, что стать хорошим очень трудно, но в действительности
это легко, если с детства положено доброе начало. И тогда, когда ты взрослеешь,
тебе не трудно, потому что добро уже внутри тебя, ты им живешь. Оно - твое
достояние, которое ты сохранишь, если будешь внимателен на всю свою жизнь».
Родителям не нужно забывать, что ребенок - это зеркало семьи, если вы хотите
вырастить достойного человека, то не забывайте, что в первую очередь вы сами
должны вести себя достойно.
PS
Сензитивный период развития ребёнка — период, в пределах
которого у ребёнка складываются самые благоприятные условия для формирования
определенных качеств, психологических свойств и различных видов поведения.