С праздником
Т.А.Агапкина
Ильин День — день памяти пророка Ильи, отмечаемый 20.VII /2.VIII .
Ильин День праздновался во избежание грома и молний (ср. хрононимы: укр. Громове свято, серб. Илиjа громовник, болг. Гръмовник).
Ильин День. считался временем летних гроз и бурь, страх перед последствиями которых (пожары, разрушения, гибель урожая) породил отношение к
Ильину Дню как опасному и крайне неблагоприятному (ср. русс. Илья немилостивый, Илья сердитый).
Ильин День входил в цикл дней, празднуемых для защиты от
грома и пожаров: ср.
также сербское поверье о том, что св. Пантелей (отмечаемый 27.VII)
приходится Илье-пророку братом, а Огненная Мария (30.VII) — сестрой. В
России в
Ильин День совершались молебны в поле и в церквях и часовнях, посвященных
Илье; запрещались различные виды хозяйственных и домашних работ (косьба, вывоз сена, жатва,
а также стирка, колочение белья вальками); несоблюдение этих запретов
могло навлечь на село, дом, угодья грозу, сильные ветры, пожары. В
России в
Ильин День совершались молебны от засухи.
У южных (реже и у восточных) славян известны поверья о том, что от грома в
Ильин День
портятся орехи: они становятся червивыми, пустыми, сгорают изнутри, «их
съедает молния». Плоды лесного ореха и сам кустарник расценивались как
прибежище демонического или хтонического существа, поражая которое, гром (громовержец) наносит вред и самим плодам (см.
Лещина).
Ильин День считался календарной границей, когда проявлялись первые признаки
осени. Болгары говорили, что в
Ильин День Илья надевает первый из своих семи кожухов и поворачивается в сторону зимы, а в России считалось, что «на Илью до обеда лето, а после обеда осень». Верили, что с
Ильина Дня перестает греть солнце («До
Ильина Дня и под кустом солнце сушит, а после
Ильина Дня и на пустоши роса не обсыхает»); начинаются утренние холода и Даже заморозки («На
Ильин День и камень прозябает», «До Ильи — хоть разденься, а после Ильи в зипун оденься»); сокращается световой день («Петр и Павел час убавил, Илья-пророк два уволок»); опадают листья с деревьев («Придет Петрок — оторвет листок, придет Илья — отщипнет и два»); начинаются дожди и ненастье («До Ильи и поп дождя не намолит, а после Ильи и баба фартуком нагонит», «Прийде Iлля, то наробить у полi гнилля»). С
Ильина Дня запрещалось
купание.
С
Ильиным Днем связывалось сезонное исчезновение животных (змей, птиц и др.; ср.
Воздвижение), а также начиналось «волчье» время: открывались волчьи норы и волки могли нападать на скот; в некоторых местах в
Ильин День начинался сезон охоты на волков и охотники считали, что, затравив в
Ильин День волка, они обеспечат себе удачу на будущее.
С
Ильина Дня отменялись запреты на пищу нового урожая. В
Ильин День пасечники в первый раз подрезали соты и угощали всех
медом. К
Ильину Дню должно было закончиться роение пчел; после него пасечники отгоняли чужой залетевший к ним рой, считая его ненадежным (ср. рус. «Ильинский рой не в корысть»). У восточных славян с
Ильиным Днем связано появление хлеба из муки нового урожая (ср. приметы: укр. «На Илли новий хлиб на столи», бел. «На Илью поуну печь хлеба нальлю»). Хлеб из новой муки приносили для благословения в церковь, оставляли его перед иконой Ильи.
Ильин День был одной из хозяйственных границ года: в
Ильин День могли начинать
жатву («Илья
жниво зачинает») или заканчивать уборку урожая (укр. «Илля на поли копи
личить»), а также завершать косьбу: «Илья-пророк — косьбе срок»; после
Ильина Дня косили толокой в помощь вдовам, сиротам и одиноким старикам (ср. бел. «Іванова сена — панове, а Ілліне — удовіне»).
Одним из наиболее заметных событий
Ильина Дня была
братчина — осенний праздник урожая.
Тэги:
Ильин день