Методическая рекомендация
«Если у Вас медлительный ребенок»
Дети бывают разные, кто-то очень шустрый и гиперактивный, кто-то очень застенчивый, а кто-то очень медлительный. Если общая картина о группе детей складывается, что все дети очень активные, то из общего числа все равно будет медлительный ребенок и не один. Он медленно ест, самый последний собирается на прогулку, долго не может приступить к какому-либо делу, он живет к каком-то своем мире. Важно, нам воспитателям и конечно же, родителям помочь таким детям «найти себя».
Взрослым важно помнить, что "замедленный" ребенок не виноват в своей нерасторопности. Постоянные окрики, насмешки, наказания способны превратить его в невротика, но не "ускорить".
С неторопливым ребенком играют в игры, способствующие повышению его активности, но в доступном для малыша темпе. Можно познакомить своего копушу с понятием времени и учить его распределять свои дела, выделять главное и второстепенное, более трудное и более легкое. Важно также приучить малыша к соблюдению режима дня, который поможет ему создать ощущение постоянства, к которому он так стремится. Можно приобрести песочные часы, которые наглядно демонстрируют, как утекает время. В советское время был замечательный, поучительный мультфильм и книга Евгения Львовича Шварца, «Сказка о потерянном времени», думаю, совместное чтение, просмотр этого мультфильма оставит определенный опечаток у ребенка. Сложно таких детей переключить с одного действия на другое, поэтому нужно дать им немного времени на подготовку: «Поиграй еще минут пять, а потом мы поужинаем и почистим зубы». Это предупреждение подготовит ребенка к следующему действию.
Включение нерасторопного малыша в игры соревновательного типа заранее обречено на неудачу. Лучше ободрять его, поощрять, хвалить за успехи, которые он может сравнить со своими прошлыми результатами или действиями взрослого: "Сегодня это получилось у тебя быстрее и лучше, чем вчера", "Вот ты уже научился быстро кушать, как я", и т.д. Сравнение успехов ребенка с успехами других детей болезненно для медлительного малыша.
Замедленным детям требуется постоянное внимание со стороны взрослых, ненавязчивая помощь от мамы или папы, их участие и сочувствие. Эти малыши, как правило, не уверены в себе и в отношении к ним людей, поэтому необходимо поддерживать их убежденность, что все в результате получится хорошо.
Иногда флегматичный ребенок не может приступить к какому-либо делу из-за опасения неудачи. Достаточно предложить ему помощь, и он наверняка сделает все сам. Для него важнее всего ощущение уверенности в том, что он не один, что он получит поощрение и поддержку.
Наказания и одергивания ребенка могут привести только к отказу от выполнения любых действий.
Раздражение со стороны более активного, нетерпеливого взрослого может привести к хроническим конфликтам, страданиям ребенка, неврозам. Такому малышу кажется, что его недостаточно любят. А самые сильные опасения у детей - страх быть покинутым и страх потери любви близких ему людей. У медлительного ребенка страхи выражены подчас очень сильно из-за его неуверенности.
Так как медлительный ребенок боится любых перемен и всего нового, то поступление в детский сад или школу сделают его еще более уязвимым. Он тяжело переживает свои неудачи. Важно, чтобы родители уделили больше внимания периоду адаптации такого ребенка в детских учреждениях, предупредили учителей и воспитателей об особенностях своего малыша, а иногда и защитили его от наказаний и унижений с их стороны. В некоторых случаях следует искать не престижную школу, а тактичного и вдумчивого учителя.
Не лишне напомнить родителям, что разумные, надежные и спокойные люди, тщательно продумывающие свои действия и добивающиеся поставленных целей в жизни, часто вырастают именно из флегматичных, "замедленных" детей. Будьте рядом со своим ребенком, играйте, поддерживайте его, он должен знать, что он не один, его любят, шустрый он или очень медлительный.