МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по проведению 1 сентября 2010 года
единого классного часа
к двадцатилетию со дня присоединения Российской Федерации
к Конвенции ООН о правах ребенка
Нижний Новгород
2010
По предложению Уполномоченного
по правам ребенка в Российской Федерации П.А. Астахова, поддержанного министерством образования и науки
Российской Федерации,
1 сентября
в школах Нижегородской области проводится единый правовой
классный час, приуроченнный к 20-летию ратификации Россией Конвенции ООН о правах ребенка.
"Знание ребенком своих прав, умение ими пользоваться, а также реализация права ребенка на участие в защите своих прав способствуют развитию системы защиты прав детей", - говорится в телеграмме П. Астахова к министру образования и науки РФ А. Фурсенко.
Вопросы правового просвещения, образования и воспитания учащихся
приобретают особое значение в условиях формирования правового государ
ства и гражданского общества в России, потребовавших формирования вы
сокого уровня готовности гражданина к осознанному поведению в форми
рующемся правовом пространстве Российской Федерации.
Единый классный час
призван:
-
акцентировать внимание учащихся, их родителей и педагогов на вопросах становления правового пространства России;
-
способствовать
определению
учащимися
своего отношение к праву как общественной
ценности;
-
помочь школьникам в составлении собственных представлений о со
временных правовых и моральных ценностях общества;
-
способствовать развитию компетентностей учащихся в защите прав,
свобод и законных интересов личности;
-
продолжить работу по ознакомлению учащихся с информационными
и иными возможности для дальнейшего непрерывного правового самообразования.
При организации классного часа
важно исходить не только из возрастных особенностей учащихся, специфики сло
жившегося классного коллектива, но из уровня их знакомства с правом.
Одним из важнейших условий обеспечения эффективности проведения
единого классного часа
правовых знаний, является доступ учащихся и педагогов к правовой литературе, содержащейся в библиотечных фондах школы и районных библиотек, и Интернет-ресурсам.
При определении содержания, форм и методики проведения единого Дня правовых знаний важно учитывать следующее:
-
необходимость деятельностного подхода в учебной работе учащихся в активном и интерактивном режиме;
-
целесообразность использования методик учебного сотрудничества,
различных вариантов работы в группах, кооперации, моделирования жизненных ситуаций.
Освоение
правового пространства России
учащимися
наиболее эффективно в совместной деятельности со взрослыми. По
этому при возможности к проведению единого классного часа
правовых знаний надо привлекать родителей учащихся, представителей органов исполнительной власти, правоохранительных государственных органов, общественных организаций. Учитывая пожелания Уполномоченного по правам ребёнка в Российской Федерации,
предлагаем к 1 сентября в
образовательных учреждениях
разместить
тексты уставов, правил внутреннего распорядка детских образовательных учреждений, органов исполнительной власти, местного самоуправления и их должностных лиц (с указанием способов связи с ними), которые защищают права ребенка.
Необходимо, чтобы детям были доступны не только контакты с представителями
органов образования, но и комиссий по делам несовершеннолетних,
подразделений ОВД по делам несовершеннолетних, органов социальной защиты, региональным
уполномоченным
по правам ребенка.
Уполномоченный по правам ребенка
в Нижегородской области -
Барабанова Светлана Васильевна. Адрес: 603082 . г. Н.Новгород, Кремль, корп.2, оф.86; тел. (831) 439 06 05, (831)419 73 55; e-mail:
[email protected]
О тематике бесед по Конвенции о правах ребенка с учащимися
начальной школы
При определении тематики бесед для единого классного часа
учитывались рекомендации
по проведению
дня правовых знаний по теме «Конвенция ООН о правах ребёнка»департамента
образования г.Москвы, разработанные сотрудниками Московского
института
открытого образования
Определяя тему беседы
на классном часе с учащимися начальной школы, важно исходить из следующих
задач правового просвещения, образования и воспитания
знакомство в доступных, игровых ситуациях с основами социальных норм и основными правами ребенка;
понимание важности и значимости для каждого человека правил
поведения в повседневной жизни (игре, общении, моделировании бытовых ситуаций и т.д.);
приобретение первоначального опыта регулирования детских от
ношений, отношений со взрослыми, старшими;
знание и использование конкретных правил и норм: наиболее важные права ребенка; правила, обеспечивающие безопасность человека (в частности - правила дорожного движения); этические правила и нормы (на
пример, правила поведения в общественных местах, в образовательном уч
реждении, транспорте); правила, регулирующие жизнедеятельность конкретного образовательного учреждения;
получение первичного опыта разработки собственных правил (например, общения в классе, дежурства по классу и т.д.).
На основании учета этих задач, содержания Конвенции о правах ребен
ка, ее отражении в вышеназванной программе, темами бесед могут быть следующие:
1 класс
-
«Правила вокруг нас».
Зачем нужны правила? Правила в игре. Моделирование и обсуждение игры без правил. Справедливость. Правила, которые
важно знать. Конвенция о правах ребенка - документ, который тебя защищает.
-
«Наш класс».
Конвенция о правах ребенка о праве на имя. Права уча
щихся в нашем классе. Ответственность. Дежурство по классу. Разработка
правил поведения в классе.
-
«Я и мои друзья».
Дружба. Все мы - разные. Конвенция о правах ре
бенка о защите права на индивидуальность. Толерантность. Памятка «Как не ссориться с друзьями». Встреча со школьным психологом.
2 класс
-
«Наша школа».
Конвенция о правах ребенка о праве на образование.
Знакомство со школой и ее внутренним распорядком. Устав школы - основ
ной закон ее жизни. Права учащихся в школе. Ответственность учащихся.
Встреча с руководителями образовательного учреждения.
-
«Дом, в котором я живу».
Право на выбор места жительства. Конвен
ция о правах ребенка о праве на неприкосновенность жилища. Защита прав
ребенка на жилище в российском законодательстве. Ответственность семьи
за создание условий для развития ребенка. Распределение обязанностей по дому. Домашние праздники.
-
«Я и моя семья».
Конвенция о правах ребенка о праве детей на семей
ную жизнь. Права членов семьи. Ответственность родителей. Защищенность. Право ребенка на защиту от жестокого обращения. Памятка «За помощью
обращаться...» (адреса и телефоны организаций, где могут оказать помощь
детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации). Встреча с юристом (работником органов опеки и попечительства или др. организаций).
3
класс
-
«Идем в гости».
Конвенция о правах ребенка о праве на семейные связи. Мои родственники. Некоторые правила этикета. Договариваемся о
встрече. Подарки и сувениры. Правила поведения в гостях.
-
«На экскурсии».
Конвенция о правах ребенка о праве на отдых и до
суг. Как организовать свой досуг? Культурно-исторические места нашего города. Встреча с экскурсоводом. Правила поведения на экскурсии.
4
класс
-
«Я - гражданин России».
Конвенция о правах ребенка о праве на гражданство. Что значит быть гражданином? Наша Родина - Российская Фе
дерация. Правила жизни в стране - законы. Конституция - основной закон
Российской Федерации. Права и обязанности гражданина России.
-
«Защита прав ребенка».
Документы, защищающие права ребенка.
Конвенция о правах ребенка об основных правах ребенка. Защита прав ре
бенка в школе. Составление памятки «Кто может меня защитить?». Встреча с
юристом (комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, проку
ратура и т.д.).