Статья
"Образование: его значение и структура".
Образование понимается
как долговременный процесс получения человеком знаний, а также ознакомление с
приоритетными ценностями и нормами культуры, которые характерны для данного
общества. Основной задачей образования является общая профессиональная
подготовка членов общества. Кроме того, как социальный институт оно выполняет в
жизни общества ряд важных функций.
1.
Социализация
подрастающего
поколения. Суть этой функции заключается в том, что образовательные учреждения
занимаются воспитанием и прививают молодому поколению ценности, без которых
человеку будет довольно сложно адаптироваться в обществе и соответствовать его
ожиданиям.
2.
Профессиональная подготовка: с
вязана
с необходимостью общества иметь квалифицированную рабочую силу, которая будет
адаптирована к высокому уровню развития техники и текущим экономическим
условиям.
3.
Аккультурация.
Помогает
человеку быстро адаптироваться в обществе, для чего ему необходимо владеть
какой-либо профессией и обладать общими знаниями.
Тенденции в развитии образования:
·
в мире осуществляется процесс всеобщего образования, то есть в
подавляющем большинстве стран введено обязательное начальное образование;
·
прослеживается тенденция унификации образования, то есть
вырабатываются общие критерии, характерные для общеобразовательных систем
разных стран;
·
процесс образования становится непрерывным, это связано с
необходимостью постоянно обновлять имеющиеся знания, которые быстро теряют свою
актуальность вследствие научно-технического прогресса;
·
происходит гуманизация образования, то есть в ходе его получения
учитываются интересы и особенности каждого человека;
·
больше внимания уделяют освоению гуманитарных знаний, то есть
осуществляется гуманитаризация образования;
·
о
бразование является одной из главных сфер
человеческой деятельности, играет важнейшую роль в жизни человека и общества.
Приоритетная задача образования заключается в приобщении индивида к достижениям
человеческой цивилизации. В процессе обучения осуществляется передача учащемуся
определённых данных и идёт подготовка к его самостоятельной творческой
деятельности в выбранной сфере деятельности. Именно от качества образования,
которое существует в отдельно взятом обществе, зачастую зависят темпы его
экономического и политического развития. Вот почему каждое государство должно
уделять огромное внимание развитию образования, выделять деньги для его
финансирования, регулировать деятельность в сфере образования.
Под системой
образования следует понимать совокупность образовательных
программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления, а
также принципы, на которых строится функционирование образования.
В системе
образования Российской Федерации существуют следующие образовательные ступени:
·
дошкольное образование;
·
общее образование насчитывает три ступени — начальное общее
образование (1-4 классы), основное общее образование (5-9 классы), среднее
(полное) общее образование (10-11, 10-12 классы); основной целью общего
образования является передача требуемого уровня общих и специализированных
знаний, необходимых для нормальной адаптации человека к общественной жизни;
·
профессиональное образование состоит из следующих ступеней:
начальное, среднее, высшее, послевузовское профессиональное образование; цель
этого вида образования заключается в передаче специальных знаний, необходимых
человеку для успешной деятельности в определённой сфере.
Основополагающим институтом современного
образования является школа, которая отличается от других форм обучения
многообразием подготовки учащихся, а также особыми технологиями, используемыми
в процессе занятий.
Для развития российского образования характерны
те же тенденции, что и во всём мире. В Российской Федерации осуществляется
модернизация образования, важнейшими характеристиками которой являются:
·
переход к вариативному, личностно ориентированному образованию;
·
повышение качества образования;
·
соответствие образования современному научному и международному
уровню.