Формы работы с родителями - Наталья Александровна Цуканова
 
 

Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?


ГЛАВНАЯ

ШКОЛЫ

ДЕТСАДЫ

КУЛЬТУРА, СПОРТ ...

КАРТА

БИБЛИОТЕКА

СООБЩЕСТВА

КОНКУРСЫ











Наталья Александровна Цуканова


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Наталья Александровна Цуканова / Блог / Формы работы с родителями


ЗАПИСЬ #2

КОММЕНТАРИИ (0)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


13 сентября 2021, 13:43, автор - хозяйка блога
Наталья Александровна Цуканова

Формы работы с родителями

Формы работы с родителями,  способствующие успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации

 

Взаимодействие дошкольных учреждений с семьями воспитанников – одно из важных направлений деятельности детского сада. Сотрудничество с семьёй является одним из важнейших условий организации эффективного воспитательного процесса в дошкольной образовательной организации.

Социализация маленького ребёнка начинается с семьи. А затем это происходит, когда малыш поступает в детский сад. Вопрос о том, отдавать ребёнка в детский сад или нет, многие современные семьи решают в пользу детского сада. Именно в детском саду ребёнок учиться общаться с незнакомыми людьми – взрослыми и детьми, усваивает нормы и правила поведения, учиться жить в обществе.

Процесс поступления ребенка в дошкольную образовательную организацию происходит, как правило, с трудом. И это касается не только детей, но и их родителей.   У родителей возникает тревожность, беспокойство за своего малыша.  Эмоциональная реакция родителей на поведение ребёнка в период адаптации часто усугубляет ситуацию. Повышенной тревожности, страхам, недоверию родителей способствует закрытость дошкольных учреждений.  У родителей, возникает предвзятое, негативное отношение, недоверие к сотрудникам дошкольной образовательной организации , усиливается чувство тревоги и ожидание чего - то плохого. В результате родители часто выбирают деструктивную стратегию адаптации: игнорируют  рекомендации сотрудников детского сада, часто создают конфликтные ситуации. Таким образом, период адаптации ребёнка и семьи затягивается на неопределённый срок.

Вопросы взаимодействия с родителями в период адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации  рассматривались в работах Н.М. Аксариной, Р. В. Танковой-Ямпольской, Н. Ватутиной и других.  Авторы единодушно пришли к выводу, что в период адаптации  немаловажная роль отводится работе воспитателя с семьей ребенка.

Если родители будут доверять и взаимодействовать с работниками детского сада, адаптация ребёнка пройдёт быстрее и легче. Для того чтобы ребёнок мог по возможности быстро и безболезненно адаптироваться к условиям общественного воспитания, в семье необходимо готовить его к поступлению в дошкольную образовательную организацию .

В Федеральном государственном стандарте дошкольного образования сформулирована задача по организации работы с семьей, которая предполагает  обеспечение согласованности действий родителей и воспитателей, общности подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.

Для решения этой задачи в педагогической практике разработаны разные формы взаимодействия с семьей, которые можно разделить на следующие направления: информационно-аналитические, познавательные, досуговые, наглядно-информационные.

К информационно-аналитическим относятся: проведение анкетирования, опросов, «Почтовый ящик» (куда родители в письменной форме помещают свои вопросы и пожелания). Контакты с родителями детей раннего возраста в детском саду начинаются уже с того момента, когда они приносят медицинскую карту будущего воспитанника. В это время организуется первичное знакомство с родителями малыша, в ходе которого проводятся беседа и анкетирование, направленные на изучение специфики семьи. Используя анкеты, опросники можно получить информацию о привычках ребенка, его интересах. В дальнейшем такая информация поможет лучше найти подход к малышу, учесть его индивидуальные особенности, по возможности смягчить процесс адаптации ребенка к детскому саду. Эти формы работы позволяют педагогам выяснить образовательные потребности родителей, установить с ними контакт.

Познавательные формы работы –  к ним мы относим: консультации, родительские собрания, семинары, круглые столы. Основная цель этих мероприятий - повышении психолого -педагогической культуры родителей. Их суть ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей. Эти формы работы могут так же успешно использоваться в период адаптации детей раннего возраста.

 Наиболее целесообразно в группах раннего возраста проведение индивидуальных консультаций и беседы с родителями. Так как процесс адаптации у каждого ребенка протекает индивидуально, то и рекомендации, которые может дать воспитатель, медицинский работник, психолог должны быть индивидуальными. Эта форма работы активно используется в период пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Но мы можем предположить, что  консультации для родителей целесообразно проводить еще до поступления детей в группу детского сада. В ходе  таких консультаций  можно познакомить родителей с тем, как подготовить ребенка к поступлению в детский сад. Например,  для родителей вновь поступающих детей можно провести  консультацию по теме: «Адаптируемся вместе». В ходе консультации можно   познакомить родителей с понятием адаптации ребёнка к дошкольному образовательному учреждению, обозначить основные проблемы, связанные с адаптационным периодом, и наметить пути их решения. Выработать  стратегию адаптации, которой родители должны придерживаться и в семье, а затем и в группе детского сада. Очень важно, чтобы первый опыт своего пребывания в детском саду ребёнок приобрёл при поддержке близкого человека.

Одной из важных форм этого направления являются родительские собрания. Родительское собрание, как правило, посвящается важной теме, соответствующей углубленной работе в группе, решение которой возможно при объединении усилий педагогов и родителей. Например, можно спланировать проведение  родительского собрания на тему:  «В детский сад без слёз!». На таком собрании  можно обсудить условия успешного прохождения детьми адаптационного периода и наладить взаимодействие сотрудников  дошкольной образовательной организации  с родителями, установить партнерские отношения, снизить эмоциональное напряжение.

Педагогический семинар для родителей. Эта форма работы предполагает не только знакомство с теорией рассматриваемого вопроса, но и практические задания для его участников. Данный вид работы проводится не очень часто. Для родителей детей, посещающих группы раннего возраста это могут быть семинары – практикумы, например одно из интересных направлений  «Путешествие в страну Сенсорику»,  где в игре-путешествии пройдёт работа по обогащению родительских представлений о сенсорном развитии детей раннего возраста.

Круглый стол – эта форма работы, предполагающая общение родителей и педагогов, родителей и родителей и т.д. по важной для них теме. В процессе проведения такой формы взаимодействия как круглый стол, родители выступают, обмениваются мнениями, обсуждают актуальные проблемы, например "Организация развития речи детей раннего возраста в семье" , где происходит вовлечение родителей в  совместное с детьми общение.

«Дни открытых дверей». Эта форма работы не очень актуальна для групп раннего возраста. Однако, она может быть использована на этапе предшествующим поступлению ребенка в детский сад, когда родители вместе с малышом могут прийти и посмотреть прогулку детей, посещающих группу. Таким образом ребенок заранее может уже увидеть обстановку детского сада и в дальнейшем освоение  пространства детского сада не будет для него  новым.

Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные между родителями и детьми. К таким мероприятиям в группах раннего возраста мы относим праздники. Не сразу родители становятся полноправными участниками таких мероприятий. Это обусловлено возрастом детей. Но по мере адаптации малышей эта форма работы активно используется.

Наглядно - информационные формы  играют роль опосредованного общения между педагогами и родителями. Главная задача наглядно-информационных форм работы - познакомить родителей с содержанием и методами работы с детьми раннего возраста.

Информация может быть представлена в уголке для родителей в виде буклетов, листовок, памяток, групповой  газеты детского сада. Тематика должна соответствовать характеристике развития детей данного возраста, задачам обучения в конкретной возрастной группе.

На стендах для родителей целесообразно помещать   советы, как интересно и с пользой провести время с ребёнком, организовать совместную творческую деятельность.  Можно предложить родителям памятки -  рекомендации, папки – передвижки, это поможет активировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддержит их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Современным способом общения педагогов и родителей является сайт дошкольной образовательной организации ,  группового сайта, страничка в социальных сетях. 

В наше время у всех родителей есть возможность получить доступ к информации. Посредством этих средств коммуникации родители могут получить необходимую педагогическую информацию, увидеть своего малыша в процессе организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий. Своевременно получить важные уведомления. Благодаря современным средствам коммуникации устанавливается связь: педагог – родитель, родитель – родитель, родитель – ребенок.

Итак, можно сделать вывод, что использование разных форм взаимодействия с семьей может способствовать улучшению процесса адаптации детей к условиям дошкольной образовательной организации .



Тэги: взаимодействие с родителями



ОБСУЖДЕНИЕ


Комментариев пока нет

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться









  Copyright © 2berega.spb.ru, ПроШколу.ру, 2007-2021. Все права защищены.   Контакты
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу