Почему ребёнок молчит? - Ангелина Андреевна Ушенина
 
 

Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?


ГЛАВНАЯ

ШКОЛЫ

ДЕТСАДЫ

КУЛЬТУРА, СПОРТ ...

КАРТА

БИБЛИОТЕКА

СООБЩЕСТВА

КОНКУРСЫ











Ангелина Андреевна Ушенина


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Ангелина Андреевна Ушенина / Блог / Почему ребёнок молчит?


ЗАПИСЬ #1

КОММЕНТАРИИ (2)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


17 октября 2020, 11:39, автор - хозяйка блога
Ангелина Андреевна Ушенина

Почему ребёнок молчит?

Почему ребёнок молчит?


            Встречаются такие дети, от которых воспитатели и учителя не слышат ни единого слова. Абсолютно здоровые и развитые дети молчаливы в детском саду (школе), а придя домой без умолку болтают с родными, читают стихи и поют песни.

            Термин "элективный мутизм" впервые появился в 1995 году, хотя случаи таких избирательно молчаливых детей впервые зафиксированы в медицине ещё в 1877 году. Это относительно мало изученое и редкое невротическое расстройство. Однако, число таких детей в современном мире растёт. Большинство родителей и педагогов и не слышали об элективном мутизме и, сталкиваясь с такими детьми, теряются - полагают, что ребёнок молчит из-за упрямства, застенчивости, а то и вообще отстаёт в развитии.

            Когда ребёнок, в принципе владеющий речью, отказывается говорить в определённых ситуациях, например, в школе, и это длится дольше четырёх месяцев, то в международной классификации это принято диагностировать как элективный мутизм. Состояние варьируется - некоторые дети не говорят только в школе, другие не разговаривают только с детьми. Иногда состояние усугубляется, и дети даже с родителями перестают разговаривать.

            И это не является упрямством или излишней застенчивостью. Любой упрямый ребёнок всё же подчиняется социальным требованиям. Обычный стеснительный ребёнок тоже со временем, привыкнув к новой обстановке, начинает общаться. У детей, страдающих элективным мутизмом, молчание - некий архаичный способ справиться со стрессовой для них ситуацией, закрыться, наподобие реакции мнимой смерти у животных. Внутри же такие дети испытывают сильный страх.

            Единой причины этого отклонения нет. В основе элективного мутизма лежит сочетание индивидуальных особенностей характера с внешними факторами. Зачастую поначалу ребёнком руководит страх, а со временем молчание становится привычной моделью поведения. Наследственность тоже играет роль - один или оба из родителей в детстве отличались застенчивостью.

            Если ребёнок попадая в новую школу молчит там, или же замолкает в новом учебном году, то учителя и родители должны как можно скорее начать бить тревогу. Чем раньше начать лечение, тем лучше. Обычно такое отклонение становится очевидным именно в школе, то есть в том возрасте ребёнка, когда социум уже требует от него способности словесно общаться. Если малыш молчит в детском саду, то часто окружающие закрывают глаза на это, считают это особенностью возрастного развития. Но школьнику труднее преступить через своё молчание.

            Бывает и такое, что невроз проходит сам собой. Но наверняка никогда заранее сказать нельзя. Ребёнку нужно помочь.

            Заставлять упорно молчащего говорить - бессмысленно. Скорее надо стараться, чтобы у него росла уверенность в себе, повышалась самооценка. Это достигается не принуждением, а отношением, поощрением самостоятельности. Многие родители чересчур опекают ребёнка, стараются всё делать за него, а это не всегда хорошо.

            Учителя должны постараться найти индивидуальный подход к такому ученику. Иногда грубый окрик, излишняя строгость со стороны учителя могут спровоцировать молчание или усугубить его. Человек испытывает чувство страха, паники и замолкает. Таким образом он как бы контролирует ситуацию. Одноклассникам тоже надо разъяснить ситуацию, но не в присутствии ребёнка.

            Такие дети не нуждаются в особом обучении, но нуждаются в особом подходе. Элективный мутизм не связан на прямую с развитием интеллекта и встречается у самых разных детей. Иногда такие - перфекционисты, они опасаются что-то сделать или сказать неправильно. Это "удобные дети" для окружающих - тихие, не хулиганят, не нарушают социальных норм.

            Если у ребёнка проявляются признаки данного заболевания необходимо обратиться к психотерапевтам, работающим с элективным мутизмом. Психиатр может поставить диагноз, но работа должна проводиться психотерапевтом при поддержке родителей и педагогов.

            В повседневной жизни такие дети нуждаются в деликатной помощи и поддержке. В общении с ребёнком надо избегать задавать прямые вопросы, на которые сразу требуется ответ. Детям, страдающим элективным мутизмом, очень тягостно молчать, но ещё тяжелее нарушить молчание самостоятельно. Надо признать проблему, обсудить её с ребёнком, но не драматизировать ситуацию. Ребёнок должен поверить в то, что такое состояние немоты обязательно пройдёт.

            Мамы и папы, друзья и родственники, педагоги! Если ваш малыш упорно отказывается говорить, не ругайте его, а помогите обрести голос! Он ищет вашего понимания  помощи, вот только сказать об этом может не всегда.





ОБСУЖДЕНИЕ


Лариса Петровна Нелюбина2020-10-17 17:05:38 - Лариса Петровна Нелюбина
Интересная тема, спасибо!
Раиса Афанасьевна Кулакова2020-10-17 20:50:10 - Раиса Афанасьевна Кулакова
Спасибо, Ангелина Андреевна! Важнейшая информация.

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться









  Copyright © 2berega.spb.ru, ПроШколу.ру, 2007-2024. Все права защищены.   Контакты
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу