Консультация для
родителей старшей группы №3 компенсирующей направленности
"Как
организовать предметно-развивающую среду в семье"
К
сожалению, родители не всегда учитывают образовательные, физические и
индивидуальные потребности как здорового ребёнка, так и ребенка с проблемами
развития. Для полноценного развития и воспитания детей необходимо создание
вокруг них предметно-развивающей среды, которая позволила бы им свободно
играть, двигаться, самостоятельно пользоваться необходимыми предметами и игрушками,
собранными в отведенном для них месте.
Старайтесь окружить ребёнка «умными», развивающими,
здоровьесберегающими игрушками,
создайте для него игровой уголок или оборудуйте отдельную детскую комнату, где
ему будет легче сохранять порядок и он будет чувствовать себя хозяином,
самостоятельной личностью. Приучайте
ребёнка к порядку в детской комнате, воспитывайте у него ответственное
отношение к своим вещам, предметам, игрушкам, поступкам.
При создании рациональной развивающей среды
учитывайте индивидуальные возможности и способности ребёнка, его интересы в
различных видах детской деятельности.
Подбирайте для особого ребёнка гармонично сочетающиеся материалы и
предметы так, чтобы предметный мир реализовывал его потребности. При выборе
игрушек обращайте внимание на то, чтобы функционально они соответствовали
следующим требованиям: радовали малыша и
вызывали у него положительные эмоции;
-
не утомляли и не перегружали ребёнка;
-
вызывали интерес, обладали игровой динамикой, стимулировали к
-
активному действию; расширяли кругозор ребёнка, побуждали к
познавательно-исследовательской
-
деятельности; были гигиенически
безопасными, воспитывали художественный вкус.
Учитывайте необходимость коррекционного обучения ребёнка с нарушениями
развития при организации для него специальной предметно-развивающей среды.
Специалисты рекомендуют при подборе игрушек, в том числе и для домашнего
игрового уголка, учитывать психолого-педагогические требования к игрушке.
Игрушка вредна, если она провоцирует ребёнка на агрессию и жестокость; вызывает
страх и тревогу; отличается грубой натуралистичностью; унижает человеческое
достоинство; вызывает психическую зависимость в ущерб полноценному развитию
ребёнка. Игрушка полезна, если она безопасна; привлекательна и эстетична;
соответствует возрастным и индивидуальным возможностям малыша;
полифункциональна (предоставляет возможность для развития разных способностей
ребёнка); выполнена из экологически чистых материалов. С особой ответственностью продумайте создание
отдельных зон развития: игровой зоны, зоны для занятий, релаксирующей зоны
(зоны отдыха). Оформите детскую комнату
или уголок в соответствии с пожеланиями и интересами ребёнка, его
индивидуальными способностями и возможностями, сделайте ящики для игрушек,
полки для книг. Стены комнаты украсьте насыщенными, но не слишком броскими
изображениями: комната или специально обустроенный детский уголок должны быть
светлыми, тёплыми, легко проветриваемыми; кроватку поставьте подальше от окна;
удобную парту (стол) и стул, где бы он мог сидеть, рисовать и лепить,
расположите в самой светлой части комнаты.
Необходимые выдвижные ящики в шкафу с одеждой должны быть доступны
ребёнку. На стену можно прикрепить магнитную доску для занятий, повесить часы с
большим циферблатом. В ванной комнате
при необходимости соорудите для ребёнка подставки под ноги возле раковины,
чтобы он мог включить воду и взять гигиенические принадлежности. Храните ложки, вилки, ножи на кухне в
недоступном для ребёнка месте, продукты - в небьющейся посуде. Привлекайте малыша к совместному труду по
дому, так как это не только
способствует
формированию у него практических умений и навыков, но и делает его активным
членом семьи, развивает личностные качества. Особый ребёнок должен всегда
находиться под присмотром взрослого. При правильном подходе к малышу он с
удовольствием будет выполнять все родительские просьбы и поручения, сознавать
себя полноценным участником семейной жизни.
|