Особенности развития - Юлия Николаевна Воронянская
 
 

Логин

Регистрация
Пароль
Забыли пароль?


ГЛАВНАЯ

ШКОЛЫ

ДЕТСАДЫ

КУЛЬТУРА, СПОРТ ...

КАРТА

БИБЛИОТЕКА

СООБЩЕСТВА

КОНКУРСЫ













 МАТЕРИАЛЫ
 ▫ Пословицы и поговорки для детей о здоровье и спорте
 ▫ Литературная гостиная
 ▫ 2 класс
 ▫ Конспекты уроков 2 класс
 ▫ 4 класс .2 четверть
 ▫ 1 класс 2020
 ▫ Методические разработки
 ▫ Учебно методическик материалы по ГПД
 ▫ Рекомендации посозданию презентаций в PowerPoint
 ▫ Садик
 ▫ Выставка посвященная осени
 ▫ Мы играем
 ▫ Новый 2012 год
 ▫ Работа с родителями
 ▫ Использование интерактивной доски
 ▫ Что и как растет
 ▫ интерактивная доска
 ▫ Праздник мам
 ▫ конспекты занятий
 ▫ Мы лауреаты премии `Мир в твоих руках`
 ▫ Отчет деятельности за 2012-2013 учебный год
 ▫ Долгосрочный проект `Улыбка природы`
 ▫ осенняя выставка 2013
 ▫ праздник осени 2013
 ▫ мои презентации
 ▫ Праздник ,посвященный 8 марта
 ▫ Физкультурный праздник ,посвященный 23 февраля 2014 год
 ▫ Досуг для старшей группы `КВН`
 ▫ Методические материалы 1-1 класс 2021





























Юлия Николаевна Воронянская


КАБИНЕТ

ФАЙЛЫ

БЛОГ

ДРУЗЬЯ

ШКОЛЫ

ОБЩЕНИЕ

НАСТРОЙКИ

ЗАКЛАДКИ
Вы здесь:  Юлия Николаевна Воронянская / Блог / Особенности развития


ЗАПИСЬ #10

КОММЕНТАРИИ (0)

ОБСУДИТЬ

В ЗАКЛАДКИ


31 марта 2015, 07:16, автор - хозяйка блога
Юлия Николаевна Воронянская

Особенности развития

Особенности развития произвольности поведения у детей старшего дошкольного возраста

В настоящее время Федеральным государственным стандартом предусмотрена преемственность детского сада и школы. В соответствии с этим перед родителями, воспитателями и специалистами дошкольного учреждения, работающими с детьми старшего дошкольного возраста, встает вопрос о подготовке ребенка к школьному обучению. Одной из составляющих готовности к школе является достаточный уровень развития произвольного внимания и произвольности поведения ребенка.

Как показывает практика, очень немногие дети к моменту поступления в школу обладают достаточным уровнем произвольной саморегуляции.

Среди всех достижений психического развития ребенка в дошкольном возрасте в качестве главного обычно выделяют  произвольность, Под произвольностью мы понимаем с пособность управлять своими действиями, контролировать их. Главной чертой такого поведения и волевого действия является его осознанность. «Без осознания своих действий невозможно управлять ими и контролировать их. Импульсивность и неуправляемость поведения дошкольников объясняется, как правило, его неосознанностью - дети не замечают, не знают и не осознают, что они делают. Поэтому первый и главный шаг в воспитании произвольного поведения дошкольников должен заключаться в формировании осознанности их действий».

Произвольно сть- это не только характеристика познавательных процессов, но и один из этапов становления волевого поведения в онтогенезе.

С одной стороны это развитие познавательных процессов, с другой - становление действий и операций, с третьей – формирование потребностно – мотивационной сферы ребёнка.

Произвольное поведение, как показывают специальные исследования Е. О. Смирновой, Е. Е. Кравцовой предполагает не только пошаговое подчинение заданному образцу или правилу, но и элемент предвосхищения, позволяющий избежать возможных ошибок, построения образа результата до начала действия, удержание правила по ходу его выполнения.

Сознательное управление поведением только начинает складываться в дошкольном детстве. Произвольные действия сосуществуют с действиями непреднамеренными, импульсивными. К концу этого возраста ребёнок приобретает способность адекватно вести себя на основе внутренних побуждений, а не только в условиях ожидания какого либо поощрения со стороны взрослых или сверстников. На этой основе возникает соподчинение мотивов.

Этапы становления произвольного поведения.

1. Появление первых движений младенца, направленных на предмет.

2. Становление регуляционной функции речи.

3. Превращение речи из интер- в интрапсихологическую функцию.

4. Выделение и осознание правила, как средства овладения своим поведением.

5. Осознание своего поведения.

Одной из составляющих произвольного поведения является волевое действие – это произвольное действие. Но ещё И. М. Сеченов указывал на рефлекторную природу всех произвольных действий. Правильное понимание физиологических механизмов волевых действий даёт учение Ивана Петровича Павлова.

Произвольное движение происходит на основе образования сложных систем нервных связей. Двигательные участки коры приводятся в деятельное состояние различными внешними раздражителями и раздражениями, поступающими от внутренних органов.

Кроме того, целенаправленное развитие произвольного внимания также немаловажно в развитии произвольного поведения в целом. Внимание произвольное – разновидность внимания, возникновение и поддержание которого требует умственной и волевой активности человека. Оно вырабатывалось в результате трудовых усилий, поэтому его ещё называют волевым, активным, преднамеренным. Произвольное внимание направляется и поддерживается сознательно поставленной целью, а потому неразрывно связано с речью.

Решающую роль в организации волевых действий играет вторая сигнальная система, выполняющая регулирующую функцию. Волевые действия возникают на основе речевых сигналов, т. е. обусловлены либо словесными указаниями, исходящими от других, либо словами, произносимыми самим человеком во внутренней речи, когда решение принимает он сам. Слово не только «пусковой сигнал» для волевого действия, оно направляет и регулирует протекание волевого акта. Обдумывание и формирование цели и способов её осуществления, оценка результатов – всё происходит в речевой форме.

Как известно, волевые действия могут выражаться и в отказе от какого-либо действия (когда, например, человек воздерживается от нежелательных движений, привычек и т. п.)

За произвольное поведение отвечают лобные доли - высшие отделы человеческого мозга. При поражении лобных долей осмысленное поведение становится невозможным, любое случайное отвлекающее обстоятельство побуждает к неоправданному поведению. Такой больной не может сосредоточиться на цели, он ведёт себя как автомат: увидел лестницу - идёт по ней, увидел проходящего мимо человека – непроизвольно пошёл за ним, увидел звонок – позвонил; он может зайти, как в дверь, в открытые дверцы шкафа, а потом долго беспомощно стоять там. Он не может решить простейшей арифметической задачи.

Формирование способности к волевым действиям начинается с раннего детства, с овладения ребёнком произвольными движениями, в манипуляции с игрушками и доступными предметами.

По мнению Талызиной Н. Ф. произвольное поведение начинает складываться тогда, когда, ребёнок выполняет такие элементарные действия, которые связаны с преодолением трудностей, а также такие, которые диктуются необходимостью, когда ему впервые приходится делать не то, что хочется, а то, что надо. Большое значение имеют в этом плане систематические указания и требования взрослых. Взрослые умело ставят ребёнка перед необходимостью преодолевать различные, конечно, посильные, препятствия и трудности, проявлять при этом волевые усилия. Ребёнок овладевает умением контролировать свою позу, например, сидеть спокойно на занятиях так, как этого требует воспитатель, не вертеться, не вскакивать. Управление собственным телом нелегко даётся ребёнку. Вначале это особая задача, которая требует внешнего контроля за собой, - ребёнок может оставаться относительно неподвижным только в то время, когда он смотрит на положение своих рук, ног, туловища, следит, чтобы они не вышли из подчинения. Только постепенно дети переходят к контролю за положением своего тела на основании мышечных ощущений.



Тэги: Особенности развития произвольности поведения у детей



ОБСУЖДЕНИЕ


Комментариев пока нет

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться









  Copyright © 2berega.spb.ru, ПроШколу.ру, 2007-2024. Все права защищены.   Контакты
Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта.

Поиск по порталу