Первый класс и адаптация к школе: как помочь
первокласснику?
Увы, иногда именно в
первом классе впервые и выявляется гипердинамический синдром. Интеллектуально
полноценный, хорошо подготовленный к школе ребенок не способен усидеть за
партой, постоянно просится в туалет, отвлекается, мешает другим детям, и в
результате — не справляется с программой. Учительница сначала стыдит ребенка,
потом пытается "призвать к порядку" родителей и, наконец, на собрании
или в индивидуальном порядке заявляет, что надо как-то "решать
вопрос" — намекая либо на домашнее обучение, либо на "еще год
посидеть дома".
Здесь необходимы
срочные и достаточно решительные меры. Для начала вам нужно понять, о чем идет
речь — действительно ли ребенок еще "не дозрел" до школьного
обучения, или учительница просто стремится оградить себя от его раздражающих
выходок. Для этого вам необходимо мнение какого-нибудь постороннего (по
отношению к школе) специалиста.
Попросите учительницу
внятно, желательно в письменном виде, изложить все свои претензии к ребенку и с
этим отправляйтесь к психологу в поликлинику, в диагностический центр и т.д. Не
забудьте захватить тетрадки ребенка, его рисунки и школьный дневник. Пусть
специалист еще раз оценит школьную зрелость малыша, взвесит все претензии и
возможности.
Если специалист
подтверждает мнение учительницы, что ребенок по своему психомоторному статусу
еще не готов к школьному обучению, а ситуация в школе зашла в явный тупик и не
подлежит исправлению, то ребенка можно из школы забрать. В этом случае, ему
обязательно необходим какой-нибудь другой коллектив — кружки, секции, детский
сад, "обучалка-развивалка" и т.д. На следующий год, если это
технически возможно, и он сам не против (такие дети часто парадоксально
привязываются к месту, вещам и людям), имеет смысл отдать ребенка в другую
школу, которая не связана для него с опытом прошлогоднего поражения. Начать,
так сказать с чистого листа.
К сожалению, учителя
начальной школы не видят гипердинамического синдрома и не воспринимают его как
симптом заболевания. Возможно, в рамках программы подготовки учителей начальных
классов данный синдром не рассматривается (хотя это странно — такие дети есть в
любом обычном первом классе).
Возможно, само
поведение гипердинамических детей слишком напоминает поведение детей невоспитанных,
педагогически запущенных, а иногда и отстающих в развитии, и дифференциальная
диагностика просто слишком трудна для учителя, у которого, кроме этих детей,
есть и еще двадцать пять других...
Возможно, дело еще в
чем-нибудь, но сам факт налицо, и родители гипердинамического ребенка
непременно должны его учитывать. Как правило, учителя начальных классов
воспринимают гипердинамических детей либо как злостных хулиганов, либо как
просто дурно воспитанных балбесов. В лучшем случае (при наличии симпатии к данному
ребенку) звучит что-то вроде: "Он у вас способный, но такой
разболтанный!".