НОД в старшей группе
по познавательной деятельности с использованием развивающих игр
«Отважные и находчивые Бременские
музыканты".
ЦЕЛЬ: дать детям
представления о неживой природе (о воде и воздухе) через опыты как элемент
Задачи:
- развивать интерес к
познавательной деятельности, умению высказывать предположения, своё мнение.
-познакомить с
свойствами воды, воздуха
- формировать умения
сравнивать свойства металлов
- Через игры и опыты научить детей определять
физические свойства
воды.
-
Научить детей делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ
РАБОТА:
ОБОРУДОВАНИЕ:
Картонный замок, картонные герои, водоём (передвижной модуль), стаканчики,
салфетки, кубики, целлофановые пакеты, металлические предметы, контейнеры от
киндеров, камни, краски, магнитные удочки.
ХОД:
Воспитатель
:
Доброе утро! Я вам говорю.
Доброе утро! Я всех вас люблю.
Желаю
хорошо наиграться
Слушать внимательно, ума набираться.
(
Звучит музыка из мультфильма «Бременские музыканты»).
Воспитатель
:
– Ой, что это! Откуда эта музыка, из какой сказки?
Дети:
– Бременские музыканты.
Воспитатель:
– Мне кажется, мы с вами попали в эту сказку.
Да,
точно. Вот замок. Вот король. Странно, почему так тихо…?
(
Ребята рассматривают замок, замечают, что из героев, только - король и
его стража.)
Воспитатель
:
– Ребята, подскажите, каких сказочных героев не хватает, давайте их вспомним.
(Дети
перечисляют недостающих сказочных персонажей, а воспитатель перевоплощается в
Гениального Сыщика.)
Г.С.:
– Почему так шумно во дворце, кто вы такие!
(ответы детей)
Понятно, а я думал, что вы новые
придворные короля.
Ах, извините, я проявил
неучтивость, разрешите представиться
- «Гениальный сыщик».
-
Хочу с вами поделиться срочной новостью, получены важные сведенья! Так…
- Вот конверт! А в нём письмо с картой -
заданием.
(Раскрывает
и читает)
SOS
!!!
Всё
пропало!
Все
пропали!
Похищение
века!
Принцессу
и её друзей забрали разбойники в далёкий лес.
КАРАУЛ!!!
Г.С
.:
– Внимание!
Кто не боится отправиться в далёкий лес,
чтобы выручить наших героев?
Дети:
– Мы.
Г.С.:
– Отлично, получите удостоверение ЮННОГО АГЕНТА.
(
выдаются карточки –«001», «002»,….)
Г.С.
: –
Предлагаю
рассмотреть карту и узнать задания. (Пауза)
Понятно, нам предстоит разгадать три
задачки и собрать разорванную фотографию места, где прячут наших сказочных
героев, а собрать мы её сможем, только выполнив все задания.
(Под
музыку Гениальный Сыщик и агенты быстрым шагом направляются в лес.)
Г.С.:
– Как я устал, нам бы не помешал транспорт. Подскажите на чём можно быстро долететь
до леса? (ответы детей)
Г.С.
:
– Очень интересно, а я предлагаю вам полететь на воздушном шаре.
Для
этого возьмите целлофановые пакеты, откройте их и попробуйте поймать воздух. Ловим,
ловим, в пакете должно быть много воздуха. Молодцы, а теперь быстро закрываем
(закручиваем) пакет.
Ваш
пакет похож на надутый воздушный шар? (ответ детей).
Если
«ДА», значит, вы поймали воздух, если «НЕТ», тогда давайте попробуем еще раз.
(
Воспитатель помогает детям, которые не
справились с заданием).
Г.С.:
Вот теперь у нас с вами получился воздушный шар.
Готовы, полетели!
(
Дети и Г.С. «летят» по группе под музыку
Бременских музыкантов)
Г.С.
:
– Долетели ух..!
Агенты доставайте карту.
(
Ребята рассматривают карту, читаем
первое задание.)
ЗАДАНИЕ
№1. Очистить водоём от металлических предметов, не касаясь их руками.
Г.С
.:
–
Ваши предложения, догадки. (Ответы детей).
Сыщик
помогает заметить магнитные удочки, интересуется у ребят назначением удочки и свойствами
магнита. Предлагает порыбачить. Дети отчищают водоём от металлического мусора.
Находят на дне водоёма металлическую бутылочку с кусочком заветной фотографии.
Г.С.
:
– Прошу внимательно изучить карту, стрелка указывает нам путь
к Молочной реке с кисельными берегами.
Вперёд.
ЗАДАНИЕ
№ 2. Как только свойства воды назовёте, кусочек фото - отгадки найдёте.
Г.С.:
Ребята, а вы знаете, где можно встретить воду?
Ответы
детей: В природе: океаны, моря, реки, лужи, сосульки.
В быту: водопроводный кран, пар из
чайника…
В сказках: живая и мёртвая вода.
Г.С.:
Давайте проведем опыты с водой и узнаем о ее свойствах.
Опыты с водой:
Опыт № 1 «Можно ли склеить
бумагу водой ?».
Возьмём два листа бумаги. Двигаем один в одну
сторону, другой в другую. Смачиваем водой, слегка сдавливаем, пробуем сдвинуть
— безуспешно. Вывод: вода обладает склеивающим эффектом.
Опыт № 2. «Текучесть воды».
Цель: Показать, что вода не имеет формы,
разливается, течёт.
Ход:
Взять 2 стакана, наполненные водой, а также
2-3 предмета, выполненные из твёрдого материала (кубик, линейка, деревянная
ложка и др.) определить форму этих предметов. Задать вопрос: «Есть ли форма у
воды?». Предложить детям найти ответ самостоятельно, переливая воду из одних
сосудов в другие (чашка, блюдце, пузырёк и т.д.). Вспомнить, где и как
разливаются лужи.
Вывод: Вода не имеет формы, принимает форму
того сосуда, в который налита, то есть может легко менять форму.
Опыт № 3. «Чем пахнет вода».
Два стакана чистой водой. В один из них
добавить раствор валерианы. Есть запах.
Вывод: Вода начинает пахнуть теми веществами,
которые в неё добавляют.
Опыт № 4. «Окрашивание воды».
Цель: Выявить свойства воды: вода может быть
тёплой и холодной, некоторые вещества растворяются в воде. Чем теплее вода, тем
быстрее растворяется вещество.
Материал: Ёмкости с водой (холодной и
тёплой), краска, палочки для размешивания, мерные стаканчики.
Далее
выясняют, как можно окрасить воду (добавить краску). Взрослый предлагает
окрасить воду самим (в стаканчиках с тёплой и холодной водой). В каком
стаканчике краска быстрее растворится? (В стакане с тёплой водой).
Вывод: Тёплая вода является лучшим
растворителем-нежели холодная.
Опыт № 5 «Свойства воды- прозрачность».
Перед детьми поставить
два стакана, один
с
водой,
другой с молоком. В оба стаканчика положить 2-3 предмета
(делает ребенок).
Спросить у
детей
в
каком стаканчике видны предметы, а в каком стаканчике нет? Почему (Перед нами
вода и молоко, в стаканчике с водой мы видим предметы, а в стаканчике с молоком
нет)
Вывод: вода прозрачная, а молоко нет.
Опыт
№ 6
«ВПИТЫВАЕТСЯ ЛИ ВОДА
В ДРУГИЕ ПРЕДМЕТЫ?»
Нальём
немного воды в стаканчик с песком. Потрогаем песок. Каким он стал? (Влажным, мокрым).
А куда исчезла вода? (Спряталась в песок, песок быстро впитывает воду).
Вывод:
вода может впитываться в другие предметы.
Г.С
.:
Сколько интересного мы вспомнили и узнали о воде, а теперь давайте подведем
итог.
Где встречается вода? (ответы детей)
Какие свойства имеет вода? (Бесформенная
(занимает форму сосуда), текучая, прозрачная, чистая - грязная, без запаха - с
запахом, вода имеет температуру, вода - растворитель, вода – клей, вода
впитывается в другие тела…)
Какие три состояния воды вы знаете?
(твёрдая, жидкая, газообразная)
Какие вы знаете пословицы и поговорки о
воде? Вода путь найдёт. Под лежачий камень вода не течёт. Без воды - земля
пустырь.
Г.С.:
Молодцы,
а вот и недостающий кусочек фотографии.
Смотрим карту, вот водоём, нам к
нему…
ЗАДАНИЕ
№ 3 Опытным путём определите, какие предметы легче воды, а какие тяжелее.
Пройдя это испытание, обнаружите недостающую подсказку.
Сделать выводы.
Сравнить пустые контейнера
из-под киндеров и камни.
Опыт «Легче – тяжелее»
Взять
пустые контейнера из-под киндеров и попробовать опустить их в передвижной
модуль с водой. Что с ними произойдет? (Киндеры плавают.) А теперь опустить в
воду камушки. Что с ним случилось? (Камень тонет.) Почему? (Он тяжелее воды.) А
почему плавают киндеры? (Они легче воды, внутри полые и заполнены воздухом).
Прийти к выводу: лёгкие
предметы, предметы заполненные воздухом плавают на воде - киндеры, а тяжелые
тонут - камни.
Г.С.
:
-
И с этим заданием мы с вами справились. Все части фотографии мы нашли, давайте
их соберём. Что у нас получилось?
Дети:
– Ларец, сундук.
Г.С
.:
– Ребята, нам надо найти этот ларец. Давайте посмотрим, где он может стоять.
(
Дети замечают дуб, под ним сундук).
Пытаются
его открыть, но ключа нет. Находят ключ под дубовыми листьями. Бегут открывать
ларец, а ключ не подходит…. Снова ищут ключ. Опытным путём подбирают ключ,
открывают сундук. Освобождают
принцессу
и её друзей.
(Звучит
музыка, фанфары…)
Г.С.
:
– Друзья, спасибо вам, вы нас выручили – спасли сказку. И сказка решила
остаться у вас, давайте вместе поиграем.
(
Ребята обыгрывают сказку Бременские музыканты.)
Тэги:
НОД в старшей группе