Консультация для
родителей
«Сказкотерапия для детей дошкольного
возраста.»
Актуальность:
Современный мир характерен тем, что на смену самодельным игрушкам
приходят электронные игры, роботы, компьютеры. Традиционные формы игры и игрушки
вытесняются или отходят на второй план. Вместе с ними отошли на второй план и
такие чрезвычайно важные составные детства, как сказки. Как известно, сказка
несет в себе историю народа, духовные и
моральные ценности, особенностях поведения в разных жизненных ситуациях.
В настоящее время
остается актуальным вопрос о значении восприятия сказки для психического
развития ребёнка, его становления как личности.
В процессе работы с детьми дошкольного возраста мною отмечены следующие
проблемы: дети очень мало знают сказок; родители дома не читают книг ; ребенок
проводит все время за компьютерными играми, как следствие мы наблюдаем
замкнутость у дошкольников, неумение строить диалог друг с другом, общаться. В
связи с этим, я выбрала приоритетным направлением в своей работе с детьми –
метод сказкотерапии. В настоящее время существует много «понятий» что такое
сказкотерапия»,одно из них:
Сказкотерапия -
пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних.
Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, рассказывали ему сказку, из
которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и
нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни.
Сказкотерапия может быть использована по
отношению к любому нормально развивающемуся ребенку дошкольного возраста. При
этом, данный вид терапии также создает условия для работы с детьми, имеющими
поведенческие нарушения, особенности в психофизическом и эмоционально-волевом
развитии. Это дети с нарушением слуха, зрения, интеллектуальной
недостаточности, речи, аутистического спектра и др. Метод сказкотерапии
учитывает эмоциональный интерес к
восприятию сказки
.
Сказка становится
средством, которое позволяет ребенку понять, справиться со своими проблемами и
переживаниями.
Создаются
условия, в которых ребенок, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая,
продолжая), находит решения своих жизненных проблем.
Цель:
гармонизация
эмоционально-личностного развития каждого ребенка, формирование его волевых
качеств и творческих способностей.
Задачи сказкотерапии:
Раскрытие
глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания.
Создание условий для развития творческого
воображения, оригинальности мышления.
Стимулирование творческого самовыражения.
Формирование позитивного отношения ребенка к себе.
Снижение уровня тревожности и агрессивности у детей.
Развитие умения преодолевать трудности и страхи.
Выявление и поддержка творческих способностей.
Развитие способностей контролировать свои эмоции.
Почему же
сказка
так эффективна при работе с
детьми, особенно в
дошкольном возрасте?
Во - первых, в
дошкольном возрасте восприятие сказки
позволяет ему свободно мечтать и фантазировать.
Во - вторых, у маленького ребенка сильно процесс
эмоционального объединения(сравнения) себя с другим человеком, персонажем и
присвоения его норм, ценностей, образцов. Поэтому
,
воспринимая сказку,
ребенок, с одной стороны сравнивает себя со
сказочным героем, и это позволяет ему
почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания.
С другой стороны, посредством ненавязчивых
сказочных образцов
ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения
возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя.
Что сказка дает детям?
Древняя
мудрость гласит: «Сказка – ложь, да в ней намек». Получается, по большому
счету, сюжет сказки – вымысел. Но при этом в ней заложены извечные истины и
человеческие ценности, на которые сказка ненавязчиво намекает ребенку.
Показывая на примерах, чем оборачиваются для героев те или иные действия.
Ребенок сам непременно сделает правильные выводы. Особенно, если обсуждать с
ним сказки, задавать вопросы по ним, побуждать к размышлению.
Чему учат сказки наших детей?
Воспитание хороших человеческих качеств
:
На
примере героев сказки ребенок учится быть добрым, смелым, искренним,
порядочным, достигать своих целей и любить ближних.
Проживание эмоций:
Слушая сказку, ребенок сопереживает героям, может
плакать и смеяться вместе с ними. Он учится различать эмоции и чувства,
озвучивать их, называть своими именами. Все это в значительной мере пригодится
ему во взрослой жизни.
Привитие
извечных ценностей:
Сказка в доступной малышу форме учит понимать и
различать, что хорошо, а что плохо, где добро, а где зло. Она объясняет, почему
важно быть честным, добрым и справедливым, и что добро все равно побеждает.
Понимание
мира вокруг и отношений между людьми
:
Ребенку нужно видеть, что вокруг него – огромный мир,
он полон всего интересного и пока неизведанного. И у каждого в этом мире есть
свое место. И, конечно же, на примерах героев малыш знакомится с моделями
взаимоотношений между людьми, а, значит, в будущем будет готов строить их сам.
Мягкая
коррекция поведения ребенка
В сказкотерапии существует специальный вид сказок –
коррекционные сказки. Они призваны помочь малышу справиться с трудностями в
поведении, заменяя их более эффективными формами поведения. Такие сказки
пишутся специалистами- психологами, сказкотерапевтами, педагогами, которые
работают с детьми.
Расслабление,положительные
эмоции
.
С этой задачей хорошо справляются медитативные сказки
– произведения без конфликтов и плохих героев. Они показывают ребенку модели
идеальных взаимоотношений, мира, в котором все хорошо и спокойно. Настраивают
на позитивный лад, помогают расслабиться и уснуть. Такие сказки полезно читать
перед сном.
Сказки, которые встречаются нам на пути, не
обязательно могут принадлежать только к одной группе. Например, художественные
сказки нередко содержат и дидактический, и психокоррекционный, и
терапевтический, и даже медитативный аспекты. Но, конечно, есть сказки, которые
пишутся специально для решения того или иного вопроса. Давайте познакомимся с
конкретными примерами.
Основные
виды сказок для детей дошкольного возраста, применяющихся в сказкотерапии.
Народные
сказки
: мудрость народа, простота и
доступность сюжета, отсутствие лишних деталей способствуют воспитанию
нравственных чувств. Примеры: “Курочка Ряба”, “Репка”, “Волк и семеро козлят”,
“Гуси-Лебеди”, “Колобок”, “Маша и медведь” и другие.
Авторские:
сказки Х. К. Андерсона, Ш. Перо, А.С.Пушкина, П.
Бажова и многих других писателей-сказочников.
Психотерапевтические:
для более глубокой, «лечебной»
работы,
их характерной особенностью является счастливый конец,
который, тем не менее, оставляет в сознании ребёнка определённый вопрос,
ведущий к стимуляции процесса личностного роста.
Дидактические
или обучающие сказки
всегда
используются для преподнесения детям новых для них знаний учебного характера. В
этих сказках абстрактные для ребёнка символы: буквы, цифры становятся
одушевлёнными.
Психокоррекционные
сказки
создаются и рассказываются ребёнку для
помощи ребенку в решении проблем с поведением.
Медитативные
сказки
– для
расслабления и накопления позитивного образного опыта
,используются
для того, чтобы сформировать у ребёнка представление о том, что существуют
позитивные модели взаимоотношений с окружающим его миром и другими людьми.
Отличительной особенностью медитативных сказок является отсутствие в их сюжете
отрицательных героев и конфликтов.(сказки на ночь)
Диагностические
сказки
позволяют определить наличие
проблемы у ребёнка, а также особенности его характера.
Сказка прививает ценности
добра и справедливости, душевной красоты. Воспитывает уважение к семье, к
взрослым, и к коллективу детей.
Методики
сказкотерапии:
-Чтение сказки воспитателем в группе с дальнейшим
обсуждением проблемы и персонажей.
-Распределение ролей по известной детям сказке и
проигрывание её.
-Разбор сказки, чтение её группе и постановка
заданий,(нарисовать о чем была сказка, нарисовать понравившегося ей героя,
слепить, рассказать суть сказки, её мораль, найти героя в сказке или действие
,которое требует исправления и прокомментировать его)
Работу со
сказкотерапией я
связываю со всеми видами деятельности. Мы рисуем любимых героев или отдельные
сюжеты из
сказок
, лепим, создаем аппликации .Также проводиться работа с
родителями. По
сказкам учу
составлять словесные образы героев, в процессе чего у детей увеличивается
словарный запас, внутренний мир ребёнка становиться интереснее, богаче.
Также использую такие методы как сравнение, узнавание,
беседы-обсуждения .Идет обогащение
предметно-пространственной развивающей среды. Разыгрываем сюжеты
сказок, литературных произведений в театральных
играх и в играх-драматизациях.