Консультация для родителей
|
Консультация для родителей
«Сказкотерапия
для детей
дошкольного возраста.»
Актуальность:
Современный мир характерен тем, что на
смену самодельным игрушкам приходят электронные игры, роботы, компьютеры.
Традиционные формы игры и игрушки вытесняются или отходят на второй план.
Вместе с ними отошли на второй план и такие чрезвычайно важные составные
детства, как сказки. Как известно, сказка несет в себе историю народа,
духовные и моральные ценности, особенностях поведения в разных жизненных
ситуациях.
В настоящее время остается актуальным вопрос о значении восприятия сказки
для психического развития ребёнка, его становления как личности. В
процессе работы с детьми дошкольного возраста мною отмечены следующие проблемы:
дети очень мало знают сказок; родители дома не читают книг ; ребенок проводит
все время за компьютерными играми, как следствие мы наблюдаем замкнутость у
дошкольников, неумение строить диалог друг с другом, общаться. В связи с этим,
я выбрала приоритетным направлением в своей работе с детьми – метод
сказкотерапии. В настоящее время существует много «понятий» что такое
сказкотерапия»,одно из них: Сказкотерапия - пожалуй, самый детский метод
психологии, и, конечно, один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь
воспитанием детей, рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл
поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей
от напастей, учили их жизни.
Сказкотерапия может быть использована по отношению к любому нормально
развивающемуся ребенку дошкольного возраста. При этом, данный вид терапии также
создает условия для работы с детьми, имеющими поведенческие нарушения,
особенности в психофизическом и эмоционально-волевом развитии. Это дети с
нарушением слуха, зрения, интеллектуальной недостаточности, речи,
аутистического спектра и др. Метод сказкотерапии учитывает эмоциональный
интерес к
восприятию сказки
.
Сказка становится средством, которое позволяет
ребенку понять, справиться со своими проблемами и переживаниями.
Создаются условия, в
которых ребенок, работая со сказкой (читая, придумывая, разыгрывая, продолжая),
находит решения своих жизненных проблем.
Цель:
гармонизация эмоционально-личностного развития каждого ребенка,
формирование его волевых качеств и творческих способностей.
Задачи сказкотерапии:
Раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его
самосознания.
Создание условий для развития творческого воображения, оригинальности
мышления.
Стимулирование творческого самовыражения.
Формирование позитивного отношения ребенка к себе.
Снижение уровня тревожности и агрессивности у детей.
Развитие умения преодолевать трудности и страхи.
Выявление и поддержка творческих способностей.
Развитие способностей контролировать свои эмоции.
Почему же
сказка
так
эффективна при работе с детьми, особенно в
дошкольном возрасте?
Во - первых, в
дошкольном возрасте восприятие
сказки позволяет ему свободно мечтать и фантазировать.
Во - вторых, у маленького ребенка сильно процесс эмоционального
объединения(сравнения) себя с другим человеком, персонажем и присвоения его
норм, ценностей, образцов. Поэтому
,
воспринимая
сказку, ребенок, с одной стороны сравнивает себя со
сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и
понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой
стороны, посредством ненавязчивых
сказочных образцов
ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения
возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя.
Что сказка дает детям?
Древняя мудрость гласит: «Сказка – ложь, да в ней намек». Получается, по
большому счету, сюжет сказки – вымысел. Но при этом в ней заложены извечные истины
и человеческие ценности, на которые сказка ненавязчиво намекает ребенку.
Показывая на примерах, чем оборачиваются для героев те или иные действия.
Ребенок сам непременно сделает правильные выводы. Особенно, если обсуждать с
ним сказки, задавать вопросы по ним, побуждать к размышлению.
Чему учат сказки наших детей?
Воспитание хороших человеческих качеств
:
На примере героев сказки ребенок учится
быть добрым, смелым, искренним, порядочным, достигать своих целей и любить
ближних.
Проживание эмоций:
Слушая сказку, ребенок сопереживает героям, может плакать и смеяться вместе
с ними. Он учится различать эмоции и чувства, озвучивать их, называть своими
именами. Все это в значительной мере пригодится ему во взрослой жизни.
Привитие извечных ценностей:
Сказка в доступной малышу форме учит понимать и различать, что хорошо, а
что плохо, где добро, а где зло. Она объясняет, почему важно быть честным,
добрым и справедливым, и что добро все равно побеждает.
Понимание мира вокруг и отношений между людьми
:
Ребенку нужно видеть, что вокруг него – огромный мир, он полон всего
интересного и пока неизведанного. И у каждого в этом мире есть свое место. И,
конечно же, на примерах героев малыш знакомится с моделями взаимоотношений
между людьми, а, значит, в будущем будет готов строить их сам.
Мягкая коррекция поведения ребенка
В сказкотерапии существует специальный вид сказок – коррекционные сказки.
Они призваны помочь малышу справиться с трудностями в поведении, заменяя их
более эффективными формами поведения. Такие сказки пишутся специалистами-
психологами, сказкотерапевтами, педагогами, которые работают с детьми.
Расслабление,положительные эмоции
.
С этой задачей хорошо справляются медитативные сказки – произведения без
конфликтов и плохих героев. Они показывают ребенку модели идеальных
взаимоотношений, мира, в котором все хорошо и спокойно. Настраивают на
позитивный лад, помогают расслабиться и уснуть. Такие сказки полезно читать
перед сном.
Сказки, которые встречаются нам на пути, не обязательно могут принадлежать
только к одной группе. Например, художественные сказки нередко содержат и
дидактический, и психокоррекционный, и терапевтический, и даже медитативный
аспекты. Но, конечно, есть сказки, которые пишутся специально для решения того
или иного вопроса. Давайте познакомимся с конкретными примерами.
Основные виды сказок для детей дошкольного возраста, применяющихся в
сказкотерапии.
Народные сказки
: мудрость народа, простота и доступность сюжета, отсутствие лишних деталей
способствуют воспитанию нравственных чувств. Примеры: “Курочка Ряба”, “Репка”,
“Волк и семеро козлят”, “Гуси-Лебеди”, “Колобок”, “Маша и медведь” и другие.
Авторские:
сказки Х. К. Андерсона, Ш. Перо, А.С.Пушкина, П. Бажова и многих других
писателей-сказочников.
Психотерапевтические:
для более глубокой, «лечебной» работы,
их характерной особенностью является счастливый конец, который, тем не
менее, оставляет в сознании ребёнка определённый вопрос, ведущий к стимуляции
процесса личностного роста.
Дидактические или обучающие сказки
всегда используются для преподнесения
детям новых для них знаний учебного характера. В этих сказках абстрактные для
ребёнка символы: буквы, цифры становятся одушевлёнными.
Психокоррекционные сказки
создаются и
рассказываются ребёнку для помощи ребенку в решении проблем с
поведением.
Медитативные сказки
– для расслабления и накопления позитивного образного опыта
,используются для того,
чтобы сформировать у ребёнка представление о том, что существуют позитивные
модели взаимоотношений с окружающим его миром и другими людьми. Отличительной
особенностью медитативных сказок является отсутствие в их сюжете отрицательных
героев и конфликтов.(сказки на ночь)
Диагностические сказки
позволяют определить наличие проблемы у
ребёнка, а также особенности его характера.
Сказка прививает ценности добра и справедливости, душевной красоты.
Воспитывает уважение к семье, к взрослым, и к коллективу детей.
Методики сказкотерапии:
-Чтение сказки воспитателем в группе с дальнейшим обсуждением проблемы и
персонажей.
-Распределение ролей по известной детям сказке и проигрывание её.
-Разбор сказки, чтение её группе и постановка заданий,(нарисовать о чем
была сказка, нарисовать понравившегося ей героя, слепить, рассказать суть
сказки, её мораль, найти героя в сказке или действие ,которое требует
исправления и прокомментировать его)
Работу со
сказкотерапией я
связываю со всеми видами деятельности. Мы рисуем любимых героев или отдельные
сюжеты из
сказок
, лепим,
создаем аппликации .Также проводиться работа с родителями. По
сказкам учу составлять словесные образы героев, в
процессе чего у детей увеличивается словарный запас, внутренний мир ребёнка
становиться интереснее, богаче.
Также использую такие методы как сравнение, узнавание, беседы-обсуждения
.Идет обогащение предметно-пространственной развивающей среды.
Разыгрываем сюжеты
сказок, литературных
произведений в театральных играх и в играх-драматизациях.