Согласовано:
Утверждаю:
Зам.
Директора по ВР
Директор школы
______________Маланина
Л.П.
________________Зюрин А.А.
______________2010год
________________2010год
Муниципальное специальное /коррекционное/ образовательное
учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями
здоровья
«Фокинская специальная /коррекционная/
общеобразовательная
школа-интернат
VIII вида»
Программа
«Привитие нравственно –
правовых знаний и
норм поведения в процессе
воспитания»
Автор: Журавлева Л.В.
Проблема:
Наличие у детей:
- Интеллектуального
дефекта.
- Недостаточности
познавательного и эмоционального развития, протекающего на биологически
неполноценной основе, существенно затрудняет решение задачи обеспечении
социально – нормативного поведения,
повышает
вероятность социальных
отклонений в индивидуальном поведении
ребенка, является благоприятной почвой
для их возникновения.
Актуальность
проблемы:
Детям необходимо
знать, что их может привести к преступлению или к любому правонарушению:
-
Незнание законов.
-
Неумение выйти из создавшейся ситуации.
-
Неправильное представление о дружбе.
-
Неумение веселиться.
- Пьянство.
- Неумение
занять себя, безделье, лень.
- Бездумность.
- Неразборчивость
в друзьях.
- Желание
выделиться.
- Эгоизм,
грубость, нежелание считаться с другими.
- Несдержанность.
Пояснительная
записка
Наша школа готовит своих
выпускников к самостоятельной жизни в естественном социальном окружении.
Среди различных видов социальных норм (право, мораль, политические,
эстетические, религиозные нормы, обычаи, традиции). Наибольшее значение для
регуляции общественно – адекватного поведения личности имеет мораль и право.
Главные различия между ними заключаются в том, что моральные нормы имеют
оценочный характер общественного мнения (хорошо – плохо), а несоблюдение
вызывает осуждение общества. Тогда как правовая норма жестко регулирует
поведение личности, будучи отраженной в четких и однозначных формулировках
закона, государственной власти, а несоблюдение предлагает юридические санкции
(административные и уголовные).
Какие же особенности умственно – отсталых детей затрудняет процесс
воспитания их социально – нормативного и правового поведения?
1.
Грубые
нарушения в понимании обращенной к ним речи.
2.
Неумение
разобраться в ситуации, осознать причинно – следственные связи между поступком
и его результатом.
3.
Снижение
способности к конкретизации обобщений.
4.
Снижение
критичности и самокритичности, повышенная внушаемость.
5.
Незрелость
эмоций умственно отсталых детей, их личностная направленность на удовлетворение
примитивных потребностей.
Сегодня
актуальна проблема по выработке
правового сознания у
школьников, которая
вызвана событиями, происходящими в мире. Проявление нетерпимости,
непримиримости ведет к серьезным последствиям: от раздражительности,
пренебрежения к другим до этнических чисток и геноцида.
Нетерпимость
способствует совершению преступлений. Она имеет широкий диапазон: оскорбления,
насмешки, игнорирования, предубеждение,
поиск врага, преследование, запугивание,
дискриминация,
национализм, фашизм, эксплуатация,
изгнание, репрессии, войны, терроризм.
В этой
связи важным становится воспитание основ толерантного сознания и поведения,
усвоение знаний в области человеческих отношений, привитие психологической
культуры.
Социологические исследования показывают, что более четверти детей не знают
названия документа («Всеобщая декларация прав человека»), в котором
декларированы их права.
Вот
почему формирование культуры прав человека – одна из важнейших задач школы. Обучение
правам человека – процесс долгосрочный и поэтому рекомендуют осуществлять его
на всех этапах обучения.
Человеческое общение всегда было важным воспитательным средством. Задача
воспитателя – создать в группе
такую
обстановку, в которой было бы хорошо каждому ребенку. Поэтому на воспитателе
лежит большая ответственность за помощь детям не только в осмыслении
содержания своих человеческих прав, но и в том, чтобы сделать их основой своего
поведения.
Занятия
о правах человека в группе
В процессе правового воспитания, нужно добиваться
понимания учащимися гуманной сущности и справедливости нравственных норм
общества (защита слабого), а так же необходимости существования и соблюдения
правовых норм.
В своих беседах мы должны дать четкое представление о
понятии «закон», как правила по которым живет страна, как запрет совершать
плохие действия, о том, что незнание закона не освобождает от ответственности,
о понятии «права», как разрешения на какие-то действия. При этом не забываем
как «мои права кончаются там, где начинаются права другого» (одному ребенку
нельзя шуметь, так как другой имеет право на тишину) и об этом почаще
напоминать, так как наши дети больше стремятся удовлетворять только свои
потребности. Ну и конечно же поработать над правилом: «Нет прав без
обязанностей».
Работая с разделом «Права человека», не нужно добиваться,
чтобы дети запоминали и заучивали их. Важно, чтобы дети смогли попытаться
увидеть себя в положении человека, который может быть унижен и оскорблен. Мог почувствовать
чужую боль, радоваться каждому проблеску человечности.
Знакомство с вопросами уголовной ответственности за
отдельные виды преступлений против жизни, здоровья и достоинства личности,
против общественного порядка, против государства и личной собственности, нужно
начинать с 5-6 класса, особое внимание уделять вопросу: «За что наши дети
получают срок?»
Следует поработать с детьми над таким видом правонарушений –
как соучастие в (правонарушении), преступлении (взял украденные вещи на
хранение, стоял на «стреме» и так далее)
Детям необходимо
знать, что их может привести к преступлению или к любому правонарушению:
-
Незнание законов.
-
Неумение выйти из создавшейся ситуации.
-
Неправильное представление о дружбе.
-
Неумение веселиться.
- Пьянство.
- Неумение
занять себя, безделье, лень.
- Бездумность.
- Неразборчивость
в друзьях.
- Желание
выделиться.
- Эгоизм,
грубость, нежелание считаться с другими.
- Несдержанность.
Требования к нравственно – правовому просвещению умственно
отсталых детей.
- Доступность
содержания (конкретность материала, связь с жизненным опытом детей,
использование примеров, наглядных средств).
- Увлекательность,
эмоциональность содержания и формы работы.
- Обеспечение
интеллектуальной активности детей.
- Сравнение,
выделение существенного, обобщение, конкретизация применительно к новым
ситуациям. Нахождение аналогичной, доказательства, оценивание,
установление причинно – следственных связей – все это помогает понять
смысл, последствие и нравственное содержание поступка.
- четкость
выводов, содержание рекомендаций правильному поведению ребенка.
- Системность
и разнообразие повторения усвоенных норм поведения (предложить ребенку то,
что он усвоил передать другому, использовать усвоенное для контроля и
самоконтроля, оценки и самооценки поведения в различных ситуациях).
Цель: формирование у учащихся нравственных и
правовых,
знаний,
оценок, убеждений;
Задачи:
- Повышение
уровня правовой культуры школьников;
- Снижение
уровня правонарушений;
Приобщение к деятельности, направленной на социализацию
подростков.
Методы проведения
занятий
Воспитательная работа с умственно отсталыми школьниками, направленная на
формирование их социально – правового поведения, должна быть выстроена в
целостную систему. Так в одну группу можно объединить методы, целью которых
является формирование у учащихся нравственных и правовых знаний, оценок,
убеждений. К ним относятся:
1.
Рассказ;
2.
Беседа;
3.
Разъяснение;
4.
Убеждение;
5.
Работа с
текстовым источником информации;
6.
Анализ
ситуаций соответствующего содержания;
7.
Ролевые
игры, моделирующие правильное поведение в различных ситуациях.
Дальнейшее
развитие ребёнка
(ожидаемый результат)
В процессе обучения выработке
правого сознания у школьников дети получают первоначальные знания об обществе и
законах, по которым оно живёт, правилах поведения, о соотношении прав и
обязанностей, общих чертах и различиях между людьми, группами людей. В
результате обучения у детей должны формироваться первоначальные ценностные
установки об уважении закона, прав, мнений и чувств других людей, стремление к
ненасильственному разрешению конфликтов, ответственность за окружающую среду, а
также таких личных качеств, как доброжелательность, отзывчивость, трудолюбие,
миролюбие, общительность (коммуникабельность), правдивость, чувство
собственного достоинства.
Приложение
Дата
|
Тема занятия
|
Форма проведения
|
2010-2011год
Сентябрь
|
«Права детей»
|
Игра – путешествие
|
Октябрь
|
«На что я имею право..?»
|
Круглый стол
|
Ноябрь
|
«Я в мире прав»
- Мои права кончаются там, где начинаются права другого.
|
Дискуссия
|
Декабрь
|
«Право на жизнь»
|
Устный правовой журнал
|
Январь
|
«Право ребенка жить в семье»
|
Беседа
|
Февраль
|
«Сказка ложь да в ней намек…»
|
Правовая игра
|
Март
|
«Мои права и обязанности»
- Нет прав без обязанностей.
|
Дискуссия
|
Апрель
|
«Чтобы не случилось беды»
|
Круглый стол
|
Май
|
«Поступки и проступки детей»
|
Беседа
|
2011-2012
Сентябрь
|
«Виды правонарушений»
|
Беседа
|
Октябрь
|
«Ответственность за правонарушения»
|
Беседа
|
Ноябрь
|
«Умей сказать нет»
|
Беседа
|
Декабрь
|
«Правовой турнир»
|
Игра – состязание
|
Январь
|
«Что такое закон»
|
Беседа
|
Февраль
|
«Можно и нельзя»
|
Беседа
|
Март
|
«Законы жизни школьного коллектива»
|
Дискуссия
|
Апрель
|
«Что такое порядочность?»
|
Дискуссия
|
Май
|
«Правила доверия»
|
Круглый стол
|
2012-2013год
Сентябрь
|
«Конфликты в коллективе и способы их разрешения»
|
Дискуссия
|
Октябрь
|
«Мораль и закон»
|
Диспут
|
Ноябрь
|
«Действие и бездействие»
|
Круглый стол
|
Декабрь
|
«Преступление и наказание»
|
Круглый стол
|
Январь
|
«Конституция РФ»
|
Беседа
|
Февраль
|
«Ответственность за хранение, приобретение наркотических
веществ»
|
Беседа
|
Март
|
«От безответственности до преступления один шаг»
|
Круглый стол
|
Апрель
|
«Хочу спросить»
|
Ролевая игра
|
Май
|
«Турнир знатоков права»
|
Правовая игра
|
|
Индивидуальные профилактические беседы
|
|
Тэги:
`Привитие нравственно-правовых знаний и норм поведения