РАЗВИВАЮЩИХ ИГР ПО МЕТОДИКЕ МОНТЕССОРИ
1. «Бумажные шарики и улитки»
Игры с бумагой - также весьма полезное время
провождение, к тому же это занятие не потребует от родителей особых
материальных затрат. Научите ребенка мять бумагу и катать из мятых листов
бумажные шарики. Еще одним полезным занятием является отщипывание - открывание
пальчиками от целого листа бумаги маленьких кусочков.
Вполне возможно, что после такой
"бумажной" игры квартире потребуется основательная уборка, однако эти
мелочи, по сравнению с тем, какое удовольствие получит ваш ребенок от процесса
рвания бумаги. Да и польза для развития моторики немалая. Покажите малышу, как
скатывать рулончики из бумажных полосок. Получаются рулетики или улиточки -
кому как нравится!
2. «Веселые прищепки»
Прищепки - это замечательный тренажер для
маленьких пальчиков. Покажите детке как их можно цеплять к любому плоскому
предмету, например, к картонке, широкой линейке, тарелке. Со временем задачу
можно усложнить: попросите малыша закрепить прищепки на натянутой веревке.
Чтобы ваши занятия были более увлекательные - сделайте специальные картонные
заготовки, например, можно вырезать силуэты елочки и солнышка. Ребенку будет
гораздо интереснее цеплять елочке - иголки из прищепок, а солнышку - лучики.
3. «Коробочка с тканями»
Игрушки: небольшая коробочка, содержащая по паре
кусочков каждой ткани различной текстуры (например, шелк, хлопок, шерсть, мохер
и т.п.). Покажите малышу три пары кусочков ткани, наиболее контрастирующих по
текстуре; затем перемешайте их и попросите ребенка найти пары, ощупывая их
руками; когда малыш поймет смысл упражнения, добавляйте другие кусочки ткани;
вдохновите ребенка проделать то же самое с завязанными глазами.
4. "Больше и меньше"
Игрушки: бутылочки, пузырьки, банки из под крупы
с крышками разного размера. Отвинтите крышки и пробки с нескольких бутылочек
разных размеров, допускается, если некоторые из них будут с водой. Покажите
ребенку, как подбираются и завинчиваются крышки вновь. Предложите малышу
проделать эти же процедуры с его собственными бутылками и пузырьками.
Внимательно наблюдайте за его занятием.
5. "Цветные дорожки":
бисер аккуратно сыплется на стол тремя пальцами
("щепоткой"). Размер дорожки желательно определить заранее, чтобы
малыш учился равномерно распределять материал. «Бисер в вазочке»: брать бусинки
с плоской тарелочки и бросать тремя пальцами в небольшую вазочку. Желательно,
чтобы горлышко у вазочки было поуже.
6. «Разложим по порядку»:
высыпьте в мисочку бусинки двух цветов (примерно
по 5-7 бусинок каждого цвета) и справа от мисочки поставьте два блюдца.
Предложите: "Давай в одно блюдце сложим все красные бусинки, а в другое –
все зеленые”. Чтобы оживить игру, скажите, например, что это угощение для мишки
и зайки, причем мишка любит только вишни, а зайка – только крыжовник.
Перекладывать бусинки надо по одной, беря тремя пальцами (покажите). Если
какие-то бусинки упадут на стол, попросите подобрать их с помощью совочка.
Обязательно доведите работу до конца – этот навык очень важен. Поэтому на
первых порах берите меньше бусинок.
7. Игра c цветами Игрушки:
живые цветы, маленькое ведро, совок для мусора,
разные вазы и банки , ножницы, лейка, тряпка. Вы льете воду из лейки в
выбранную вазу. Ребенок должен заметить, что цветам в вазе требуется
определенное количество воды. Воду, которая перелилась через край, вытирается
тряпкой. С цветка обрезаются нижние листья и кусочек стебля, после чего цветок
ставится в вазу. Цветов должно быть столько, чтобы ребенок имел возможность
повторить эти действия самостоятельно с другой вазой. Когда ребенок заканчивает
упражнение-игру, вы вместе убираете рабочее место. Не следует мешать ребенку,
даже если он слишком коротко отрезает стебель. Пусть он убедится в этом
самостоятельно.
8. Игра "Мытье посуды"
Игрушки: средство для мытья посуды, губка,
посуда для небольшого количества чистящего сред- ства, металлический предмет (
небольшая кастрюля, чайник или ложка). Процесс сложный и ответственный и тем
более интересный маленькому ребенку. Вся процедура чистки кастрюли
демонстрируется малышу медленно и с явным интересом к делу. Так ребенку дают
возможность узнать ход действий во взаимосвязи, четко осознать отдельные
действия и обратить внимание на дело в целом. Ребенку предлагается повторить
упражнение с другой вещью. Через некоторое время можно отойти, но непрерывно
поддерживать связь с работающим ребенком. Когда игра-занятие закончено, следует
показать ребенку , как все убрать. Только после уборки упражнение считается
законченным.
9.Игра "Уборка" Игрушки:
крупы, ложечка, поднос, губка или щетка,
совочек. Пересыпание крупы из одной банки в другую ложкой, перебирание гречки
или пшена, а также уборка рассыпанного, особенно при помощи губки и совочка –
развивающие игры в духе Монтессори.
10. «Не просыпь и не пролей»:
сначала насыпьте в кувшин немного крупы и
покажите малышу, как, держа кувшин правой рукой и придерживая левой, пересыпать
крупу в стакан, стоящий слева от кувшина. (Все просыпанные зерна ребенок должен
смести щеткой в совок.) Не забудьте сдержанно похвалить ребенка, если он
аккуратно убрал. Переходить к переливанию следует только тогда, когда ребенок
хорошо освоит пересыпание. Помогите начать и закончить переливание – это для
него труднее всего. Покажите, как собрать разлитую воду губкой.
11. «Волшебное сито»:
скажите: "В этой чашке перемешаны рис и
манка (покажите отдельно крупицы риса и манки). Как выбрать отсюда все рисовые
зернышки? Это трудно сделать даже твоими маленькими и ловкими пальцами. Но тебе
по- может сито!” Отделение одной крупы от другой похоже для ребенка на фокус.
Объясните, почему так получается, насыпав в сито сначала чистую манку, а потом
– рис. Просеянный рис надо пересыпать в приготовленную тарелку. Порадуйтесь
вместе с малышом достигнутому результату.