В
КАКОМ ВОЗРАСТЕ ОТДАВАТЬ РЕБЕНКА В КРУЖКИ?
Любое специальное обучение (не участие в
мамином-папином деле, а именно отдельное обучение ребенка) хорошо бы начинать,
когда закончится период спонтанного творчества (это к концу дошкольного
возраста, то есть хотя бы с 5-6 лет).
В период раннего детства и дошкольного возраста
ребенок может придумывать собственные, пусть непонятные взрослым, творческие
"произведения": он распевает свои песни на "тарабарском"
языке, сочиняет стишки с нестройным ритмом, танцует дикарские танцы просто от
избытка энергии, и рисует "каляки-маляки" (часто и на стенах). В этот
период лучше позволить ребенку "производить", нежели
"повторять".
Пусть он творит спонтанно и свободно, без
указаний и рамок, его еще не нужно учить "как надо". В дошкольном
возрасте ребенок находится в стадии подражания - он хочет подражать всем
действиям, которые он видит, и которые ему нравятся. Конечно, он еще не
настолько владеет техникой, чтобы точно скопировать движения или произведения
взрослых (например, он пишет, повторяя за мамой, но у него получается
"филькина грамота"). Поэтому он не занимается полным копированием, но
берет образец в качестве стимула (мама танцует, ему тоже хочется, но у него
получаются другие движения). В этом возрасте гораздо целесообразнее и
эффективнее для ДАЛЬНЕЙШЕГО ОБУЧЕНИЯ И ПОСЛЕДУЮЩЕГО РЕЗУЛЬТАТА обеспечить
ребенку стимулирующую творчество среду, а не водить его на специальные занятия.
Мотивировать создавать свои собственные образы, давать выплескиваться этой
мощной энергии, которая сейчас бурлит в нем, а не диктовать пошаговое
исполнение заданного образца.
Для этого возраста вполне достаточно тех
действий, которые ребенок предпринимает сам при наличии у него средств
самовыражения (родители не "учат рисовать", но предлагают материалы и
идеи, не "учат вокалу и постановке голоса", но создают музыкальный фон
и поощряют желание петь и т.п.). Любое целенаправленное обучение в этом
возрасте лишает ребенка радости первооткрывателя - создать свой собственный
танец, песенку, художественный образ.
Не нужно думать, что если ребенок предоставлен в
этот период свободному творчеству, потом его нужно будет
"переучивать" или он будет хуже своих "раннеразвитых"
сверстников усваивать материал. Наоборот, чем больше человек экспериментирует
сам, чем больше он познает сам себя и свои возможности, тем лучше потом он
будет осваивать предложенную деятельность. То есть, чем больше ребенок будет
исследовать данные ему средства ("баловаться" с красками), тем более
эффективно он в будущем освоит техническую сторону дела.
Очень многие родители говорят "я сам ничего
не умею". Дело в том, что ребенку не столько нужен образец (то есть, вы
музицируете-рисуете-танцуете-лепите и т.п.), а стимул и атмосфера. Вам даже не
нужно уметь танцевать, нужно только восхищаться смешными подпрыгиваниями
двухлетки, которые он выдает за танец. Дальше он будет "развивать" свой
танец даже без увиденного образца. Конечно, можно вместе с ребенком смотреть
различные танцы, но ему будет достаточно и собственного вдохновения.
Если у ребенка настоящий, стойкий интерес к
делу, которое вы не можете дома преподавать, лучше опять-таки дать изучать
материалы и инструменты, нежели отдавать на регулярное обучение. Дошкольный
возраст - как раз самая главная эпоха креативности, и пусть ребенок максимально
использует эти возможности, пусть он еще не знает "как надо", но
пробует творить и придумывать. Дайте ребенку насладиться "периодом
всемогущества", когда он смело экспериментирует. Не нужно торопить события
- время обучения обязательно наступит.
(Советы педагога, психолога Марины Озеровой)
vk.com/roditeli_i