Страупе
Татьяна.
Пазлы.
Посвящается моей
маме
Невозможно сказать, с кого или с
чего начинается история рода, семьи. Тем более, когда речь идёт не о
высокопоставленных или известных
личностях, а о простых людях. Однако я
точно знаю, кто первым из моих предков стал
петербуржцем. Это было примерно
130 лет назад. Тогда многие сельские
жители, мужчины, отправлялись в Москву или в Питер на заработки - так и мой прямой предок Алексей Митрофанович Митюшенков прибыл на невские берега. По происхождению мещанин, семейный, крепкий
телом и духом. Попал он однажды в цирк, где среди прочих выступали борцы,
предлагавшие в конце своей программы помериться силами с любым из желающих
зрителей. Вышел Алексей и одержал победу
над циркачом.
Этот бой стал судьбоносным и сделал
бывшего жителя Ярославской губернии
членом сборной Росси по греко-римской борьбе. По семейному преданию,
задержавшегося в Санкт-Петербурге супруга приехала разыскивать жена, Прасковья
Денисовна, нашла, да и отправилась с мужем колесить по миру, оставив детей на попечении родных. С тех пор всю семью в деревне Пешково стали
называть «борчихины», а сама Прасковья, изредка навещая своих, европейскими
нарядами удивляла всю округу. Заработав денег, Митюшенковы с детьми
обосновались в Петербурге.
Эта
история была известна мне с детства, но даже имеющаяся фотокарточка моего
прапрадедушки-борца не делала её правдоподобной. И вот несколько лет назад все
сомнения мои исчезли, и произошло это совершенно случайно. Я люблю театр, одним из интереснейших в
Петербурге считаю Молодёжный, поэтому
в годы, когда интернет стал
доступен всем, об истории его создания мне удалось найти множество материала. Я узнала, что начало
этому театру было положено купцом
Тумпаковым, решившим устроить
летнюю эстраду (Буфф) в Измайловскому саду. Каково же было моё удивление, когда
в одной из статей, воспоминаний очевидцев о летнем театре на Фонтанке, я прочитала об Алексее Митюшенко, борце,
выступавшем на этих подмостках вместе со своими товарищами и демонстрировавшем,
как было тогда принято, свою силу и ловкость зрителям театра Буфф в
Измайловском саду (украинское «о» на конце фамилии родственника меня не удивило
– мама рассказывала об этом). Написано
было и то, что специально для участия борцов был создан сценарий спектакля по
мотивам произведения «Князь Серебряный» Алексея Толстого, в котором есть
несколько сцен кулачных боёв.
Спортсмены, Митюшенко и его напарник, не могли драться, как артисты,
понарошку, поэтому финал каждого спектакля был непредсказуем.
Фамилия «не закрепилась», так как у
Митюшенковых было две дочери, младшая
Елизавета в возрасте 19 лет проводила мужа Дмитрия Репина на войну (он погиб во
Франции в 1914-м) и через год овдовела, оставшись в Петербурге совсем одна с
сыном Павлом на руках.
Мама
рассказывала, как бабушка Лиза говорила: «Если бы не революция, разве стал бы
мой Павка полковником!» - и всегда гордилась, что родилась в один год с
Лениным. Вместе с «Павкой», который
отправил жену с годовалой дочкой Леночкой в эвакуацию, Елизавета Алексеевна
Репина пережила блокаду, поддерживая ополченца-сына, инженера, который и знать
не знал, что навсегда свяжет свою жизнь с армией.
Павел Дмитриевич – кавалер ордена
Красной Звезды, во время своей службы в блокадном городе он заведовал гаражом,
где ремонтировали полуторки для
эвакуации людей по Дороге жизни.
Леночка
Репина, моя мама, одна из лучших учениц класса, в 1959 году стала студенткой
Политехнического института; поженившись, они с отцом - однокурсником Рыжих
Алексеем - и их товарищами из «Политеха»
стали для меня примером
настоящей дружбы и преданности.
В сообществе института, под самой
крышей, сыграли скромную свадьбу, а почти через 20 лет в этом самом
месте был организован студенческий театр, на подмостках которого дебютировала
второкурсница Рыжих Нина, моя сестра.
Её инженерная специальность
недостаточно востребована в наши дни, а в 60-е всё было иначе. В 1976 году мой
папа и его коллеги-инженеры проводили
исследование скульптуры «Медного всадника» при помощи кобальтовой пушки
посредством гамма-лучей – памятная чеканка, свидетельствующая об этом событии,
хранится в нашей семье, а внутрь скульптуры была заложена капсула со списком
участников реставрации, среди которых есть и имя отца.
Наши родители, благодаря
папиному характеру, всегда были в центре внимания, папа впоследствии стал
заместителем директора научно-исследовательского института им. Ефремова, его приглашали
на выставки, открытия различных объектов, дарили памятные книги, одна из
которых до сих пор хранится у нас на даче – «История Ленинградского Металлического
завода».
Почти через четверть века после
смерти отца я случайно беру её в руки и
начинаю читать.
Первые страницы этого подарочного
издания повествуют об открытии завода, о
праздновании его 50-летия в 1907году, когда была выпущена памятная
медаль-значок (он в настоящее время является экспонатом музея ЛМЗ) и подарена старейшему работнику завода – Юрре
Петровичу Страупе, родоначальнику целой династии. В этом не было бы ничего
примечательного, но я сама на тот момент имела фамилию «Страупе» по мужу, хотя
и была уже вдовой. Мы с сыном решили узнать что-нибудь о нашей редкой фамилии и
увлеклись генеалогией.
Оказалось, что его прадедушка
Борис Петрович - внук этого Юрре, приехавшего в Петербург вместе с родителями в 50-х годах 19 века (в
Латвии тогда массово переходили в
«русскую веру», люди стали лично свободными и получали фамилии по названию
поместий). Древний (ок.1260 г.г.) город
Страупе сегодня – один из центров туризма Прибалтики. Мой покойный супруг всего этого не знал, прошлое в его семье почему-то было тайной.
А открылось всё неожиданно:
по работе мне было нужно ознакомиться со
статьёй Даниила Гранина «История создания «Блокадной книги» - у меня мурашки побежали по телу, когда я
прочитала следующие строки: «Управляющим у нас в «Ленэнерго» был тогда
Борис Страупе…» - и
фотография: лысый мужчина с
глазами моего старшего, Севы. Вот он, выпускник
Машиностроительного института (есть запись в летописи этого ВУЗа), репрессированный по «ленинградскому делу» в конце войны. Гранин, как выяснилось, рассказал об этом
честном человеке, знатоке своего дела, в главе, которую цензура не пропустила,
а сам писатель назвал эти страницы «Запретной главой» и опубликовал отдельно.
Так удивительно, словно пазлы,
складываются истории из прошлого нашей
семьи, заполняются зияющие дыры; и вот
уже почти готова картина, в которой всё взаимосвязано.
Второй мой муж -
монтажник-высотник, принимавший участие в реставрации чуть ли не всех
исторических зданий в Петербурге, в том числе и Молодёжного театра на Фонтанке.
От него я узнала, что фермы, под которыми выступал мой предок, заказанные купцом
Тумпаковым в Европе в позапрошлом веке для строительства летней сцены, живы до
сих пор и стали основой для нового зрительного зала театра! А разве можно
назвать случайностью то, что дедушка моего мужа, отца двоих младших, воевал и
похоронен в братской могиле на колпинской земле, где я провела треть жизни?
Наши дети знают, кому и зачем «сигналит» папа,
когда на автомобиле мы проезжаем
через Колпино мимо Воинского
мемориального кладбища, возвращаясь с дачи домой, на Лиговку.
Тэги:
семья предки дети